Герасименко Анна
Особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать
Дошкольный возраст — это период, которому сопутствует количественный и качественный процесс изменения функций различных систем организма, обогащает и упорядочивает чувственный опыт ребенка, формирует произвольную память, внимание и воображение. Дети овладевают формами восприятия и мышления, где закладываются основы самосознания, развития и овладения конкретными двигательными навыками. Так же дошкольный возраст называют «возрастом игры». Введение сюжета и игровой роли для ребенка, значительно повышают его возможности во многих сферах психической жизни. (9, с. 436)
Публикация «Особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Старший возраст – это развитие очень важного периода, который начинается в пять лет и завершается к семи годам. На седьмом году продолжается становление новых психических образований, появившихся, в пять лет. Идет процесс активного созревания организма. Этот период во многом предопределяет будущий моральный облик ребенка и исключительно благоприятен для педагогических воздействий.
В процессе усвоения нравственных норм формируются сочувствие, заботливость, активное отношение к событиям жизни. Существует тенденция преобладания общественно значимых мотивов над личными мотивами. Самооценка ребенка достаточно устойчивая, возможно ее завышение, реже занижение. Дети более объективно оценивают результат деятельности, чем поведения. Период с 5 до 7 лет отмечается усложнением высшей нервной деятельности ребенка. Морфологическое созревание лобного отдела коры и миелинизацией прилегающих участков белого вещества, совершенствование нервно-психических функций ребенка делает возможным словесное обобщение признаков и событий. Вырабатываются ассоциативные рефлексы и становится доступной экстраполяция, а также выработка условного рефлекса при вероятностном подкреплении.
Центральным процессом в развитии восприятия, внимания, памяти, речемыслительной деятельности ребенка в этом возрастном периоде является формирование обобщенных вторичных образов (функция представления). Происходит это при участии первичных, вторичных и третичных (ассоциативных) отделов неокортекса.
Развитие внимания, памяти, речемыслительных процессов создает условия для самостоятельной познавательной деятельности ребенка, которая в значительной степени повторяет таковую деятельность взрослых. Физиологические механизмы внимания, памяти и речемыслительной деятельности постепенно достигают уровня, обеспечивающего развитие общения (коммуникации) между ребенком и взрослыми, а также между детьми.
В старшем дошкольном возрасте начинает формироваться самооценка, как основа самосознания. С помощью самооценки дети учатся адекватно или неадекватно оценивать себя, сравнивать себя с другими, регулировать свое поведение, на основе чего формируется социально-коммуникативные умения и навыки. Формирование адекватной самооценки является условием для гармоничного осознания детьми себя и своего внутреннего мира, что в свою очередь, позволяет гармонично приобщаться к окружающей действительности. Самосознание детей дошкольного возраста является представление детей о себе, как о внешнем виде, так и внутреннем.
Самосознание начинает развиваться, начиная с трех лет, когда начинает формироваться самооценка, хотя основы самосознания закладываются еще с раннего возраста. Самосознание создает условия для освоения детьми наколенного опыта человека. В старшем дошкольном возрасте основным условием развития самосознания является общение детей со сверстниками. (10, с. 366)
В 6 – 7 лет развивается наглядно-образное мышление с элементами абстрактного. Тем не менее, ребенок еще испытывает затруднения в сопоставлении сразу нескольких признаков предметов, в выделении наиболее существенного в предметах и явлениях, в переносе усвоенных навыков мыслительной деятельности на решение новых задач.
У старшего дошкольника воображение нуждается в опоре на предмет в меньшей степени, чем на предыдущих этапах развития Оно переходит во внутреннюю деятельность, которая проявляется в словесном творчестве (считалки, дразнилки, стихи, в создании рисунков, лепке и т. д. Происходит постепенный переход от игры как ведущей деятельности к учению.
Память в старшем дошкольном возрасте носит непроизвольный характер. Ребенок лучше запоминает то, что для него представляет наибольший интерес, оставляет наибольший впечатления. В старшем дошкольном возрасте ребенок в состоянии воспроизвести полученные впечатления через достаточно длительный срок, что обусловлено некоторыми особенностями развития памяти в этом возрасте :
преобладает непроизвольная образная память;
память, все больше объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер;
словесно-смысловая память обеспечивает опосредованное познание и расширяет сферу познавательной деятельности ребенка;
складываются элементы произвольной памяти как способности к регуляции данного процесса сначала со стороны взрослого, а потом и самого ребенка;
формируются предпосылки для превращения процесса запоминания в особую умственную деятельность, для овладения логическими приемами запоминания;
по мере накопления и обобщения опыта поведения, опыта общения ребенка со взрослыми и сверстниками развитие памяти включается в развитие личности. (16, с. 1032)
Старший дошкольный возраст является периодом интенсивного психического развития. Особенности этого этапа проявляются в прогрессивных изменениях во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложных, личностных новообразований.
В исследовании Е. Е. Кравцовой показано, что новообразованием дошкольного периода развития является воображение. Автор считает, что в дошкольном возрасте можно выделить три стадии и одновременно три основных компонента этой функции: опора на наглядность, использование прошлого опыта и особая внутренняя позиция.
Основное свойство воображения — способность видеть целое раньше частей — обеспечивается целостным контекстом или смысловым полем предмета или явления. Е. Е. Кравцова экспериментально показала, что дети с рано сформированной системой эталонов предлагают решение, основанное на классификации значений предметов: например, ложка и вилка и т. п. Вместе с тем, когда их просят объединить предметы по-другому, они не в состоянии этого сделать.
Дети же с развитым воображением, как правило, объединяют предметы по смыслу, например: ложкой можно есть мороженное или бабушка иголкой вышивает скатерть, но они, в отличие от детей первой группы, способны объединять предметы и другим образом, переходя в конечном счете к традиционной классификации по значениям.
В дошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных психических процессов. (4, с. 256) Это относится к сенсорному развитию, которое имеет свои особенности в дошкольном возрасте :
зрительное восприятие становится ведущим при ознакомлении с окружающим;
осваиваются сенсорные эталоны;
возрастает целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанность восприятия;
с установлением взаимосвязей с речью и мышлением восприятие интеллектуализируется.
Расширение спектра эмоций и мотиваций резко усиливают у детей процесс внимания. К концу дошкольного периода интенсивное интеллектуальное и личностное развитие формирует у ребенка самосознание, включающее не только самооценку, но и осознание собственных переживаний. В процесс этого осознания включены мышление и эмоциональная сфера ребенка.
Одновременно ребенок начинает осознавать себя во времени (прошлое, настоящее, будущее). В старшем дошкольном возрасте у ребенка все отчетливее проявляются соматические, психические и поведенческие особенности, соответствующие его полу, он начинает более осознанно идентифицировать себя по полу. (3, с 257)
В основе самостоятельной познавательной деятельности ребенка, в значительной степени повторяющей таковую деятельность взрослых, развитие внимания, памяти, речемыслительных процессов. Физиологические механизмы этих процессов, которые активируются, прежде всего, в процессе игровых действий, постепенно достигают такого уровня, который обеспечивает развитие коммуникации между детьми, а также между ребенком и взрослыми.
Таким образом, дошкольный возраст является важным этапом в развитии психических процессов, определяющих функциональные возможности ребенка к началу обучения. На протяжении дошкольного возраста мышление ребенка существенно меняется. Это в первую очередь выражается в том, что он овладевает новыми способами мышления и умственными действиями. Развитие его происходит поэтапно, и каждый предыдущий уровень необходим для последующего.