Владимир Токарев
Адаптация личности к экстремальным ситуациям посредством педагогического воздействия
▼ Скачать + Заказать документы
Токарев Владимир Юрьевич, преподаватель-организатор ОБЖ ГБОУ школа № 43 г. Санкт-Петербурга
Адаптация личности к экстремальным ситуациям
посредством педагогического воздействия[/
b]
Современное общество рассматривает человека в качестве главного объекта и одновременно субъекта безопасности, как ценное и уязвимое создание природы наиболее опасное для самого себя и среды обитания, поскольку, как известно, любая деятельность человека потенциально опасна. При этом основными факторами человеческой активности рассматривается стремление человека к познанию себя и окружающей среды, что требует готовности к взаимодействию с природой, социумом, к практической деятельности с учетом динамики развития общества, через формирование культуры безопасного поведения.
Публикация «Адаптация личности к экстремальным ситуациям посредством педагогического воздействия» размещена в разделах
Стихийные бедствия, катастрофы, аварии, применение различных видов оружия создают опасные ситуации для жизни, здоровья и благополучия значительных групп населения, и становятся катастрофическими, когда приводят к большому материальному ущербу, вызывают смерть, ранения и страдания большого числа людей. Кроме того, в зависимости от их масштабов и тяжести, любые чрезвычайные ситуации вызывают у личности стрессовое состояние, особенно те, к которым люди по тем или иным причинам не готовы, т. е. не имеют знаний и навыков противодействовать этим чрезвычайным ситуациям, находить правильное решение по уменьшению ущерба от них.
Следовательно, значительную роль в успешном преодолении экстремальных условий занимает готовность личности адаптироваться к неблагоприятным воздействиям внешней среды [1].
Анализ психолого-педагогической и специальной литературы показывает, что под адаптацией понимается: …приспособление; …приспособление строения и функций организмов к условиям существования. ; …процесс привыкания…; …приспособление строения организма, его органов к условиям внешней среды [2].
Т. С. Назарова отмечает, что в экстремальных ситуациях возникает необходимость выбора лучшего варианта поведения, и, если нет вариантов на уровне подсознания, то включается творческий процесс выбора, подготовки и принятия варианта поведения. При преодолении барьеров в экстремальных ситуациях возникают положительные эмоциональные переживания. Для нас важным является то положение, что при каждом повторном преодолении психологического барьера эмоциональные реакции сглаживаются. Это обуславливается достаточно полной информационной обеспеченностью в результате, например, практических тренировок. При этом возникает уверенность в правильности действий в случае возникновения экстремальных ситуаций. [3]
В ситуациях длительного эмоционального напряжения на организм необходимо учитывать возможность нормальной положительной адаптации человека. Личность, которой часто приходится находиться в трудных ситуациях, способна выработать навыки наиболее адекватных реакций, наиболее правильной мобилизации своих функций. В этом случае отмечает Ц. П. Короленко, проявляется роль положительного опыта в преодолении трудностей, что приводит к росту доверия к себе, способствует лучшей адаптации к трудным ситуациям.
Таким образом, можно констатировать, что человек, попадавший в экстремальные ситуации, имеющий опыт их преодоления, способный находиться в готовности к действиям в экстремальных условиях, быстрее перестраивает психологическую деятельность на фоне эмоционального напряжения, тем самым, увеличивая психологический защитный барьер, устойчивость на индивидуальной биологической основе, что позволяет обеспечить выход из неблагоприятных (экстремальных) условий жизнедеятельности с минимальными потерями.
Степень переживания экстремальных ситуаций зависит не только от индивидуальных психологических особенностей личности. Анализ результатов научных исследований позволяет констатировать, что приобретаемые теоретические знания и практический опыт действий в экстремальных ситуациях увеличивает психологическую устойчивость к стрессовым ситуациям; люди, не испытавшие экстремальных воздействий, недооценивают вероятность их появления, возможность пострадать от них; сосредоточение на конкретных практических действиях в условиях экстремальной ситуации уменьшает стрессовую нагрузку. Из этого следует, что адаптация человека к экстремальным ситуациям быстрее происходит в случае умения практически действовать, полученного на тренировках, в ходе практических занятий. Они дают человеку определенный опыт переживания, уменьшают стрессовую нагрузку.
В связи с вышеизложенным актуальное значение приобретает сосредоточение внимания на подготовке будущего учителя, обладающего профессиональной компетенцией по формированию личности безопасного типа, способного использовать ситуативно-имитационное моделирование учебной информации для безопасности жизнедеятельности. При этом важное значение приобретает деятельность личности по закладке в сознание школьника схем, логики, принципов мышления, предопределяющих грамотное использование психологического, информационного, правового и силового потенциала, методов защиты и воздействия на агрессивное поведение, возникшие в социально-экономической среде конфликты и т. д.
Формировать навыки практических действий личности в экстремальных ситуациях можно, используя практические методы обучения, а также внеаудиторные и дополнительные практические занятия.
Понятно, что ознакомление личности с множеством опасностей, предупреждение происшествий и несчастных случаев является важным направлением в обеспечении безопасности жизнедеятельности человека. Однако, опасности часто возникают неожиданно, следовательно необходимо подготовить личность адаптироваться в осложненных, быстро изменяющихся условиях, вызываемых авариями, стихийными бедствиями, катастрофами. В условиях получения среднего образования учитель ограничен в средствах, пространстве и времени, поэтому пути выхода из чрезвычайной ситуации он может, а порой и вынужден показывать на общеизвестных из литературы, интернета и пр. примерах.
Без сомнения, личность, оказавшаяся в опасной или чрезвычайной ситуации, испытывает чувства тревоги, страха, подавленности и беспокойства. Такие реакции в психологии обозначаются как состояние стресса, психической напряженности. Для того, чтобы личность могла правильно вести себя в любых, даже самых трудных ситуациях, важнейшее значение имеют знания и навыки, которые формируются у учащихся в процессе практических занятий по преодолению трудностей и опасностей.
Эволюция – процесс непрерывный, и в результате развития человечества и появления в связи с этим все новых и новых видов опасностей, вплоть до глобальных проблем, актуальным становятся вопросы безопасности человечества. На мировоззренческом уровне можно говорить о формировании у людей культуры безопасности жизнедеятельности.
Важным звеном в формировании культуры безопасности выступает формирование культуры поведенческой деятельности с помощью системы образования, в которой курсу ОБЖ на этапе довузовского образования должна отводиться ведущая роль. В понятие культуры безопасности жизнедеятельности, как части общей культуры, входят полученные личностью знания, умения и навыки предвидения опасностей, адаптация к экстремальным ситуациям, то есть адекватное реагирование на них.
Адаптация к экстремальным ситуациям всегда индивидуальна и определяется психологическими особенностями индивида, которая зависит от практической тренированности, знаний и умений использования средств и способов защиты.
Всегда ли чрезвычайная ситуация является таковой? Ну например, если я не умею водить автомобиль, то сесть за руль для меня будет чрезвычайной ситуацией, а если а водитель со стажем – это обыденность. Если я первый раз гуляю в лесу и заблудился, не зная сторон света, народных примет, своего местоположения и пр. – это ЧС! А если я инструктор – проводник со стажем, мне не составит труда выбраться из самой непроходимой чащи. Поэтому одна из задач современного преподавателя ОБЖ состоит в том, чтобы свести количество чрезвычайных ситуаций для каждого конкретного ученика к минимуму.
Таким образом, посредством педагогического воздействия можно обучать личность к адаптации экстремальным ситуациям, используя практические умения и навыки, для этого необходимо разработать содержание и механизм подготовки личности к адаптации экстремальным ситуациям. На наш взгляд, в этом и начинающему, и более опытному учителю ОБЖ должны помочь современные педагогические технологии, такие, как:
- метод ситуационных задач;
- технология развития критического мышления;
- технология диалогового взаимодействия;
- технология педагогических мастерских.
Литература:
1. Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия / Сост. Тарас А. Е., Сельченок К. В. — Мн. : Харвест, М. : ACT, 2000. — 480 с.
2. Советский энциклопедический словарь / Научно-редакционный совет: A. M. Прохоров (пред.). — М. : «Советская энциклопедия», 1981.-1600 с.
3. Назарова Т. С, Шаповаленко B. C. Экстремальная ситуация как обучающая модель // Педагогика, 1999. — № 6. — С. 32–39.