Пахомова Диана Александровна
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Вокальный ансамбль». 2 часть
▼ Скачать + Заказать документы
ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ПЕВЧЕСКИХ УМЕНИЙ
№
п/п Показатели (знания, умения, навыки) Оценка/б
0 н с в
1. Качественное исполнение знакомых песен.
2. Наличие певческого слуха, вокально-слуховой координации
3. Умение импровизировать
4. Чисто интонировать на кварту вверх и вниз, квинту и сексту
5. Навыки выразительной дикции
0 - не справляется с заданием
н (низкий) - справляется с помощью педагога
с (средний) - справляется с частичной помощью педагога в (высокий) - справляется самостоятельно
Публикация «Дополнительная образовательная общеразвивающая программа „Вокальный ансамбль“, 2 часть» размещена в разделах
- Вокал. Обучение детей пению
- Вокал. Программы
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Результаты работы будут отслеживаться следующими способами: умение ребенком применять знакомые песни в играх, процессе праздников, развлечений, а также в самостоятельной деятельности, методом наблюдения, способом прослушивания.
Подведение итогов реализации дополнительной образовательной программы будут проходить в форме концерта.
2. Содержательный раздел:
2.1 Характеристика возрастных и индивидуальных особенности слуха и голоса детей 3 – 6 лет.
На шестом году жизни дети имеют уже некоторый музыкальный опыт. Общее развитие на шестом году жизни, совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние на формирование голосового аппарата и на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат по-прежнему отличается xpупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый. Он усиливается резонаторами. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний, поэтому голос у детей 3-6 лет несильный, хотя порой и звонкий. Следует избегать
форсирование звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание.
Дети могут петь в диапазоне ре-до2. Низкие звуки звучат более протяжно, поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой, в которых больше высоких звуков. Удобными являются звуки (ми) фа-си. В этом диапазоне звучание естественное, звук до первой октавы звучит тяжело, его надо избегать.
Прежде чем приступить к работе с детьми, необходимо выявить особенности певческого звучания каждого ребенка и чистоту интонирования мелодии и в соответствии с природным типом голоса определить ребенка в ту или иную тембровую подгруппу.
Для того чтобы научить детей правильно петь (слушать, анализировать, слышать, интонировать, соединять возможности слуха и голоса, нужно соблюдение следующих условий:
• игровой характер занятий и упражнений,
• активная концертная деятельность детей,
• доступный и интересный песенный репертуар, который дети будут с удовольствием петь не только на занятиях и концертах, но и дома, на улице, в гостях
• атрибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально – дидактические игры, пособия)
• звуковоспроизводящая аппаратура (аудиомагнитофон, микрофон, кассеты и СD-диски – чистые и с записями музыкального материала)
• сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького артиста
Необходимо бережное отношение к детскому голосу; проводить работу с детьми, родителями и воспитателями, разъясняя им вредность крикливого разговора и пения, шумной звуковой атмосферы для развития слуха голоса ребенка. При работе над песнями необходимо соблюдать правильную вокально-певческую постановку корпуса.
2.2 Приемы обучения пению
Приемы разучивания песен проходит по трем этапам:
• знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать его как стихотворение, спеть без сопровождения)
• работа над вокальными и хоровыми навыками;
• проверка у детей качества усвоения песни (исполнение песен по одному, пение хором).
Приемы работы над отдельным произведением:
• пение песни с полузакрытым ртом;
• пение песни на определенный слог;
• проговаривание согласных в конце слова;
• произношение слов шепотом в ритме песни;
• выделение, подчеркивание отдельной фразы, слова;
• настраивание перед началом пения (тянуть один первый звук);
• остановка на отдельном звуке для уточнения правильности интонирования;
• анализ направления мелодии;
• использование элементов дирижирования;
• пение без сопровождения;
• зрительная, моторная наглядность.
Приемы звуковедения:
• выразительный показ (рекомендуется аккапельно);
• образные упражнения;
• оценка качества исполнение песни.
Артикуляция. В работе над формированием вокальными навыками у дошкольников огромное значение имеет в первую очередь работа над чистотой интонирования. В этой работе имеет значение правильная артикуляция гласных звуков.
Навык артикуляции включает:
• выразительное фонетическое выделение и грамотное произношение;
• постепенное округление фонем, умение сберечь стабильное положение гортани при пении разных фонем, что является условием уравнивания гласных;
• умение найти близкую или высокую позицию, которая контролируется ощущением полноценного резонирования звука в области «маски»;
• умение максимально растягивать гласные и очень коротко произносить согласные в разном ритме и темпе.
Последовательность формирования гласных:
• гласные «о», «е» - с целью выработки округленного красивого звучания;
• гласная «и» - с целью поиска звучания и мобилизации носового аппарата, головного резонатора;
• «а», «е» - при их звукообразовании гортань резко сужается, в активную работу включается язык, который может вызвать непредусмотренное
• движение гортани. Кроме того, широкое открывание рта на звук «а» снижает активность дыхания и голосовых связок.
К слуховым навыкам можно отнести:
• слуховой самоконтроль;
• слуховое внимание;
• дифференцирование качественной стороны певческого звука, в том числе
• его эмоциональной выразительности, различие правильного и неправильного пения;
• представления о певческом правильном звуке и способах его образования.
Навык эмоционально — выразительного исполнения отражает музыкально-эстетическое содержание и исполнительский смысл конкретного вокального произведения (попевки, песни). Он достигается:
• выразительностью мимики лица;
• выражением глаз;
• выразительностью движения и жестов;
• тембровой окраской голоса:
• динамическими оттенками и особенностью фразировки;
• наличием пауз, имеющих синтаксическое и логическое (смысловое) значение.
Певческое дыхание. Ребенок, обучающийся пению, осваивает следующую технику распределения дыхания, которая состоит из трех этапов:
• короткий бесшумный вдох, не поднимая плеч;
• опора дыхания — пауза или активное торможение выдоха. Детям
• объясняют, что необходимо задерживать дыхание животом, зафиксировать его мышцами;
• спокойное постепенное (без толчков) распределение выдоха при пении.
Формирование певческого дыхания способствует физическому укреплению организма в целом. Это и гимнастика, и физкультура, когда сочетаются
дыхательная гимнастика и мышечная нагрузка.
Для выработки навыка выразительной дикции полезными будут следующие упражнения артикуляционной гимнастики:
• не очень сильно прикусить кончик языка;
• высунуть язык как можно дальше, слегка его покусывая от основания до кончика;
• покусывать язык поочередно правыми и левыми боковыми зубами, как бы пытаясь жевать;
• сделать круговое движение языком между губами с закрытым ртом, затем в другую сторону;
• упереться языком в верхнюю губу, затем нижнюю, правую щеку, левую щеку, стараясь как бы проткнуть щеки;
• пощелкать языком, меняя форму рта, одновременно меняя звук, стараясь производить щелчки боле высокого и низкого звучания (или в унисон);
• постукивая пальцами сделать массаж лица;
• делать нижней челюстью круговые движения вперед - вправо- назад- влево
• вперед;
• сделать вдох носом, втянув щеки между губами (рот закрыт). Выдох — губы трубочкой