Светлана Курмашева
Адаптивная физическая культура как интегративная наука и учебная дисциплина
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптивная физическая культура как интегративная наука и учебная дисциплина.
Адаптивная физическая культура вмещает в себя многие области знания и учебные дисциплины – физическая культура, коррекционная педагогика, теория и методика физической культуры и спорта и т. д. Некоторые исследователи отождествляют понятия адаптивной физической культуры и ЛФК. Современные изыскания доказывают обратное, адаптивная физическая культура является более объемным понятием и направлена на социализацию личности человека с ОВЗ, усовершенствование качества жизни людей с ОВЗ и т. д., а не только лечение и укрепление здоровья человека с помощью различных упражнений.
Публикация «Адаптивная физическая культура как интегративная наука и учебная дисциплина» размещена в разделах
С теоретической точки зрения, адаптивная физическая культура как наука изучает особенности, цели и задачи, функции, принципы АФК. Также, адаптивная физическая культура совершенствуется с каждым днем, изучая новые ее виды, которые направлены на удовлетворение различных потребностей людей с ограниченными возможностями и инвалидов. АФК стремится учесть развитие всех сторон жизни человека с ОВЗ – формирование мотивов и потребностей, особенности развития личности и индивидуальных способностей и т. д.
Адаптивная физическая культура тесно связана с другими областями науки и стремится интегрировать понятия медицины, образования и т. д., с целью усовершенствовать развитие человека с ограниченными возможностями здоровья. Важной проблемой теории адаптивной физической культуры выступает исследование особенностей физического и умственного, нравственного и эстетического воспитания в процессе занятий физическими упражнениями.
На сегодняшний день важным аспектом развития адаптивной физической культуры является разработка ее методологии и фундаментализация образования в данной сфере. Однако существуют определенные проблемы, к которым в большей степени относится создание нового знания, которое является результатом взаимопроникновения знаний их разных дисциплин и областей.
Для многих людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов адаптивная физическая культура – это практически единственный способ социальной адаптации, приобретения новых друзей, получения возможности общения и т. п. Целью адаптивной физической культуры как вида физической культуры является максимальное развитие жизнеспособности человека, который имеет отклонения в состоянии здоровья, а также обеспечение оптимального режима функционирования телесно-двигательных характеристик и эмоциональных сил. Что касается задач, то они ставятся в зависимости от определенных потребностей человека – те или иные задачи определяются компонентом адаптивной физической культуры, учебным материалом, материально-техническим обеспечением и др. Существует, в основном, 2 группы задач адаптивной физической культуры :
1. Вытекает из особенностей занимающихся: коррекционные, компенсаторные и профилактические задачи;
2. Образовательные, воспитательные, оздоровительно-развивающие задачи, которые традиционны для физической культуры.
Адаптивная физическая культура способствует формированию определенных характеристик:
• Осознанное отношение к своим возможностям по сравнению с возможностями условно здорового человека;
• Способность преодолевать физические и психологические барьеры, которые препятствуют полноценной жизни;
• Приобретение компенсаторных навыков, которые способствуют использованию функций разных систем организма и органов вместо нарушенных или отсутствующих;
• Преодоление необходимых физических нагрузок;
• Желание быть здоровым и вести здоровый образ жизни;
• Улучшение личностных качеств и т. д.
Виды (компоненты) адаптивной физической культуры : адаптивное физическое воспитание, адаптивный спорт, адаптивная двигательная рекреация, физическая реабилитация. Адаптивное физическое воспитание в коррекционных образовательных учреждениях всех видов. Воспитание личности в адаптивной физической культуре. АФК как часть реабилитации и социальной интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья. Адаптивный спорт как вид адаптивной физической культуры. Цели и задачи адаптивного спорта. Принципы адаптивного спорта. Функции адаптивного спорта. Основные направления развития адаптивного спорта. Классификация лиц, которые занимаются адаптивным спортом. Отличительные особенности адаптивного спорта.
Адаптивное физическое воспитание – это основной вид адаптивной физической культуры. Занятия по адаптивному физическому воспитанию преимущественно проводятся в образовательных учреждениях. Процесс адаптивного физического воспитания относится к специальному образованию, направленному на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья. Адаптивное физическое воспитание в системе коррекционного образования проводится в дошкольных ОУ – комбинированного и компенсирующего видов, в специальных ОУ – I-VIII видов, в учреждения начального профессионального образования, в специальных профессиональных училищах и т. д.
Адаптивное физическое воспитание направлено на коррекцию и компенсацию двигательных возможностей лиц с ОВЗ, на всестороннее развитие лиц с ОВЗ и их адаптацию в социуме и т. д. Адаптивное физическое воспитание способствует реабилитации человека с отклонениями в развитии. Процесс адаптивного физического воспитания людей с ОВЗ характеризуется формированием специальных знаний, необходимых двигательных умений, физических и психических качеств и т. д.
Адаптивное физическое воспитание необходимо начинать с самого рождения ребенка или обнаружения того или иного дефекта, при этом, основное внимание уделяется коррекции основного дефекта. Также, немаловажной задачей занятий по адаптивной физической культуре является коррекция вторичных дефектов и сопутствующих заболеваний, формирование механизмов компенсации. В ситуации, когда коррекция невозможна, ведется профилактическая работа. Адаптивное физическое воспитание выступает важным компонентом адаптивной физической культуры и в ситуации, когда отклонение или инвалидность приобретены и человеку приходится заново обучаться жизненно важным навыкам и умениям.
Адаптивный спорт направлен на удовлетворение потребностей самоактуализации, самореализации своих возможностей и др. у людей с ограниченными возможностями здоровья. Также, одной из ведущих потребностей людей с ОВЗ выступает потребность в общении и социализации. Адаптивный спорт имеет свои специфичные черты.
Основная установка адаптивного спорта – это стремление к максимальному достижению, т. е. рекорду. Рекорд в адаптивном спорте понимается в широком смысле этого слова – сначала повышаются собственные показатели, затем устанавливаются рекорды региона, страны и т. д. Установка на рекорд является отличительной особенностью адаптивного спорта и становится одним из главных звеньев формирования личности спортсмена в адаптивном спорте.
Еще одной отличительной чертой адаптивного спорта выступает обязательное проведение соревнований – процесс сопоставления возможностей разных людей. Вообще спорт без соревнований практические не спорт, потому что именно в процессе соревнований устанавливаются различные рекорды.
Адаптивный спорт систематизирует классификацию спортсменов, разделяя их на классы. Это разделение проводится в соответствии с медицинскими показаниями – определение «остаточного здоровья» у спортсменов и, в соответствии со спортивно-функциональным направлением, которое разделяет спортсменов по их специфике двигательной активности в каждом виде спорта.
Адаптивный спорт нацелен на самореализацию лиц с ограниченными возможностями здоровья в определенном виде спорта или деятельности. Повышая самореализацию, повышается и социализация лиц с ОВЗ и их приспособление к нормам и правилам жизни в обществе здоровых людей. Сами спортсмены, в ходе занятий адаптивным спортом, приобщаются к определенным ценностям спортивной культуры и усваивают общественно-исторический опыт в данной сфере.
Адаптивная двигательная рекреация – это вид адаптивной физической культуры. Данный вид еще слабо развит в нашей стране. Адаптивная двигательная рекреация нацелена на удовлетворение потребностей людей с ОВЗ в процессе двигательной активности, смены вида деятельности, отдыха и т. д. Отличительными особенностями адаптивной двигательной рекреации выступают:
1. Занятия адаптивной двигательной рекреацией зависят только от желаний самих занимающихся;
2. Средства и методы адаптивной двигательной рекреации выбираются свободно и самими обучающимися.
3. Занятия адаптивной двигательной рекреацией направлены на получение удовольствия и т. д.
Адаптивная двигательная рекреация нацелена оптимизировать состояние и восстановить физические и моральные силы людей с ОВЗ, которые они тратят в процессе занятий основным видом деятельности, потому что, как уже было сказано выше, занятия адаптивной двигательной рекреацией направлены на получение удовольствия и имеют релаксирующий характер.
Адаптивная двигательная рекреация еще не получила широкого распространения и для того, чтобы это произошло, основным условием выступает изменение отношения к людям с ОВЗ/ инвалидам в нашей стране. Также, необходимо, чтобы сами лица с ОВЗ /инвалиды относились к этому виду адаптивной физической культуры как ценной и полезной деятельности, которая усовершенствует их жизнедеятельность.
Адаптивная физическая реабилитация способствует удовлетворению потребностей индивида с отклонениями в состоянии здоровья в лечении, восстановлении временно утраченных функций. Основной целью адаптивной физической реабилитации является формирование адекватных психических реакций на то или иное заболевание, ориентация на использование определенных средств, которые стимулируют восстановление организма.