Ольга Чернякова
Консультация «Учёт личностных характеристик одаренных детей в процессе воспитания»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема одарённости сегодня становится всё более актуальной, что связано с потребностью современного общества в неординарной, творчески мыслящей личности с одной стороны и необходимостью проявления высокой активности человека, его умений, способностей, нестандартного поведения для решения задач, которые ставятся перед ним постоянно изменяющимися окружающими условиями с другой стороны.
Одарённый учащийся зачастую находится в замкнутом пространстве своей одарённости. У него другой взгляд на мир, другие ощущения себя в мире, что затрудняет степень встраивания индивида в систему общественных отношений.
Публикация «Консультация „Учёт личностных характеристик одаренных детей в процессе воспитания“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Темочки
Такие дети уже в силу своего творческого одиночества нуждаются в особом педагогическом внимании, будь то со стороны родителей или педагогов.
С такими детьми всегда труднее, чем с обычными, послушными, не «выпадающими» из общих мерок. Адаптация одарённых детей протекает неравномерно и достаточно трудно. Трудности связаны как с социальными условиями, в которых находится такой ребёнок, так и с его нестандартностью.
На основе исследования Л. И. Петровой выделим проблемы адаптации к окружающей действительности одарённых детей :
- трудности общения со сверстниками и взрослыми. Одаренный ребёнок отличается от
детей, окружающих его мироощущением, реакцией на внешние раздражители. Одноклассников может раздражать его постоянная готовность правильно ответить на любой вопрос учителя, а взрослых – его знания в разных (или в одной какой-либо) областях. Взрослые, в том числе педагоги, часто рассматривают наличие таких знаний как покушение на их авторитет;
- трудности управления модификациями своего поведения. Одарённые дети не любят
монотонной и скучно работы, как правило, теряют интерес к деятельности до её окончания;
- трудности развития творческой активности. Одарённые дети направлены в основном
на глубокое и прочное усвоение знаний, на расширение своего кругозора. Их может затруднить творческое задание, предложенное взрослым.
В истории исследования категории одаренности сложились четыре взаимодополняющие концепции:
1) понимание одаренности как высокого уровня развития системы когнитивных процессов (сенсорно-перцептивных процессов, внимания, памяти,
мышления и воображения, измеряемых с помощью соответствующих текстов;
__ Организация работы с одарёнными детьми предполагает, что педагог будет преодолевать педагогические и психологические трудности, обусловленные разнообразием видов одаренности, множеством противоречивых теоретических подходов и методов, вариативностью современного образования, а также чрезвычайно малым числом специалистов, подготовленных к работе с одаренными детьми.
Отсюда возникает проблема создания целостной системы работы с одаренными детьми в условиях образовательного учреждения.
Цели организации работы с одарёнными детьми предполагают решение проблем формирования и развития личности ребё нка по следующим позициям:
- психолого-педагогической – создание оптимальных условий для развития интересов, способностей каждого учащегося;
- социальной – целенаправленное воздействие на формирование творческого, интеллектуального, профессионального потенциала общества;
- дидактической – создание новой методической системы обучения учащихся, принципиально отличающейся от традиционной прежде всего решением индивидуальных образовательных проблем учащихся.
Организация работы педагога с одарё нными детьми предполагает:
- признание ребёнка субъектом развития, обучения и воспитания, реализующим свои образовательные потребности по отношению к внешнему миру в процессе субъект-субъектных и субъект-объектных образовательных воздействий;
- признание способности ребёнка к саморазвитию и его права на индивидуальную траекторию освоения образовательных областей; - смену позиции педагога на сопровождающую по отношению к деятельности учащегося;
- приоритет личностного содержания образования, формируемого в процессе прохождения индивидуальных образовательных траекторий;
- приоритет продуктивного компонента содержания образования, выражающегося в созидающей функции ученика.
Одаренные дети должны усвоить знания во всех предметных областях, составляющих общее среднее образование. В то же время психологические особенности одаренных детей, а также социальные ожидания в отношении этой группы учащихся позволяют выделить и специфическую составляющую в отношении традиционной цели обучения, связанной с усвоением определенного объема знаний в рамках образовательных предметов. Этой специфической составляющей является высокий (или повышенный) уровень и широта общеобразовательной подготовки.
Для всех детей главной целью обучения и воспитания является обеспечение условий для раскрытия и развития всех способностей и дарований с целью их последующей реализации в жизни и профессиональной деятельности. Но применительно к одаренным детям эта цель особенно значима. Следует подчеркнуть, что именно на этих детей общество в первую очередь возлагает надежду на решение актуальных проблем современной_ цивилизации. Поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей— это особо важная задача обучения одаренных детей.
Конкретные цели обучения одаренных учащихся определяются с учетом качественной специфики определенного вида одаренности, а также психологических закономерностей ее развития. Так, в качестве приоритетных ориентиров обучения детей с общей одаренностью могут быть выделены следующие:_
- развитие духовно-нравственных основ личности одаренного ребенка, высших духовных ценностей (важно не само по себе дарование, а то, какое применение оно будет иметь);
- создание условий для развития творческой личности;
- развитие индивидуальности одаренного ребенка (выявление и раскрытие самобытности и индивидуального своеобразия его возможностей);
- обеспечение широкой общеобразовательной подготовки высокого уровня, обусловливающей развитие целостного миропонимания и высокого уровня компетентности в различных областях знания в соответствии с индивидуальными потребностями и склонностями учащихся.
Учитывая многообразие, разноликость и индивидуальное своеобразие феномена одаренности, организация работы по обучению и развитию одаренных строится исходя из следующих принципов:
1) с каким видом одаренности мы имеем дело (общая или специальная в виде спортивной, художественной или иной);
2) в какой форме может проявиться одаренность : явной, скрытой, потенциальной;
3) какие задачи работы с одаренными являются приоритетными: развитие наличных способностей; психологическая поддержка и помощь; проектирование и экспертиза образовательной среды, включая разработку и мониторинг образовательных технологий, программ и образовательных учреждений и т. д. ;
4) какой тип образовательного учреждения целесообразно использовать: специально ориентированную на работу с одаренными детьми гимназию, общеобразовательную массовую школу, учреждение дополнительного образования и т. д.
В качестве основных образовательных структур для обучения одаренных
детей следует выделить :
а) систему дошкольных образовательных учреждений, в первую очередь, детские сады общеразвивающего вида, центры развития ребенка, в которых созданы наиболее благоприятные условия для формирования способностей дошкольников, а также обучающие учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возрастов, обеспечивающие преемственность среды и методов развития детей при переходе в школу;
б) систему общеобразовательных школ, в рамках которых создаются условия для индивидуализации обучения одаренных детей;
в) систему дополнительного образования, предназначенную для удовлетворения постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей одаренных детей и позволяющую обеспечить выявление, поддержку и развитие их способностей в рамках внешкольной деятельности;
г) систему школ, ориентированных на работу с одаренными детьми и призванных обеспечить поддержку и развитие возможностей таких детей в процессе получения общего среднего образования (в том числе лицеи, гимназии, нетиповые образовательные учреждения высшей категории и т. п.).
Психологические особенности одаренных детей наряду со спецификой социального заказа в отношении этой группы учащихся обусловливают определенные акценты в понимании основных целей обучения и воспитания, которые определяются как формирование знаний, умений и навыков в предметных областях, а также создание условий для познавательного и личностного развития учащихся с учетом их дарования.
Условия успешной работы с одаренными учащимися
1. Осознание важности этой работы каждым членом педагогического коллектива.
2. Создание и постоянное совершенствование методической системы и предметных подсистем работы с одаренными учащимися.
3. Признание руководством и коллективом школы того, что реализация системы работы с одаренными учащимися является одним из приоритетных направлений в ее работе.
4. Включение в работу с одаренными учащимися педагогов, обладающих качествами:
- педагог для одаренного ребенка является личностью, продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам.
Задача ДОУ– создать ребенку и его семье комфортные условия для развития творческого и познавательного потенциала.
Воспитатель - координатор усилий не только для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть ещё не проявившейся, не только просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на качественный скачок в развитии их способностей, но и, прежде всего, родителей этих детей.
Работа с родителями должна вестись в четырех направлениях:
1. психологическое сопровождение семьи способного ребенка;
2. информационная среда для родителей;
3. совместная практическая деятельность способного ребенка и его родителей;
4. поддержка и поощрение родителей на уровне ДОУ.