Наталья Гончарова
Адаптация одаренных детей в социуме
▼ Скачать + Заказать документы
Социальный заказ общества на современном этапе ставит задачу развития одарённого ребенка в качестве приоритетной. Это очень важная, но и трудная задача. В чем же состоит трудность? И что же такое одаренность – дар или наказание?
Одаренность – это высокий уровень развития, каких либо способностей.
Основная проблема одаренного ребенка – его адаптация в социуме. Почему же это происходит? Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте рассмотрим качества развивающейся личности, характерные для одаренного ребенка. Хочу обратить ваше внимание на 3 основных направления: психосоциальная чувствительность, интеллектуальное развитие, и физические характеристики.
Публикация «Адаптация одаренных детей в социуме» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Темочки
Психосоциальная чувствительность :
Одаренные дети обнаруживают обостренное чувство справедливости; опережающее нравственное развитие опирается на опережающее развитие восприятия и познания.
Они предъявляют высокие требования к себе и окружающим.
Им недостает эмоционального баланса, в раннем возрасте одаренные дети нетерпеливы и порывисты.
Порой для них характерны преувеличенные страхи и повышенная чувствительность.
Они обладают отличным чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки.
Интеллектуальное развитие:
Одаренных детей отличает наличие большого словарного запаса.
Маленькие «вундеркинды» умеют задавать вопросы, с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.
Умеют находить применение накопленным знаниям.
Физические характеристики:
Одаренного ребенка отличает высокий энергетический уровень. Причем спят они меньше обычного.
Их моторная координация и владение руками часто отстают от познавательных способностей.
Одаренному ребенку все достается легко. Его нередко сравнивают с губкой, впитывающую самую разнообразную информацию и ощущения. Там, где способному ребенку нужно трудиться, и усваивать различные навыки, для одаренного ребенка не составляет труда достичь успеха. Они больше видят, слышат и чувствуют, чем другие в тех же условиях. Они могут следить одновременно за несколькими событиями. Из поля их восприятия не выпадают интонации, жесты, позы и модели поведения окружающих. Когда все остальные старательно корпят над заданием взрослого, он уже все сделала, и ему становится скучно, он начинает шалить, позже хулиганить, чем основательно раздражает взрослых. Возникает конфликт.
Преимущества одаренного ребенка часто оборачиваются против него же самого, становятся причиной его личностных и социальных проблем. В обществе ценится умение соответствовать нормам и правилам, заведенным в образовательном учреждении. А непременной отличительной чертой одаренного ребенка является оригинальность мышления, принятие нестандартных решений. И тогда ребенок начинает понимать, что он не такой как все. И понимание своей непохожести выводит его из равновесия, возникает чувство, которое заставляет думать о себе как о «странном». Возникает чувство отчуждения, к которому так восприимчивы одаренные дети.
Необходимо, чтобы одаренные дети обладали позитивным самовосприятием. Важно адекватно оценивать способности – ни умалять, не игнорировать их, или чрезмерно акцентировать на них внимание. Это может привести к нарушению личностного формирования, страдает эмоциональная сфера детей. Возникновение зазнайства, эгоизма убивает появления талантов.
Для одаренных детей характерна повышенная чувствительность и уязвимость. Безобидные и нейтральные замечания часто вызывают у них бурную эмоциональную реакцию. У таких детей необходимо вырабатывать терпеливое отношение к чужому мнению, особенно в тех случаях, когда приходится сталкиваться с менее способными детьми. Возникновение зазнайства, эгоизма убивает появления талантов.
Для ребенка одним из сильнейших мотивов деятельности является желание сделать приятное взрослым, родителям, преуспеть в их глазах. Необходимо соблюдать равновесие в приоритетах, чтобы развитие личности не было нарушено одним желанием выгодно выглядеть в глазах взрослого. Поощрять необходимо за различные попытки, а не только за успех. Похвала за старание приведет к тому, что ребенок будет пробовать себя в различной деятельности, а не стремиться избегать неудач.
Из всего сказанного можно сделать вывод и привести следующую классификацию проблем в адаптации одаренных детей.
Неприязнь к детскому саду. Такое отношение часто появляется от того, что учебная программа скучна, неинтересна для одаренного ребенка, не соответствует его способностям.
Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Впоследствии этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.
Конформность. (Конформизм – приспособленчество, бездумное следование общим мнениям). Одаренные дети отвергают стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут в разрез с их интересами.
Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями как смерть, загробная жизнь, религиозные верования, философские проблемы.
Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами.
Стремление к совершенству. Для них характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности, низкая самооценка.
Потребность во внимании взрослых. В силу стремления к познанию, одаренные дети стремятся всеми силами завладеть вниманием взрослого. А это вызывает терния в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.
В любом случае, какие бы проблемы адаптации одаренного ребенка не стояли, не стоит обособлять его от сверстников, пусть он имеет возможность общаться как с «обычными» детьми, так и с детьми своего интеллектуального уровня развития. Это поможет одаренному ребенку приобрести навыки социального взаимодействия, научиться понимать людей, реально оценивая их достоинства и недостатки и ценить индивидуальность каждого из них.
Взрослым стоит поостеречься демонстрировать одаренному ребенку оценочное и сравнительное отношение к другим детям. Здесь важно научить ребенка не сравнивать себя с другими детьми, а показать ему, что каждый из них по-своему особенный.
Со стороны взрослых, родителей, маленькому гению требуется особенно много внимания, терпения, заботы. Ведь одарённый ребенок тонко чувствует и глубоко переживает, отличается особой эмоциональностью и ранимостью. Все взрослые не должны забывать, что вундеркинд – это, прежде всего ребенок, для которого полноценное детство, проведенное в атмосфере любви и понимания, становиться очень важным потенциалом, основой его будущего благополучия.
Литература.
1. Заводчикова О. Г. Адаптация ребенка в детском саду : взаимодействие дошк. образоват. учреждения и семьи : пособие для воспитателей / О. Г. Заводчикова. — М. : Просвещение, 2007. — 79 с.
2. Кирюхина, Н. В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ : практ. пособие / Н. В. Кирюхина. — 2-е изд. — М. : Айрис-пресс, 2006. — 112 с. — (Дошкольное воспитание и развитие).