Светлана Овчинникова
Консультация «Как проводить подготовку к обучению грамоте?»
▼ Скачать + Заказать документы
8 сентября День грамотности отмечают во всем мире.
Грамотностью считается умение читать и писать на родном языке. Дошкольный возраст очень важен для обретения грамотности — успешность обучения в школе во многом зависит от знаний, которые ребенок получил в детском саду.
Подготовка детей к обучению грамоте — важная часть развития детской речи. От того, насколько малыш овладеет грамотой, во многом зависят его успехи в чтении, письме и в усвоении русского языка в целом.
Публикация «Консультация „Как проводить подготовку к обучению грамоте?“» размещена в разделах
Умение ребенка читать и писать до его поступления в школу может рассматриваться как необходимый показатель готовности малыша к обучению в школе.
Как проводить подготовку к обучению грамоте? Лучше всего это делать в игровой форме. Существует множество игровых приемов для тренировки у дошкольников зрительного и слухового восприятия, артикуляционной моторики, чувства ритма и других необходимых навыков. Есть игры, которые помогут ребенку выделить звук как «строительный материал» слова.
Необходимо помнить, что ребенок может научиться звуковому анализу, только подражая взрослому. Ребенку нужны образцы четкого произношения и интонирования звуков.
Шаги к успеху
Что должен уметь дошкольник для овладения грамотой :
1. Слышать заданный звук в слове, называть слова с заданным звуком.
2. Определять место звука в слове.
3. Выполнять звуковой анализ несложного слова, состоящего из изученных звуков и букв.
4. Делить слово на слоги.
5. Узнавать буквы, читать с ними слоги и слова
6. Писать печатным шрифтом буквы, слоги, слова.
7. Знать и различать понятия: звук, буква, слово, слог.
И учеба и игра
Для подготовки ребенка к обучению грамоте можно использовать такие игры и упражнения:
Зрительное восприятие и внимание
Предложите ребенку выложить выкладывать фигуры из счетных палочек или геометрических форм по образцу, собрать из разрезных картинок целое изображение.
Слуховое восприятие и внимание
Игра «Жмурки». Игра «Шумящие коробочки» — предложите найти две одинаково звучащие коробочки, наполненные различными материалами.
Чувство ритма
Очень полезны маршировка и гимнастика под счет или стихи — читать стихи К. Чуковского и побуждать ребенка договаривать окончания.
Речевое и физиологическое дыхание
Предложите ребенку задувать свечи, дуть на кораблик на воде или на ватный шарик на столе.
Мелкая моторика и ориентировка на плоскости листа
Закрашивать предметы, не выходя за контур, проводить различные линии, обводить рисунок по точкам, штриховать в разных направлениях, рисовать разные узоры.
Артикуляционная моторика
Делайте с ребенком игровые упражнения для губ, языка, челюсти.
Грамоте учиться — всегда пригодится
Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы. Ведь письмо – это перевод звуков речи в буквы, а чтение – это перевод букв в звучащую речь.
Звуковой анализ и синтез
«Поймай звук» — произнесите набор звуков, например: А, К, Р, О, У, И, Т, а ребенок пусть хлопнет в ладоши, если услышит гласный звук.
«Звуковые цепочки» — ребенку нужно расставить картинки или придумать слова так, чтобы название следующего слова начиналось с последнего звука предыдущего слова.
Деление слов на слоги
Отхлопать в ладоши или протопать слоги в простых словах: кот, ли-са, ма-ши-на, ба-ра-бан.
Развитие связной речи
Пусть ребенок рассказывает, как прошел его день в детском саду — что он кушал, с кем играл, какие игры ему понравились.
Полезно упражняться в составлении предложений по картинкам. Пусть ребенок определяет, сколько слов в предложении, и составляет предложения с заданным количеством слов.
Учеба в радость
Помните, что занятия должны приносить ребенку радость, нельзя раздражаться и показывать свое недовольство. Чаще хвалите ребенка за старание!