татьяна загороднева
Адаптация к дошкольной образовательной организации (ДОО) в группе детей раннего возраста 2–3 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Автор доклада: Загороднева Татьяна Игоревна - воспитатель первой младшей группы МБДОУ ЦРР – детский сад «Солнышко» города Котовска Тамбовской области
Адаптация – это привыкание человека к новым обстоятельствам и новой обстановке, в конкретном случае – это привыкание малыша к детскому саду.
С приходом в ясли у ребенка начинается новый этап в его жизни. Он попадает в новую обстановку, в которой чувствует себя дискомфортно, что отражается на его настроении и поведении.
Темочки:
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Темочки
В первое время пребывания малыша в яслях осложняется поведенческая реакция, нарушается сон, питание, коммуникативность (ребенок плохо идет на контакт со взрослыми и сверстниками, что в конечном счете отрицательно сказывается на состоянии его здоровья.
Вначале мы (воспитатели группы) знакомимся с родителями, получаем от них первичную информацию о ребенке, выясняем как они называют своего ребенка дома, чем он любит заниматься (рисовать, лепить, играть в кубики и т. д.). Родителям мы (воспитатели группы) рекомендуем перед приемом ребенка в детский сад за 1-2 месяца сформировать такие стереотипы в его поведении, которые помогут ему безболезненно войти в новые для него условия жизни. В первую очередь необходимо привести в соответствие домашний распорядок дня ребенка с режимом дошкольного учреждения. Когда ребенок придет в группу, он в определенные часы кормления сядет за стол, будет испытывать потребность в отдыхе в сонный час. Его не нужно будет переучивать, ломать неправильные привычки. Чтобы ребенок не остался голодным в детском саду, родителям нужно будет уделить внимание его рациону питания, приучить есть разнообразные овощные блюда, творожные запеканки, молочные каши. Для хорошего самочувствия малыша значимы такие моменты, как завтрак, обед, полдник, а также сон. В детском саду дети едят сами сидя за столами, воспитатели по необходимости докармливают малышей. Мы (воспитатели) группы объясняем родителям, что педагоги не смогут уделить должного внимания каждому из новеньких детей, которые привыкли есть из соски, сидя на руках взрослого. То же и при укладывании спать. Все дети с помощью взрослого раздеваются и ложатся в кроватки, привычки засыпать на руках отвлекают воспитателя от выполнения его прямых обязанностей.
Привыкание детей к условиям ДОО в нашей группе «Карапузики» начинается в период посещения ими группы ранней социализации и адаптации. Основной целью работы этой группы является :
оказание консультативной и практической помощи родителям по различным вопросам воспитания, обучения и развития детей раннего (от 2 до 3 лет) возраста. В процессе занятий в этой группе у детей расширяется круг взаимодействия с новыми помещениями, новыми взрослыми, новыми сверстниками. Одновременно с детьми родители тоже получают представления о способах взаимодействия с детьми, что способствует выработке, если не единых подходов к взаимодействию с ребёнком, то хотя не крайне противоречивых.
Важный момент - организация адаптационного процесса непосредственно при поступлении в группу. Здесь необходимо следование не только возрастным законам развития психики ребёнка, но и особенностям педагогического стиля их родителей, которые в этом возрасте имеют с ребёнком тесную связь на психологическом и энергетическом уровне. Первые дни пребывания ребенок присутствует в группе вместе с матерью в той одежде, к которой он привык, и с теми привычками, в том числе и вредными, которые имеет. Общая задача взрослых (воспитателей группы и родителей) - дать почувствовать ребенку, что мама доверяет педагогу, а значит с ним можно остаться. Мы (воспитатели группы) осторожно знакомим ребенка, в присутствии мамы, с правилами группы по линии «можно» (например, можно играть с игрушками, обращаться с просьбой ко взрослым, взаимодействовать с детьми, сесть за стол и так далее).
В адаптационный период мы (воспитатели группы) знакомим родителей с организацией жизни ребенка в детском саду, режимом питания, режимом дня, с воспитанием у ребенка культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания. Весь адаптационный период педагог-психолог, по мере возможности, приходит в нашу группу и наблюдет, как ребенок кушает, играет, спит, проводит игры на адаптацию. Результаты наблюдения мы (воспитатели группы) заносим в адаптационный лист.
Различают 3 степени тяжести адаптации :
1. Легкая: к 20-му дню пребывания в ДОО нормализуется сон, аппетит, ребенок сам идет на контакт, заболеваемость не более 1 раза без осложнений, вес не изменяется.
2. Средней тяжести: поведенческие реакции восстанавливаются через 1-2 месяца пребывания в детском учреждении. Заболеваемость до 2х раз без осложнений, вес не изменяется или изменяется незначительно.
3. Тяжелая: характеризуется значительной длительностью привыкания – от 2 до 6 месяцев – и тяжестью всех проявлений.
Чтобы процесс адаптации детей к условиям ДОО прошел легче, мы (воспитатели группы) устанавливаем с ними эмоциональный контакт через игровую деятельность. Основной вид деятельности малыша в этом возрасте – предметная игра. Первые игры (констуирование, игры с кубиками, игры в мяч, игры с песком (на улице) мы (воспитатели группы) проводим фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием.
Много времени мы (воспитатели группы) уделяем в этот период формированию у детей навыков самообслуживания. Мы отмечаем и приветствуем даже минимальные успехи детей в этом направлении, рассказываем ребенку о его реальных возможностях ( например: «Смотри Коля, как кукла Катя моет руки и ты также сможешь»). Чтобы детям было интересно, мы (воспитатели группы) стараемся в режимных моментах использовать фольклерное слово, так, например, при мытье рук и умывании читаются потешки «Водичка-водичка, умой мое личико…» или «Ай, лады-лады-лады, не боимся мы воды….»; потешки при одевании на прогулку «Вот они сапожки: этот с левой ножки, этот с правой ножки.»; потешки в сонный час «Все ласточки спят, все касаточки спят….»; потешки после сна «На кота потягушки, на дитя порастушки…»; потешки при кормлении «Жили-были сто ребят, все ходили в детский сад. Все садились за обед….»; потешки после обеда «Встань, малыш, еще разок, сделай маленький шажок…».
Вывод. Таким образом, общая задача педагогов и родителей – помочь ребенку как можно легче войти в жизнь детского сада.
Литература:
1. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. Практическое пособие/ Белкина Л. В. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006.
2. Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа, психолого-педагогическое сопровождение, комплексные занятия/ Лапина И. В. – Волгоград: «Учитель, 2015.
3. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ : практическое пособие/ Кирюхина Н. В. –М. :Айрис-пресс, 2005.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (от 17.10.2013г №1155);
5. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (СанПин 2.4.1.3049-13); Издательство: «Просвещение», 2013г;