Ольга
Адаптированные рассказы для детей о народных промыслах
▼ Скачать + Заказать документы
Городецкая роспись - традиционное народное творчество
Городецкая роспись родилась в одном из древнейших городов Нижегородской области - в Городце. В районе Городца с давних пор были развиты гончарное и золотошвейное производство, прядение, ткачество, изготовление расписных деревянных и глиняных игрушек, вышивка, кружевоплетение. Здесь вырезали пряничные доски, при помощи которых пекли знаменитые городецкие пряники. И поныне в городе стоят дома, украшенные искусной резьбой: русалки, берегини, драконы.
Публикация «Адаптированные рассказы для детей о народных промыслах» размещена в разделах
Так уж повелось на Руси, что ни одно орудие труда не было столь разнообразным по форме и не украшалось с такой любовью, как прялка. В старину прялку можно было увидеть в каждой крестьянской избе. Прядение, как и ткачество, стало символом женского трудолюбия. Прялка была одним из самых почитаемых предметов в доме. Ее расписывали затейливыми узорами, иногда и добрыми пожеланиями, прибаутками, шутками, например: «Сия прялка изрядна, хозяюшка обрядна». Прялка состоит из стояка с гребнем, лопастью, к которой прикрепляется кудель, и горизонтальной доски - донца, на котором сидела пряха. В Городце расписывали знаменитые на все Поволжье прялки. Сначала их красили соком ягод (клюква, черника, позднее мастера стали покупать для росписи краски. Большая часть расписных донец шла на продажу. Мастерам приходилось заботиться о том, чтобы их товар на базаре не потерялся среди общего многоцветия.
Мастерство росписи со временем совершенствовалось. В результате сочетания сначала белого, а затем желтого фона с фигурками из черного дуба, а также красного, синего и зеленого цвета роспись стала приобретать совсем новые качества.
Раскраска донец была важным шагом к освоению искусства живописи. Выполняя ее, мастера научились окрашивать фон в различные цвета. Кроме донец мастера расписывали солонки, дуги, детские стульчики, игрушки, каталки. Городецкая роспись делалась без предварительной разметки: мастер сразу наносил кистью основной фон и основные формы росписи. Шаблона (образца) не было. Фантазию мастера никто не ограничивал. Ни один не повторял работы другого - это был один из основных законов Городецкой росписи. Так простейшее орудие производства превратилось в произведение искусства.
Городецкая роспись развивалась как искусство оформления плоских поверхностей. Она не нуждается в тепловой обработке, что позволяло использовать более широкую палитру красок. Мастера составляли разнообразные оттенки розового и голубого, фиолетового и оранжевого, а также ярко-красного и вишневого, зеленого и коричневого. В росписях никогда не было грубости и пестроты - это важнейшее отличие Городецких мастеров.
На фабрике «Городецкая роспись» ныне изготавливают и расписывают игрушки и детскую мебель, посуду, панно, сувениры, кухонную утварь. Содержание росписи основано на темах народного творчества : пословицах, сказаниях, поговорках. Хочется верить, что Городецкая роспись не исчезнет, а будет вечно радовать глаз и душу нашего народа.