Анастасия Соломатина
Адаптация детей раннего возраста, приобщение к гигиене и самообслуживанию
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптация детей раннего возраста, приобщение к гигиене и самообслуживанию
Воспитание не только должно развивать
разум человека и дать ему известный
объем сведений, но должно зажечь в нем
жажду серьезного труда, без которого
жизнь его не может быть ни достойной,
ни счастливой.
К. Д. Ушинский
Процесс адаптации ребенка, во многом зависит от того, как сумеет воспитатель понять нужды, интересы, наклонности ребенка, своевременно снять эмоциональное напряжение, согласовать методику проведения режимных процессов с семьей.
Публикация «Адаптация детей раннего возраста, приобщение к гигиене и самообслуживанию» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Младшая группа
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Самое главное для воспитателя – завоевать доверие малыша, его привязанность. Нужно дать ему почувствовать, что его понимают и принимают таким, какой он есть.
Часто дети не отпускают воспитателя от себя, без конца повторяют “мама придет”, на самом деле ребенок боится, что мама никогда не придет, я стараюсь не игнорировать слова ребенка и на каждый подобный запрос отвечаю утвердительно, помогая ему поверить в то, что он вскоре увидит свою маму. Ободрив малыша, стараюсь переключить его внимание на игрушки. Когда ребенок заинтересуется какой-нибудь игрушкой, играю вместе с ним, затем пробую оставить его ненадолго одного, объясняю, что мне нужно помыть руки, и обещаю быстро вернуться. Ухожу на несколько минут, а затем возвращаюсь к ребенку, тем самым ребенок учиться понимать, что воспитатель всегда рядом.
Уделяю внимание не только тем детям, которые явно требуют его, но и тем, кто на первый взгляд чувствует себя спокойно.
Часто дети отказываются играть, смотрят по сторонам, прижав к себе игрушку, я начинаю играть неподалеку от него. Лучше всего, если это будет сюжетная игра, по ходу которой можно придумывать диалоги персонажей, иногда обращаюсь к ребенку и постепенно втягиваю его в игру. Часто использую в своей работе эмоциональные игры, такие как «Сорока-ворона», «догонялки», «прятки» и др. Игра в прятки имеет особое значение для детей раннего возраста, выполняет определенную дидактическую функцию. Она позволяет ребенку упражняться в освоении таких явлений, как исчезновение и появление, что может облегчить ему ожидание прихода мамы или папы. Также использую с малышом интересные, сюжетные игры, рисование пальцами на больших листах бумаги, с помощью настольного театра покажите ему сценки из сказки и пр.
Очень важно установить контакт с родителями, помочь снять тревогу за малыша, информировать о протекании адаптационного периода, ориентировать их на активное взаимодействие.
В процессе адаптации ребенка к ДОУ воспитателям рекомендуется:
• Использовать элементы телесной терапии (брать на руки, обнимать, поглаживать);
• Предлагать ребенку ложиться в постель с мягкой игрушкой;
• Рассказывать сказки, петь колыбельные песни;
• Использовать игровые методы взаимодействия с ребенком;
• Использовать музыку как фактор, улучшающий эмоциональное состояние и самочувствие ребенка;
• Сохранение привычных для малыша воспитательных приемов (кормления, укладывания на сон и т. д.);
• Организация бодрствования с учетом их индивидуальных желаний (играть одному или с другими детьми, участвовать в занятиях или нет и т. д.);
Адаптация считается завершенной, если восстановлено все, что было нарушено с переходом от домашнего воспитания к общественному.
В дошкольных учреждениях большое внимание уделяется гигиене и самообслуживанию. Все культурно-гигиенические навыки развиваются достаточно успешно в том случае, если все окружающие ребенка взрослые и старшие дети, являются примером для малыша в отношении, как культуры
поведения, так и личной гигиены. Малыши, как известно, склонны к подражанию и достаточно быстро перенимают действия окружающих. Поэтому самое успешное гигиеническое воспитание – это личный пример. Внешний вид, поведение воспитателей и родителей должны служить образцом для детей; их указания не должны идти вразрез с собственным поведением, так как ничто не проходит мимо внимательных детских глаз.
Содержание работы по формированию культурно-гигиенических навыков включает следующие задачи:
Учить детей под контролем взрослого, а затем самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.
Формировать умение с помощью взрослого приводить себя в порядок.
Формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком) .
Во время еды учить детей правильно держать ложку.
Обучать детей порядку одевания и раздевания. При небольшой помощи взрослого учить снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках) ; в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду; правильно надевать одежду и обувь.
У детей раннего возраста отсутствуют элементарные навыки личной гигиены : дети еще не умеют самостоятельно умываться, вытираться полотенцем. Обучение детей гигиеническим навыкам начинаем со знакомства с предметами личной гигиены : полотенце, расчески, носового платка. Для того, чтобы дети быстрее запомнили место своего полотенца, наклеиваем возле крючков яркие картинки. Это позволяет развить у детей интерес к гигиеническим процедурам. В процессе работы необходимо применять наглядные приемы обучения навыкам – показ, пример, которые занимают особенно большое место в работе с маленькими детьми. Показы должны сопровождаться пояснениями. «Будем умываться» - говорим мы в начале года и показываем всё : как заворачивать рукава, как намыливать руки, как вымыть их, а затем учим пользоваться полотенцем, находя его по своей картинке, вытирать руки и лицо насухо и вешать полотенце на свой крючочек. И так изо дня в день. Все действия постоянно проводятся под контролем взрослых. В этой каждодневной деятельности совершенствуются культурно-гигиенические навыки у детей, формируются привычки: мытьё рук перед едой, после еды. Во время умывания рассказываю потешки.
Наблюдая за каждым ребёнком, ежедневно при гигиенических процедурах замечаю, кто из детей, в какой степени уже начинает овладевать теми или иными навыками, предоставляю таким детям всё больше самостоятельности, постепенно переходя от прямых указаний к напоминанию, от показа к совету, от примера к методам, позволяющим развивать у ребёнка осознанное отношение к правилам. Стараюсь чаще хвалить детей за правильное выполнение приёмов по формированию культурно-гигиенических навыков.
Учим детей проситься на горшок по мере необходимости. Они находят свой горшок по картинке, самостоятельно садятся на горшок, снимают штанишки и натягивают их после туалета.
Воспитывая нормы поведения за столом, стараюсь использовать индивидуальный подход к каждому малышу. Учу, как правильно держать ложку, как откусывать хлеб от целого кусочка и не крошить. Показ действия малышам обязательно сопровождается проговариванием «Возьмите ложку правильно, пальчиками в одну руку, а хлеб в другую». Это помогает детям видеть наиболее существенные моменты, осмыслить действие в целом. Кушать аккуратно, не торопясь, и не разговаривать за столом во время еды, самостоятельно пить из кружки. Правильно сидеть на стульчике. Благодарить после еды, говорить «спасибо». Проводила сюжетные игры «Угостим куклу Машу чаем», «Чаепитие игрушек» и др. Учим детей повторять игровые действия за взрослым, знакомим с названием посуды.
Оценивая поступки детей, стараюсь давать положительные оценки их действиям: одобрять, поощрять, хвалить, поддерживая в детях желание в дальнейшем поступать так же, сделать лучше.
Существенной частью педагогического процесса по формированию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста являются игры - занятия: «Умоем куклу Машу», «Напоим куклу Машу чаем», «Причешем куклу Машу», «Укладываем кошечку спать», «Оденем куклу Машу на прогулку» и др.
Учим детей правильно приносить свой стульчик (держа его за спинку и за сидение, раздеваться с помощью взрослого на сон, самостоятельно снимая обувь и штанишки. Учим детей убирать за собой игрушки после игры, напоминаем, что у каждой игрушки есть своё место. Освоение правил происходит в ходе приучения, когда взрослый систематически выдвигает требования и контролирует их выполнение, которое подкрепляет положительной оценкой.
Так навыки превращаются в привычки – действия, выполнение которых становится потребностью
Воспитание культурно-гигиенических навыков, одна из главных задач воспитания детей раннего возраста; это воспитание опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви; аккуратности в быту, навыков культуры еды; бережное отношение к личным вещам, предметам, игрушкам; поддержание порядка в окружающей обстановке.