Светлана Красовская
Консультация для педагогов «Адаптация дошкольников с СДВГ к детскому саду»
Ребенок с СДВГ может столкнуться в детском саду со стрессовыми ситуациями, и вот почему. Известно, что СДВГ не ограничивается проблемой внимания и гиперактивности. СДВГ нередко сопровождается различными трудностями обучения, проблемами настроения, непоследовательностью и непредсказуемостью. В связи с этим хотелось бы дать ряд рекомендация по работе с такими детьми. 1. Необходимо помнить, что дети с СДВГ нуждаются в систематизации. Желательно составлять списки, которые помогут ребенку, когда он теряется в том, что ему надо. 2. Ему необходимо напоминание, предварение, повторение, направление, границы, систематизация. 3. Детям с СДВГ необходима особая помощь: они должны получать удовольствие от занятия, на смену неудачам и отчаянию должен прийти самоконтроль, а скуке и страху – желание работать. С ребенком с СДВГ необходимо поддерживать постоянный визуальный контакт. Взгляд может пробудить ребенка от грез, разрешить задать вопрос или успокоить. 4. На занятии длинные задания зачастую перегружают ребенка, и он отступает перед ними с чувством того, что «я никогда не смогу это сделать». Когда задание разбивают на составные части, которые можно выполнить по отдельности, каждая часть кажется достаточно маленькой, чтобы справиться с ней и выполнить ее. Это позволяет ребенку отложить в сторону ощущение перегрузки и неспособности выполнить задание. Обычно такие дети способны на большее, чем им кажется. Необходимо следить за успехами ребенка и подчеркивать их, насколько это возможно. Похвала никогда не будет излишней: дети нуждаются в ней и выигрывают от нее. Им нравится, когда их поощряют, поэтому они жаждут похвалы и растут от нее. 5. Педагогу необходимо поддерживать обратную связь, которая поможет ребенку лучше понять самого себя. Дети с СДВГ часто не понимают, что с ними происходит или как они себя ведут. Желательно дать им эту информацию конструктивным путем. Спросить, например: "Ты знаешь, что ты только что сделал?" или "Как ты думаешь, как бы ты мог сказать это по-другому?" или "Как ты считаешь, почему эта девочка опечалилась, когда ты сказал то, что сказал?" Задавайте вопросы, которые побуждают ребенка к самопониманию. 6. Если у ребенка есть трудности в понимании социальных намеков, таких как язык жестов, выражение голоса, выбор времени и т. п., воспитатель может дать ему точный и ясный совет. К примеру, сказать: "Прежде чем ты расскажешь свою историю, попроси сначала послушать историю кого-то другого" или "Посмотри на другого ребенка, когда он говорит". Многие дети с СДВГ кажутся равнодушными и эгоистичными, тогда как на самом деле они просто не научены взаимодействию. Это умение не всегда приходит само по себе ко всем детям, но его можно воспитать. 7. Обращайте внимание на взаимосвязь детей с СДВГ с другими детьми. Этим детям необходимо ощущение занятости и приобщенности. Пока они заняты, у них есть мотивация и меньше шансов, что они "отключатся". 8. Возлагайте на ребенка ответственность и поручения, когда это возможно. Поощряйте и систематизируйте самоотчет и самоконтроль. Краткая беседа в конце занятия может в этом помочь. Рассмотрите возможность применения хронометра, таймера, гудка и т. д. 9. Подготовьтесь к неорганизованному времени. Уделите особое внимание предварительной подготовке к переменам. Объявите заранее, что должно произойти, затем несколько раз предупредите дополнительно по мере приближения к моменту измененного действия. 10. Старайтесь как можно чаще встречаться с родителями. Избегайте модели встречи только по поводу проблем и кризисов. 11. Проводите физзарядку. Один из лучших способов воздействия на детей с СДВГ – это физзарядка, желательно энергичная. Физзарядка помогает выплеснуть избыток энергии, сконцентрировать внимание, стимулирует определенные гормоны и химические реакции, что весьма полезно. Кроме всего, это еще и удовольствие. Удостоверьтесь, что физзарядка приносит удовольствие, и тогда ребенок будет делать ее всю свою дальнейшую жизнь. 12. Всегда будьте бдительны в ожидании моментов "озарения". Эти дети более одаренные и талантливые, чем они зачастую кажутся. Они полны творчества, игры, непосредственности и воодушевленности. Обычно они обладают чем-то особенным, что по-особому влияет на окружение, в котором они находятся. Помните: в этой какофонии есть симфония, которую еще предстоит написать. 13. При проведении занятий желательно иметь минимальное количество отвлекающих предметов (картин, стендов). 14. Вводите проблемное обучение, повышайте мотивацию ребенка, используйте в процессе обучения элементы игры, соревнования. Больше давайте творческих, развивающих заданий и наоборот, избегайте монотонной деятельности. Рекомендуется частая смена заданий с небольшим числом вопросов. 15. Давайте ребенку задания в соответствии с его рабочим темпом и способностями. Избегайте предъявления завышенных или заниженных требований к ребенку с СДВГ. Создавайте ситуации успеха, в которых ребенок имел бы возможность проявить свои сильные стороны. Научите его лучше их использовать, чтобы компенсировать нарушенные функции за счет здоровых. Пусть он станет классным экспертом по некоторым областям знаний. 16. Совместно с психологами помогайте ребенку адаптироваться в детском коллективе – воспитывайте навыки работы, обучайте необходимым социальным нормам и навыкам общения.