Татьяна Поклонская
Адаптация детей младшего возраста к условиям детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта.
Детский сад – новый период в жизни ребёнка. Не все дети сразу принимают незнакомых людей, новую обстановку. Случается, что и родители, отдавшие своего ребенка в сад, начинают разочаровываться при виде детских слез, капризов, отказов идти в сад, болезни, претензии и обиды в адрес сотрудников, которые напрямую взаимодействуют с их детьми.
В период адаптации у ребёнка происходит перестройка ранее сформированных привычек и уклада жизни. Ребенок подвергается эмоциональному стрессу при предъявлении нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил.
Публикация «Адаптация детей младшего возраста к условиям детского сада» размещена в разделах
Предполагаемый проект – адаптационный проект к условиям детского сада детей раннего возраста, учитывающий психологические, физиологические и социальные особенности детей этого возраста.
Ведущая деятельность в раннем дошкольном возрасте является игра, поэтому проект строится на основе игровых упражнений.
Готовность к детскому саду зависит от готовности родителей оставлять свое чадо на некоторое время в детском саду. Тревожные матери испытывают трудности с этим. Они настолько тревожны, что это состояние проецируют на ребёнка.
Работа воспитателя заключается не только в помощи адаптации детям, но и в помощи родителям, оставить благоприятное отношение к детскому саду. Личность воспитателя должна обладать такими качествами как доброжелательность, отзывчивость, компромисс – как одно из условий решения конфликтов.
Цель проекта: создание благоприятных условий социальной адаптации детей и их родителей в условиях детского сада.
Задачи:
• преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;
• развитие навыков взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
• развитие игровых навыков, произвольного поведения;
• работа с родителями направленная на качественные изменения в привычном жизненном укладе семьи, на новые уровни взаимодействия и сотрудничество с сотрудниками детского сада; формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей; повышение коммуникабельности между родителями.
Участники проекта: воспитатели, дети, родители.
Сроки проекта: 1 месяц. На сроки проекта влияют следующие факты – адаптационный период может затянуться с учетом индивидуальности ребёнка и особенности семейных отношений; дата поступления в детский сад; заболеваемость/посещаемость.
Ожидаемый результат данного проекта – это успешная адаптация детей и родителей к условиям детского сада.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
Подготовительный этап
1. Подбор и изучение необходимой литературы.
2. Составление плана работы с детьми и родителями.
3. Проведение информационно-просветительской работы среди родителей дошкольников.
Основной этап.
1. Заполнение адаптационных листов.
2. Знакомство детей с детским садом, друг с другом. Ежедневно, последовательно вводить правила поведения в группе и приучения к режиму дня. Систематично проводить адаптационные игры и мероприятия с детьми.
3. Проведение родительских собраний, консультаций, анкетирование. Организация родительских встреч по типу круглого стола, родительских конференций.
Завершающий этап.
1. Анализ адаптационных карт, определение уровня адаптации детей.
2. Подведение итогов адаптации методом диагностики.
План работы с родителями.
месяц тема форма работы
сентябрь Сведения о ребенке. Анкетирование родителей.
сентябрь «Мама, не уходи! Или в д/с без слез». «Адаптация ребенка в детском саду, адаптационный период». Выбор родительского комитета. Консультации, наглядная информация по адаптации, папки – передвижки. Круглый стол.
сентябрь Игра – знакомство в кругу с мячом. Беседа – обсуждение с родителями: что такое современный д/с, кто такой современный ребенок, кто такой современный педагог, родитель? Домашнее задание родителям. Мастер – класс по изготовлению игрушки из ткани «Котик», обыгрывание её. Родительское собрание «Давайте познакомимся!». Составление альбома – портфолио «Вот какой я!».
сентябрь О воспитании детей. «Завтра в д/с», «Ваш ребенок пришел в д/с». Памятка родителям. Беседы с родителями. Помощь родителей в изготовлении стенда для родительского уголка.
сентябрь Подведение итогов по адаптации детей и родителей.
Сообщение на тему «Разный темперамент – разная эмоциональность». Родительское собрание.
План работы с детьми.
Содержание Форма работы
1неделя. Знакомство детей с детским садом, друг с другом. Знакомство-беседа с родителями и ребенком.
Знакомство с группой, игрушками. Заполнение адаптационных листов.
Художественная литература: чтение потешек, стихов.
2 неделя. Развитие культурно-гигиенических навыков. Приучение детей к самообслуживанию : показывать, как одеваться, причесываться, держать ложку или чашку, ходить на горшок, мыть руки.
Игры-занятия: «Уложим куклу Катю спать», «Оденем куклу на прогулку», «Научим куклу раздеваться»
3 неделя. Снятие эмоционального напряжения и тревожности в течении дня. Профилактика стресса. Достигается посредством пальчиковых игр, подвижных игр и упражнений. Посредством театрализованных представлений русских народных сказок и потешек.
4 неделя. Развитие эмоциональной сферы, коммуникативности.
Дидактические игры. «Праздник мыльных пузырей», «Праздник воздушных шаров». Игры «Утро у зайчиков». «Цветок посадили», вариация «Дерево посадили». Игры на групповое взаимодействие «Приглашение на чай», «Построим теремок».
«Мышка в домике», «Чудесный мешочек», «Что изменилось», «Кто чем питается» и т. д.
Результат проекта:
• Благоприятное прохождение периода адаптации у детей (легкая форма – 15 детей, средняя – 10 детей, тяжелая – 5детей).
• Позитивное развитие отношений в детском коллективе.
• Привлечение родителей детей раннего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей.
• Становление партнерских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.
Повышение компетентности педагогов и родителей по вопросам адаптации, воспитания и развития детей.