Резник Анжела Владимировна
Консультация «А давайте, вспомним о загадках»
▼ Скачать + Заказать документы
Загадка, как средство развития логики, мышления и воспитания. Для того, чтобы разгадать и составить загадку мы используем методы:наблюдение действительности, выявление типичного, характерного сопоставления предметов и явлений, проведение параллелей, которые кажутся неожиданными.
Загадки могут быть народными и литературными. Но, главной особенностью загадки является то, что эта миниатюра представляет собой логическую задачу. Отгадать задачу значит найти решение задачи, т. е. совершить довольно сложную мыслительную операцию. Способы построения логических задач различны. Это перечисление признаков предмета,действий, явлений.
Публикация «Консультация „А давайте, вспомним о загадках“» размещена в разделах
Иногда отгадывание загадок представляет собой доказательство от противного: отгадывающий должен поочередно сопоставлять разные и в то же время в чем-то сходные предметы, выделять в них похожие признаки, группировать их по-новому, в новом сочетании и путем исключения возможных, но ошибочных ответов, при накоплении новых признаков находить отгадку.
И г р а - з а г а д к а Лес
(старшая группа)
Ц е л ь — учить детей отгадывать загадки, закреплять
навыки речи-доказательства, развивать навыки речи-описания, развитие логического мышления.
М а т е р и а л д л я иг ры — объемные и плоскостные
игрушки, изображающие растения и животных леса.
Х о д игры. Воспитатель предлагает детям поиграть
в необычную игру: он будет загадывать загадки, а дети —
отгадывать. Если точно и правильно отгадают и докажут
отгадку, то этот предмет появится на столе.
З а г а д к и : Что за дерево: и зиму, и лето зелено? (Дети
отгадывают и доказывают отгадку. Ставят елку.)
Зимой и летом одним цветом. (После объяснения на
столе появляются ель, сосна.)
На лесной опушке
Стоят подружки:
Платьица белены,
Шапочки зелены.
(После отгадывания и объяснения на столе появляются
несколько березок.)
— Что же у нас получилось? — спрашивает воспитатель.
(Лес.) Что еще растет в лесу, кроме деревьев? — Читает загадки :
И на горке, и под горкой,
Под березой и под елкой,
Хороводами и в ряд
В шапках молодцы стоят.
Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек
В шляпках разноцветных,
Издали заметных.
Собирай, не мешкай!
Это. / ГРИБЫ/
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых,
Меня узнаешь за версту,зов
усь я. (По д о с и н о в и к.)
Растет в траве Аленка
В красной рубашонке.
Кто ни пройдет,
Всяк поклон отдает. (З е м л я н и к а)
(После каждой отгадки на столе появляются то грибы, то
ягоды.)
— В лесу живут разные звери и птицы. Узнайте,
какие:
Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки ни одной. (Е ж.)
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый — краса!
А зовут е е. (Лис а.)
Серый брат, из-за кустов хват. (Вол к.)
Зимой спит, летом ульи ворошит. (Медв ед ь.)
Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (С о р о к а)
Загадки могут быть и о других животных и птицах, либо
несколько загадок об одном животном или об одной
птице.
— Получился настоящий лес! Сколько в нем деревьев,
грибов, ягод; разных зверей и птиц!
Теперь сами дети загадывают загадки про лес и его
обитателей. Они вспоминают известные загадки и придумывают
свои. (В запасе у воспитателя должны быть игрушки,
которые тоже появятся на столе после отгадывания
детских загадок.)
В заключение воспитатель предлагает загадку про лес :
Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят:
Ваню — земляникой,
Таню — костяникой.
Машеньку — орешком,
Петю — сыроежкой,
Катеньку — малинкой,
Васю — хворостинкой. (Лес.)
Игру можно проводить в старшей и подготовительной
к школе группах, соответственно изменяя количество и содержание
загадок.
Делаем вывод, что загадка занимает особое место в общей системе воспитательно-образовательной работе. Они побуждают ребенка к наблюдениям, познанию окружающего мира, размышлению. Во всех возрастных группах загадка используется как прием, активизирующий мыслительную деятельность детей, обостряющий их наблюдательность, повышающий интерес, дающий толчок к приобретению знаний.