Папки-передвижки

Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ

Анастасия Морнова
Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

1слайд «Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ»

(речь на 11минут) :

Добрый день. Мы рассмотрим процесс вхождения маленького ребенка, его начала дошкольного образования. И начнем мы с понятий. Что такое адаптация?

2слайд

Публикация «Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ» размещена в разделах

Адаптация – это процесс взаимодействия личности с социальной средой, приспособление организма к новым условиям социального существования, новому режиму, который сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка.

Грамотная адаптация ребенка в дошкольном учреждении – это психолого-педагогическое сопровождение -

3 слайд

Психолого-педагогическое сопровождение – а это целостная система, в процессе реализации которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного развития каждого ребенка.

Мы говорим об адаптации детей раннего возраста, которые начинают посещать дет. сад, о детях от полутора до 3х лет.

Ранний возраст – это период в развитии ребенка между младенчеством и дошкольным возрастом.

4 слайд

Напомню о проблемах адаптационного периода, и чего мы будем не допускать, а не допускать мы будем дезадаптации детей.

Дезадаптация – это состояние, возникающее в результате несоответствия социопсихологического или психофизиологичекого статуса ребенка требованиям новой социальной ситуации.

Это его навыки взаимодействия, уровень онтогенеза, его физическое развитие и здоровье. Все это мы учитываем в работе с детьми.

Итак, как мы принимаем таких детей и организовываем с ними работу? -

5 слайд

Адаптационная модель • Создание благоприятной пространственной предметно-развивающей среды. • Психологическая компетентность педагогического коллектива. • Работа с родителями. • Работа с детьми.

Прежде всего, мы создаем *благоприятную пространственную предметно-развивающую среду.

Второе. *психологическая компетентность педагогического коллектива – влияет на процесс адаптации детей.

Далее обсудим *работу с родителями и *работу с детьми.

Итак, рассмотрим каждый пункт по порядку -

6 слайд

Создание благоприятной пространственной предметно-развивающей среды

«Спокойное» пространство группы. • Предметно-развивающий инструментарий соответствует возрасту. • Места для уединения.

Это прежде всего *спокойное пространство группы. Это значит, что стены сада и группы должны быть визуально приятными без кричащих цветов, минимум ярких игрушек, так как это влияет на эмоциональный фон детей. Далее предметно-развивающий *инструментарий должен соответствовать возрасту. Это вопрос безопасности и возможностей детей. Так же не стоит переполнять помещение – это может утомлять детей. *Места для уединения обязательно должны быть созданы, это могут быть кресла, диванчик, мягкий модуль, находящийся отдаленно от мест скопления детей, такие места способствуют снятию напряжения. Следующий компонент -

7 слайд

Психологическая компетентность педагогического коллектива

• Знание всеми участниками образовательного процесса основных этапов психофизиологического развития детей.

• Владение всеми участниками образовательного процесса основными педагогическими навыками.

Все участники образовательного процесса должны знать *этапы психического и физического развития детей и младшие воспитатели и вахтер если есть, все взрослые люди должны по взгляду определять хочет ли ребенок внимания или не хочет. Говорить с ребенком нужно спокойно, простыми, понятными словами без выраженных эмоций, чтобы не утомлять.

Далее, владение всеми участниками образовательного процесса основными *педагогическими навыками. Мы не можем требовать от младшего персонала высокого уровня знаний, но как вести себя с ребенком, например, когда у него истерика или ребенок манипулирует, все сотрудники дет. сада должны знать основные навыки взаимодействия с детьми.

Далее, работа с родителями –

8 слайд

Работа с родителями • Консультирование родителей начинается до начала посещения ребенком ДОУ. • Регулярная информационная и консультативная поддержка родителей на протяжении всего адаптационного периода. • Цель консультирования – снижение эмоционального напряжения и тревожности родителей.

Консультирование родителей мы начинаем до посещения ребенком д. сада. В мае у нас начинает работать родительский клуб «Мамина школа», мы проводим несколько встреч для родителей: знакомим с помещениями дет. сада, рассказываем об адаптации, о том как может вести себя ребенок в первые дни адаптации, какие изменения происходят в поведении и как правильно реагировать. Далее проводим родительские собрания на группах. Когда посещение ребенком д. сада началось, мы оказываем регулярную информационную и консультативную поддержку родителей на протяжении всего адаптационного периода. Новое поведение ребенка является для родителей эмоциональным напряжением, это отражено в цели консультирования - снижение эмоционального напряжения и тревожности родителей. Когда воспитатели и родители стабилизировали общение, привыкли к условиям дошк. учрежд-я, то и поведение ребенка стабилизируется. Далее работа с детьми –

9 слайд

Работа с детьми • Внимание к соматическому состоянию ребенка при соблюдении режимных моментов. • Наблюдение за сенсорными особенностями каждого ребенка. • Визуальные подсказки для обучения навыкам самообслуживания. • Игровая форма занятий.

Мы проявляем внимание к *соматическому состоянию ребенка при соблюдении режимных моментов, во время прихода в дошк. учрежд, во время зарядки, завтрака, прогулки, занятий, дневного сна. Например, мы можем наблюдать за ребенком, который пришел не выспавшимся, соответственно учитывая его состояние мы не будем привлекать его к активным играм и занятиям, а так же мы учитываем восприятие ребенка к цветам его окружающим, шумовой нагрузке и к тому, как ребенок воспринимает нас и окружающую обстановку. Мы регулируем *сенсОрную нагрузку, чтоб не переутомлять ребенка для его хорошего самочувствия.

Далее поговорим о *визуальных подсказках для обучения навыкам самообслуживания и *игровых формах занятий. -

10 слайд

Визуальные подсказки для обучения навыкам самообслуживания (картинки - моют руки и алгоритм одевания)

Вы видите на экране процесс мытья рук. Ребенку, который еще не освоил навыки самообслуживания слова педагога «Идем мыть руки» мало что могут значить, ведь до этого ему могли мыть руки родители и без словесного сопровождения. Тогда мы показываем на каждую картинку помогая выполнять действия вместе с ним, при этом хвалим ребенка, сохраняя его самооценку и позитивное эмоциональное состояние.

Следующая картинка это алгоритм одевания. Можно повесить большой плакат в раздевальном помещении или небольшие картинки на дверцы шкафчиков. Важно хвалить ребенка за самостоятельные действия и в работе с родителями важно указывать на достижения ребенка. Тем самым мы формируем положительные отношения с родителями. Далее, какая должна быть игровая форма занятий –

11 слайд

Игровая форма занятий • Фронтальные игры. • Игры с предметами. • Подвижные игры. • Игры с мячом. • Музыкальные игры – развитие слухового восприятия. • Хороводные игры для детей раннего возраста. • Речевые игры.

Именно в такой последовательности игры для детей должны эволюционировать. *Фронтальные игры - это игры со всеми детьми одновременно. С детьми раннего возраста играем на коврике, например, в игру «А кто у нас такой хороший?». В это время близкого от вас ребенка можно погладить по спинке, если он допускает тактильный контакт, по головке погладить, и, называя его имя, обращаясь к другим детям ответить:- «Это Машенька у нас такая хорошая, пригожая». После по очереди обратиться ко всем детям. Такая простая игра объединяет детский коллектив. Игра побуждает обращать внимание на педагога, в этот момент воспитатель воспринимается, как «мама», формируются доверительные отношения.

К 3м годам дети проявляют самостоятельность, формируется «Образ Я». С ними играем в игры с элементами лого-ритмики - это стихи, которые можно повторять с детьми, разминка пальчиковой гимнастики в сопровождении с речью и другие речевые игры. Далее игры с *предметами. Для детей раннего возраста это кубики, мячики, пирамидки и простые игрушки. Игры сопровождаем речью, стишком. Например, нанизываем колечки на палочку и проговариваем «Ты колечко покрутись, можно убрать руку и колечки упадут, дети радостно побегут их собирать, это все основы обучения и развития внимания, сохраняются положительные эмоции и формируется стереотип учебного поведения. С детьми постарше используем игры посложнее, например, «Волшебный мешочек с предметами» и даем задание, что нужно из него достать на ощупь?Далее *подвижные игры. С малышами - это простые спокойные догонялки, кошки-мышки, волк и зайцы. Игры с *мячом -это уже игры с усложнением, здесь подключается координация движений, согласованность. Мы можем обсудить форму, упругость и можем предложить повторить какие-либо действия, пример, «Подними вверх, вниз, вперед. С детьми постарше мы организовываем более сложную игру с мячом. Например, «Покидать мяч в цель, покатать вокруг конуса руками, передавать, поиграть в съедобное-несъедобное итд…Далее *музыкальные игры на развитие слухового восприятия. Это игры с музыкальными инструментами. Для малышей это простые инструменты: бубен, маракассы, дудочки. Сначала знакомим с предметом визуально и тактильно. Можем попросить погреметь погремушкой или колокольчиком, ударить в бубен, позднее подсоединять ритм, например, повторить два- три раза. С детьми постарше можно сразу начинать с развития ритма, а затем играть в угадайки. Например, дети с закрытыми глазами угадывают, какой инструмент звучит итд. Далее *хороводные игры. Для детей раннего возраста хоровод -это согласованность действий, координации движений, и умение повторить за взрослым инструкцию, подключение песен в процессе. Для малышей достаточно просто обучить стоять в круге, ходить по кругу, что значит держать соседа за руки и можно сопровождать простой распевкой или стишком. С детьми постраше можно начинать и с «Каравая». Далее *речевые игры. Они являются самыми сложными для детей. В них может содержаться задание, загадки, инструкции, которые сначала прослушиваются, а потом уже без опоры на визуальный контакт – выполнить ее. Для малышей это, например, повторить звуки животных за воспитателем или самостоятельно. Для детей 3х лет это уже загадки или хорошо известные стихи детских авторов, можно попросить закончить фразу или пропеть последние слова песенки.

Так строятся игры в структуре. В них отражаются все образовательные области.

В процессе адаптации важно понимать, что эти игры являются занятиями в игровой форме. Таким образом, процесс адаптации пройдет грамотно и последовательно, будет заложен благоприятный климат между всеми участниками этого ответственного процесса. И дальнейшее образование ребенка должно быть для него удовольствием и пройти успешно.

Публикации по теме:

Психологическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптацииПсихологическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации (опыт работы) Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических.

Анализ результатов адаптации детей ранней группы к условиям детского сада В этом учебном году мы приняли самых маленьких малышей от 1,5 лет до 3 лет 17 детей. Мальчиков – 12, девочек - 5 Прием детей начали с.

Психолого-педагогическое занятие на развитие творческого воображения детей с ОВЗ (ТНР) «Рисование на пене для бритья»Психолого-педагогическое занятие на развитие творческого воображения детей с ОВЗ (ТНР) «Рисование на пене для бритья» Конспект психолого-педагогического занятия на развитие творческого воображения детей с ОВЗ (ТНР) с помощью нетрадиционной техники рисования.

Консультация «Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации междисциплинарного подхода» Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации междисциплинарного подхода в ДОО компенсирующего вида. Проблема.

Квест-знакомство в период адаптации детей к условиям детского садаКвест-знакомство в период адаптации детей к условиям детского сада Тип организованной деятельности: Прогулка квест-знакомство с при-влечением воспитанников старшего дошкольного возраста. Цель: создать.

Модель медико-психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ (часть III) часть 1 РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП Задачи этапа -анализ и оценка успешности прохождения адаптации детьми (в целом и индивидуально); -анализ причин.

Педагогический проект «Адаптации детей первой младшей группы дошкольного возраста к условиям ДОУ»Педагогический проект «Адаптации детей первой младшей группы дошкольного возраста к условиям ДОУ» Педагогический проект «Адаптации детей 1 младшей группы дошкольного возраста к условиям ДОУ»Проект посоциально – коммуникативному, познавательному,.

Проектная деятельность в группе раннего развития как средство облегчения периода адаптации к условиям ДОУПроектная деятельность в группе раннего развития как средство облегчения периода адаптации к условиям ДОУ Малыши переступают порог детского сада. В жизни детей наступает самый сложный период – период адаптации. Адаптацией принято называть процесс.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации агрессивных детей раннего дошкольного возраста в ДОУ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Период адаптации – тяжелое время для ребенка. Однако не следует рассматривать проблему адаптации как односторонний.

Психолого-педагогическое сопровождение и коррекция тревожных детей среднего дошкольного возраста в ДОУ Подготовила и провела исследование Кокорина И. Н. На современном этапе детский сад становится одним из определяющих социальных условий формирования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ
Опубликовано: 7 мая 2022 в 22:32
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Морнова (УИ 903529) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД