елена иваненко
Адаптированная образовательная программа для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (от 6 до 7 лет)
▼ Скачать
Содержание:
Пояснительная записка…. 3
1. Целевой раздел
1.1 Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность МБДОУ….4
1.2 Возрастные и индивидуальные особенности детей с НОДА… … 5
1.3 Цели и задачи реализации программы…. 6
1.4 Принципы и подходы к формированию программы…. 8
1.5 Планируемый результат освоения программы…. 9
2. Содержательный раздел
2.1 Образовательная деятельность с учетом основной и вариативных образовательных программ дошкольного коррекционного образования… 13
Публикация «Адаптированная образовательная программа для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (от 6 до 7 лет)» размещена в разделах
- Нарушение опорно-двигательного аппарата (НОДА, ДЦП)
- Подготовительная группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
2.2 Программно-методическое обеспечение….…. 16
2.3 Перспективно-тематическое планирование…. 18
2.4 Содержание коррекционной работы…. 33
2.5 Мониторинг освоения образовательной программы…. 35
2.6 Организация работы с семьей…. 37
Основные формы взаимодействия с семьей.
3. Организационный раздел
3.1 Оформление предметно-пространственной среды….… 40
3.2 Перечень программ и пособий …. …. 41
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана в соответствии с основным положением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и ориентирована для работы с детьми подготовительного дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 25 города Михайловска обеспечивает психолого-педагогическую, медицинскую и социальную помощь детям, испытывающим трудности в освоении основной общеобразовательной программы. Оказывает помощь в необходимой коррекции отклонений в развитии детей, укреплении их физического и психического здоровья, развитие индивидуальных способностей, всестороннего воспитания, на основе организации разнообразных видов творческой деятельности.
Для составления адаптированной образовательной программы использовались специальные программы :
- «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (М. : Мозаика-Синтез, 2014.-352с. ,
-«Воспитание и обучение детей с церебральным параличом дошкольного возраста 1,2,3 годы обучения» под редакцией Н. В. Симоновой.
Адаптированная образовательная программа составлена по образовательным областям : «Познавательное развитие», «Речевое развитие» (ФГОС ДО). В программе определены виды интеграции образовательных областей и целевые ориентиры развития ребенка.
Разработанная программа предусматривает включение воспитанников в процессы ознакомления с региональными особенностями Ставропольского края. Основной целью работы является развитие духовно-нравственной культуры ребенка, формирование ценностных ориентаций средствами традиционной народной культуры родного края
Проект программы является «открытым» и может включать в себя целесообразные дополнения и изменения.
Целевой раздел
1.1 Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность МБДОУ.
Дошкольное образование осуществляется в соответствии с программой «От рождения до школы», а также нормативно - правовыми документами, обязательными для выполнения в полном объеме к условиям и результатам обучающихся начальной ступени образования и в соответствии :
с международно-правовыми актами
Конституцией РФ от 12.12.1993 г. (с изменениями и дополнениями);
Конвенцией о правах ребёнка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г., вступила в силу для СССР 15.09.1990 г.);
с законами РФ
Законом РФ от 29.12.2012 г. № 273 – Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
с документами Правительства РФ
Постановлением Главного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
с документами Министерства образования и науки РФ
Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования;
с локальными документами
Устав учреждения.
Годовой план работы ДОУ.
1.2 Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей
с нарушениями опорно-двигательного аппарата
У детей данной категории все основные психические новообразования возраста формируются с запаздыванием и имеют качественное своеобразие. Для них характерна значительная неоднородность нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности, а так же ярко выраженная неравномерность формирования разных сторон психической деятельности. Такие дети отличаются незрелостью форм поведения, целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, утомляемости, склонность к тормозным реакциям, слабость концентрации внимания и памяти, замедленность переключения психических процессов, пассивность, нарушения речи : одни используют довербальные средства общения, другие пользуются простой фразой, структурно нарушенной;
Для детей характерны поздние сроки становления сенсорных функций. Типична недостаточная обобщенность восприятия, нечеткость образов, представлений. Часть детей имеет малую дифференцированность эмоциональных реакций, их неадекватность. Кроме того, у этих детей часто встречаются нарушения зрения, слуха, речи. Из-за нарушений в двигательной сфере сужается объем непосредственно воспринимаемого пространства, и это ограничивает кругозор ребенка. Общая моторика недоразвита, дети неловки в навыках самообслуживания, для них характерно замедленное формирование пространственно-временных представлений, оптико-пространственного гнозиса, фонематического анализа, конструктивного праксиса.
Возрастные психологические особенности дошкольников 4 - 6 лет с НОДА.
низкий уровень развития восприятия (по сравнению с нормально развивающимися сверстниками);
отклонения в развитии внимания: неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация, трудности переключения;
неравномерная работоспособность;
отклонения в развитии памяти: заметное преобладание наглядной памяти над словесной, большая сохранность непроизвольной памяти по сравнению с произвольной, недостаточный объём и точность запоминания;
выраженное отставание и своеобразие обнаруживается и в развитии познавательной деятельности: дети не владеют представлениями об основных цветах, геометрических формах, времени и пространстве.
нарушен поэтапный контроль над выполняемой деятельностью: они часто не замечают несоответствия своей работы предложенному образцу, не всегда находят допущенные ошибки, даже после просьбы взрослого проверить выполненную работу.
снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.
нарушения речи : одни используют довербальные средства общения, другие пользуются простой фразой, аграмматичной, структурно нарушенной;
Возрастные психологические особенности дошкольников 6 – 7 лет с НОДА
ослаблено здоровье и отмечается сниженный уровень физического и психофизического развития;
не сформирована мотивационная готовность. Даже если ребенок хочет идти в школу, в большей степени его привлекает учебная атрибутика - в школе он будет играть, а не учиться;
отмечается низкий уровень эмоционально-волевой готовности. Ребенок не может подчиниться правилам дисциплины, неспособен к длительным интеллектуальным усилиям;
не сформированы все структурные компоненты учебной деятельности;
испытывают трудности при выполнении заданий, связанных на развитие мелкой моторики;
непроизвольное внимание развито значительно лучше, чем произвольное;
несоответствие между уровнем наглядно действенных операций и словесно-логического мышления;
могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, дети слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения.
1.3 Цели и задачи реализации программы.
Цель: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Задачи:
• обеспечение права ребенка с нарушениями в развитии на получение коррекционной помощи;
• формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой и большой родине;
• формирование основ собственной безопасности и безопасности окружающего мира (в быту, в социуме, природе);
• овладение элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме, на основе первичных ценностно-моральных представлений о том, "что такое хорошо и что такое плохо;
• охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
• обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка, независимо от пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей;
• создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка;
• обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
• учёт этнокультурной ситуации развития детей.
Эти задачи реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, элементарно-трудовой.
Методы и приемы, используемые в работе
1. Словесные методы обучения:
• устное изложение;
• беседа;
• рассказ;
• объяснение;
• анализ текста, произведения.
2. Наглядные методы обучения
• показ видеоматериалов, иллюстраций;
• показ, исполнение педагогом;
• наблюдение;
• работа по образцу.
3Практические методы обучения
• эксперимент;
• опыт.
4. Игровые методы обучения.
1.4 Принципы и подходы к формированию программы
Принцип системности опирается на представление о психическом развитии как о сложной функциональной системе, структурной компоненты, которой находятся в тесном взаимодействии. Системность и комплексность коррекционной работы реализуются в учебном процессе благодаря системе повторения усвоенных навыков, опоры на уже имеющиеся знания и умения, что обеспечивает поступательное психическое развитие.
Принцип развития предполагает выделение в процессе коррекционной работы тех задач, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.
Принцип комплексности предполагает, что устранение психических нарушений должно носить медико-психолого-педагогический характер, т. е. опираться на взаимосвязь всех специалистов ДОУ. Программа предусматривает полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов детского учреждения и родителей дошкольников.
Совместная работа учителя-дефектолога и воспитателя является залогом успеха коррекционной работы. Комплексный подход обеспечивает более высокие темпы динамики общего и психического развития детей. Воспитатель закрепляет сформированные умения, создает условия для активизации познавательных навыков.
Принцип доступности предполагает построение обучения дошкольников на уровне их реальных познавательных возможностей. Конкретность и доступность обеспечиваются подбором коррекционно-развивающих пособий в соответствии с санитарно-гигиеническими и возрастными нормами.
Принцип последовательности и концентричности усвоения знаний предполагает такой подбор материала, когда между составными частями его существует логическая связь, последующие задания опираются на предыдущие. Такое построение программного содержания позволяет обеспечить высокое качество образования. Концентрированное изучения материала служит также средством установления более тесных связей между специалистами ДОУ. В результате использования единой темы на занятиях дефектолога, воспитателя, логопеда, музыкального руководителя дети прочно усваивают материал и активно пользуются им в дальнейшем. Коррекционная работа должна строится так, чтобы способствовать развитию высших психических функций: внимания, памяти, восприятия, мышления.
1.5 Планируемый результат освоения программы.
Целевые ориентиры дошкольного образования, представленные в ФГОС ДО, следует рассматривать как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка в норме. Они являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации, однако каждая из примерных программ имеет свои отличительные особенности, свои приоритеты, целевые ориентиры, которые не противоречат ФГОС ДО, но могут углублять и дополнять его требования.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования
(по программе «От рождения до школы»).
• Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
• Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
• Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.
• Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей.
• Проявляет симпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.
• Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.
• Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать.
• Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
• У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
• Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены.
• Проявляет ответственность за начатое дело.
• Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, ин