Елена Баш
Конспект НОД «Автоматизация звука [Р]»
▼ Скачать + Заказать документы
Анализ подгуппового логопедического занятия по звукопроизношению.
Ф. И. О. логопеда Баш Елена Михайловна
Город (район) МБДОУ детский сад № 11
Дата 15 марта 2019 г.
Форма занятия (индивидуальное, подгрупповое)
Тема «Автоматизация звука [р] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.
Возраст, количество детей 6 -7лет, 5 детей
Цели занятия.
• Автоматизировать звук [р] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях используя интегрированный подход согласно требованиям ФГОС посредством проведения квест- игры
Задачи:
Публикация «Конспект НОД „Автоматизация звука [Р]“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
1) коррекционно– развивающие: отработать чёткое произношение звука [р] ; совершенствовать фонематический слух; уточнять артикуляцию звука Р в различных звукослоговых сочетаниях, расширять лексический запас в процессе закрепления звука Р, развивать мелкую моторику, координацию движений, пространственную ориентировку; развивать воображение, внимание, слуховое и зрительное восприятие; развивать пространственное, логическое мышление, слуховую и зрительную память.
2) коррекционно-образовательные: обучать умению выделять существенные признаки звука; обучать умению отвечать на вопросы полным предложением; обучать умению работать по образцу.
3) коррекционно-воспитательные: воспитывать умение слушать взрослого, формировать положительную мотивацию на занятии; воспитывать умение слушать друг друга и анализировать ответы друг друга; воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься.
Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами образовательной и адаптированной программы, соответствующей данному возрасту детей, для реализации каждой задачи были подобранны приемы, в интересной и занимательной форме с применением инновационных технологий. Игровая форма деятельности детей на занятии представлена в качестве приключенческой квест – игры.
На каждый момент занятия были наглядные пособия: карта, ключи, сундук, дидактические картинки, ромашки, ракушка и др. которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Пособия достаточного размера, эстетически оформлены. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве и в занятии. Так же использовалось звуковое сопровождение отдельных слайдов в презентации которое усиливало эмоциональное восприятие.
Организационный прием (приветствие) в стихотворной форме был направлен на развитие коммуникативных качеств, установлению дружеских взаимоотношений как внутри детского коллектива, так между гостями и детьми. При разработке занятия были определены цели и задачи квеста, количество участников – это 5 детей подготовительных групп, сюжет построен в форме путешествия, в котором задания сменяют друг друга за каждое выполненное задание дети получают ключ к сундуку в котором спрятана буква Р. Занятие динамическое оно предусматривает быстроту и смену деятельности.
Поиск выхода из проблемной ситуации, т. е. как помочь Звуковичкам. Автоматизация звука Р (произнесение заклинание) в чистоговорках с движениями - развитие мелкой моторики рук, игра «Ракушка» (назови слова со зв. Р в начале). Попадая в сказочную страну дети вовлекаются в поисковую деятельность, ориентируясь по карте они передвигаются по указанным стрелочкам в гости к разным героям для выполнения их заданий. В занятии применялись инновационные технологии и одно из заданий «Красивая буква Р» оно выполнялось в кабинете информатики. Дети находили похожую букву Р и подставляли ее в слова, они работали индивидуально сидя за компьютерами. Учитывая это в конце занятия была проведена гимнастика для глаз, а после физминутка с движениями по залу, которая позволила плавно перейти к следующему заданию. Быстрая сменяемость приемов и смена поз в течении занятия позволили избежать утомляемости детей.
Я считаю дидактическая деятельность и все моменты занятии логичны и последовательны, подчинены одной теме
В занятии были раскрыты образовательные задачи: дети старались выделять проблемный звук Р в предложенном речевом материале; отвечать на вопросы полным предложением
Проведение занятия в форме квест – игры позволяет закреплять полученные знания, формировать коммуникативные навыки: дети участвовали в общей беседе, слушали, не перебивая своего сверстника, помогает самостоятельно выражать доброжелательность, сопереживать воспитывает чувство коллективизма, создает положительно-эмоциональный настрой в подгруппе.
Использование моделей озеро, поляна помогли в интересной игровой форме реализовать основную коррекционно-развивающую задачу – развивать пространственную ориентировку; развивать воображение, внимание, слуховое и зрительное восприятие; развивать пространственное, логическое мышление, слуховую и зрительную память
В каждом моменте занятии я старалась направлять детей на поиск решения проблемы, помогала приобрести новый опыт, активизировать самостоятельность и поддерживать положительный эмоциональный настрой. Создание поисковых проблемных ситуаций активизировала мыслительную и речевую деятельность детей.
Специфика работы с детьми речевыми нарушениями на занятии отражалась в личностно ориентирвоанном походе. У Саши Резникова сонорный звук Р в норме, но но отдельный звонкие звуки имеют приглушенный характер, поэтому речь была не выразительна. У Эли Е. и у Полины Т. звук Р пока автоматизируется, поэтому приходилось акцентировать на этом внимание на протяжении всего занятия. Вика К. проходит дифференциацию звуков Р-Л.
Робких детей как Полина П. подбадривала, хвалила, чтобы закрепить у них ситуацию успеха. Во время занятия старалась общаться с детьми на одном у ровне, старалась поддерживать у детей интерес к занятию на протяжении всего времени. Итог занятия был организован в виде рефлексии, дети высказались о том что запомнилось и понравилось, так чтобы в ходе его проверить качество усвоения материала.
В связи с тем, что дети имеют сложные речевые нарушения процесс автоматизации и дифференциации звуков проходит медленно, я планирую особое внимание уделить именно этой работе. Так же пополнять активный и пассивный словарь. Но, несмотря на эти затруднения я считаю, что все поставленные мною программные задачи в течении занятия были решены.