Полина Андреевна Власова
Адаптация детей в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптация – это процесс приспособления к новым условиям. В процессе
адаптации ребенка к детскому саду задействовано множество сложных механизмов привыкания как на физиологическом, так и на психологически-социальном уровне.
У всех детей привыкание происходит по разному, условно его можно
разделить на три типа адаптации : 1 – легкая адаптация, 2 – нормальная, 3 –
тяжелая (затяжная). Так, легко адаптирующиеся дети практически с самого
Публикация «Адаптация детей в детском саду» размещена в разделах
начала чувствуют себя в садике как «рыба в воде», приходят в сад как на
«праздник» и порой родители вечером с трудом их могут забрать домой,
настолько комфортно они себя чувствуют. Другие тяжело и долго приспосабливаются, доставляя массу переживаний себе и родителям.
– Ребенок плачет, собираясь в сад;
– Тяжело расстается с родителем в садике;
– Снижение аппетита (или отказ в ДОУ от еды);
– Нарушения сна;
– Различные изменения в поведении (плаксивость, нервозность, апатия, агрессия и т. д.);
– Снижение иммунитета, повышение заболеваемости.
Это некоторые признаки адаптации, которые могут проявляться как по
отдельности, так и в разных комбинациях у различных детей. Так у детей,
которые легко и быстро адаптируются (до двух недель, тревожные «симптомы» могут быть слабовыраженными или вовсе внешне отсутствовать. У детей, нормально адаптирующихся (в среднем от месяца до двух-трех) признаки привыкания, как правило, более ярко выражены. Тяжелая, или затяжная (длительная – свыше 3 месяцев) адаптация характеризуется наличием всех вышеперечисленных признаков и в некоторых случаях чревата более серьезными поведенческими и психологическими изменениями, вплоть до развития различных патологий.
Дети 1-го типа адаптации доставляют меньше хлопот и душевных переживаний родителям, они более «удобны» педагогическим работникам,
общительны и коммуникабельны. Но все же родителям и педагогам столкнувшимся, на первый взгляд, с данным типом адаптации, не стоит недооценивать столь важный период в жизни ребенка, предоставляя событиям развиваться самостоятельно. Так, иногда бывает, ребенок в первый день приходит с радостью, день проходит без слез, все в пределах нормы, вечером уходить не хочет – родитель радуется, полагая что ребенок привык. И так, сценарий повторяется один день или несколько, затем следует малоприятный
«сюрприз» для родителей: ребенок отказывается идти в сад, плачет, устраивает длительные истерики – адаптация принимает более тяжелую, затяжную
форму, со всеми вытекающими последствиями.
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ
В настоящее время имеет место тенденция уменьшения детей, легко
адаптирующихся к детскому саду и рост детей с тяжелой формой адаптации.
Рассмотрим основные факторы, влияющие на адаптацию ребенка в ДОУ :
1. Низкий уровень социализации ребенка. Ребенку часто, имевшему
неоднократный опыт разлуки с матерью хотя бы на несколько часов, контактирующему со сверстниками и другими взрослыми гораздо легче будет привыкать, нежели тому, который круглые сутки
находится, в основном дома под родительской опекой.
2. Недооценивание важности режима адаптации. Часто, родитель, вопреки всем нормам и рекомендациям педагогических работников оставляют ребенка сразу на целый день. Условно нормой можно считать постепенное увеличение времени пребывания начиная с двух
часов, но единого рецепта нет, для каждого ребенка нужно подбирать
свой режим, исходя из его возможней.
3. Низкие навыки самообслуживания ребенка или полное их отсутствие. Вопреки мнению многих родителей к трем годам ребенок способен многое уже делать самостоятельно, естественно речь не идет
о завязывании шнурков и застегивании пуговиц на одежде
4. Разница в режиме дня. В идеале перед поступлением в детский сад
нужно постепенно приближать режим дня дома к садовскому, это
поможет избежать недосыпания и связанных с ним стрессов, нежелания утром идти в детский сад. Поэтому даже в выходные дни рекомендуется не менять режима.
5. Разница в питании. У детей, привыкших к «баночному» питанию, с
несформированным навыком питания будут возникать трудности,
так же как и у детей приученных к одним пельменям с сосисками,
которым не по душе придутся супы с запеканками. Отсюда могут
возникнуть проблемы с пищеварением.
6. Отсутствие регулярного посещения садика. Не редко ребенка в сад
водят «через день», то проспали, то лень и т. д. Ребенок, регулярно,
посещающий ДОУ привыкает быстрее.
Из вышеперечисленного следует, что ребенка следует готовить к посещению ДОУ следует заранее. Ошибочно предполагать, что приведя в сад
его тут же всему научат. Подготовленные дети адаптируются легче и быст-
рее. Родители таких детей, как правило, или молодые, неопытные, или родители позднего, единственного долгожданного ребенка, не осознают, что в садике существует иная система и методы воспитания и требований. Другая группа риска –дети из неблагополучных семей, которые часто на фоне других отстают в развитии, что, несомненно, усложняет адаптацию ребенка. Излишне тревожные родители, которые подолгу расстаются по утрам с рыдающим ребенком, а вечером тщательно осматривая на предмет ссадин и царапин на коленках часто неосознанно передают свою тревогу ребенку. Чем дольше такой родитель прощается и успокаивает, тем сильнее и громче плачет ребенок, доходя до истерики с катанием по полу. В такой ситуации родителям стоит успокоиться самим, запастись терпением и если уж они решили ребенка водить в садик, то нужно доверять персоналу ДОУ и понять что слезы естественная реакция ребенка – не бывает детей, которые не плачут. Если расставание с мамой переживается очень тяжело и у мамы самой «разрывается сердце» целесообразно будет попросить отводить ребенка в сад кого-то другого, на пример бабушку или дедушку. При правильном подходе и терпении ребенок смирится с неизбежностью своего пребывания в саду и через какое-то время обнаружит для себя много нового и интересного в садике.
Особенное внимание следует обратить на заблаговременную профилактику простудных заболеваний и действий, направленных на повышение иммунитета. Ведь, чем чаще ребенок будет болеть, тем дольше он будет адаптироваться. Самое главное правило – одевать ребенка по погоде, не нужно его одевать потеплее в 18-20 °С, создавая для него тепличные условия. Так же пытаясь избегать общественных мест, чтобы не заболел, можно приведя ребенка в сад получить обратный эффект – постоянные ОРЗ и ОРВИ.
При подготовке ребенка к ДОУ неплохо было бы так же заранее познакомить его с садом, с группой, которую он будет посещать, с воспитателями.
Так же полезны недлительные прогулки в садике с потенциальным воспитателем и игры в детский сад дома, беседы о садике.
Самыми частыми ошибками родителей во время адаптации детей в саду
являются запугивание садом и обсуждение персонала ДОУ в неуважительном тоне в присутствии ребенка. Например, угроза за непослушание: «Если ты плохо себя будешь вести, отведу на выходные в садик». Все это заранее формирует у ребенка негативное отношение к саду и его персоналу.
Еще одной ошибкой является желание родителей «нагрузить» ребенка как можно больше посещением кружков или других мероприятий типа цирка, зоопарка во время адаптации – ему это сейчас не нужно, у него и так стресс.
важно, чтобы воспитатель искренне любил детей, не разделяя их по принципу «удобный» и не очень.
Считать ребенка адаптированным к детскому саду можно :
– если он владеет или успешно начинает осваивать необходимые навыки самообслуживания и правила поведения в ДОУ, коммуникативные навыки;
– пребывание в детском саду для ребенка комфортно.
Ошибочно считать что если ребенок не плачет, тихий и послушный
адаптация для него закончена, важно выполнение второго условия – ощущение комфорта и доверия во время пребывания в ДОУ.
Список литературы:
1. Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возраста / Ребенок в детском саду. – 2003. – № 5.
2. Адаптация ребенка в детском саду : взаимодействие дошк. образоват.
учреждения и семьи: пособие для воспитателей / О. Г. Заводчикова. – М. :
Просвещение, 2012
3. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ : практ.
пособие / Н. В. Кирюхина. – 2-е изд. – М. : Айрис-пресс, 2010.
4. Костяк Т. В. Психологическая адаптация ребенка в детском саду. – М. ,
2010
5. Гринева И. А., Жомир М. Ю. Первый раз в детский сад. – Воронеж,
2012.
6. Ильина И. С. Адаптация ребенка к детскому саду. Общение, речь,