Получи документы

Особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста

Герасименко Анна
Особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Дошкольный возраст — это период, которому сопутствует количественный и качественный процесс изменения функций различных систем организма, обогащает и упорядочивает чувственный опыт ребенка, формирует произвольную память, внимание и воображение. Дети овладевают формами восприятия и мышления, где закладываются основы самосознания, развития и овладения конкретными двигательными навыками. Так же дошкольный возраст называют «возрастом игры». Введение сюжета и игровой роли для ребенка, значительно повышают его возможности во многих сферах психической жизни. (9, с. 436)

Публикация «Особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Старший возраст – это развитие очень важного периода, который начинается в пять лет и завершается к семи годам. На седьмом году продолжается становление новых психических образований, появившихся, в пять лет. Идет процесс активного созревания организма. Этот период во многом предопределяет будущий моральный облик ребенка и исключительно благоприятен для педагогических воздействий.

В процессе усвоения нравственных норм формируются сочувствие, заботливость, активное отношение к событиям жизни. Существует тенденция преобладания общественно значимых мотивов над личными мотивами. Самооценка ребенка достаточно устойчивая, возможно ее завышение, реже занижение. Дети более объективно оценивают результат деятельности, чем поведения. Период с 5 до 7 лет отмечается усложнением высшей нервной деятельности ребенка. Морфологическое созревание лобного отдела коры и миелинизацией прилегающих участков белого вещества, совершенствование нервно-психических функций ребенка делает возможным словесное обобщение признаков и событий. Вырабатываются ассоциативные рефлексы и становится доступной экстраполяция, а также выработка условного рефлекса при вероятностном подкреплении.

Центральным процессом в развитии восприятия, внимания, памяти, речемыслительной деятельности ребенка в этом возрастном периоде является формирование обобщенных вторичных образов (функция представления). Происходит это при участии первичных, вторичных и третичных (ассоциативных) отделов неокортекса.

Развитие внимания, памяти, речемыслительных процессов создает условия для самостоятельной познавательной деятельности ребенка, которая в значительной степени повторяет таковую деятельность взрослых. Физиологические механизмы внимания, памяти и речемыслительной деятельности постепенно достигают уровня, обеспечивающего развитие общения (коммуникации) между ребенком и взрослыми, а также между детьми.

В старшем дошкольном возрасте начинает формироваться самооценка, как основа самосознания. С помощью самооценки дети учатся адекватно или неадекватно оценивать себя, сравнивать себя с другими, регулировать свое поведение, на основе чего формируется социально-коммуникативные умения и навыки. Формирование адекватной самооценки является условием для гармоничного осознания детьми себя и своего внутреннего мира, что в свою очередь, позволяет гармонично приобщаться к окружающей действительности. Самосознание детей дошкольного возраста является представление детей о себе, как о внешнем виде, так и внутреннем.

Самосознание начинает развиваться, начиная с трех лет, когда начинает формироваться самооценка, хотя основы самосознания закладываются еще с раннего возраста. Самосознание создает условия для освоения детьми наколенного опыта человека. В старшем дошкольном возрасте основным условием развития самосознания является общение детей со сверстниками. (10, с. 366)

В 6 – 7 лет развивается наглядно-образное мышление с элементами абстрактного. Тем не менее, ребенок еще испытывает затруднения в сопоставле­нии сразу нескольких признаков предметов, в выделении наиболее существенного в предметах и явлениях, в переносе усвоенных навыков мыслительной деятельности на решение новых задач.

У старшего дошкольника воображение нуждается в опоре на предмет в меньшей степени, чем на предыдущих этапах развития Оно переходит во внутреннюю деятельность, которая проявляется в словесном творчестве (счи­талки, дразнилки, стихи, в создании рисунков, лепке и т. д. Происходит постепенный переход от игры как ведущей деятельности к учению.

Память в старшем дошкольном возрасте носит непроизвольный характер. Ребенок лучше запоминает то, что для него представляет наибольший интерес, оставляет наибольший впечатления. В старшем дошкольном возрасте ребенок в состоянии воспроизвести полученные впечатления через достаточно длительный срок, что обусловлено некоторыми особенностями развития памяти в этом возрасте :

преобладает непроизвольная образная память;

память, все больше объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер;

словесно-смысловая память обеспечивает опосредованное познание и расширяет сферу познавательной деятельности ребенка;

складываются элементы произвольной памяти как способности к регуляции данного процесса сначала со стороны взрослого, а потом и самого ребенка;

формируются предпосылки для превращения процесса запоминания в особую умственную деятельность, для овладения логическими приемами запоминания;

по мере накопления и обобщения опыта поведения, опыта общения ребенка со взрослыми и сверстниками развитие памяти включается в развитие личности. (16, с. 1032)

Старший дошкольный возраст является периодом интенсивного психического развития. Особенности этого этапа проявляются в прогрессивных изменениях во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложных, личностных новообразований.

В исследовании Е. Е. Кравцовой показано, что новообразованием дошкольного периода развития является воображение. Автор считает, что в дошкольном возрасте можно выделить три стадии и одновременно три основных компонента этой функции: опора на наглядность, использование прошлого опыта и особая внутренняя позиция.

Основное свойство воображения — способность видеть целое раньше частей — обеспечивается целостным контекстом или смысловым полем предмета или явления. Е. Е. Кравцова экспериментально показала, что дети с рано сформированной системой эталонов предлагают решение, основанное на классификации значений предметов: например, ложка и вилка и т. п. Вместе с тем, когда их просят объединить предметы по-другому, они не в состоянии этого сделать.

Дети же с развитым воображением, как правило, объединяют предметы по смыслу, например: ложкой можно есть мороженное или бабушка иголкой вышивает скатерть, но они, в отличие от детей первой группы, способны объединять предметы и другим образом, переходя в конечном счете к традиционной классификации по значениям.

В дошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных психических процессов. (4, с. 256) Это относится к сенсорному развитию, которое имеет свои особенности в дошкольном возрасте :

зрительное восприятие становится ведущим при ознакомлении с окружающим;

осваиваются сенсорные эталоны;

возрастает целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанность восприятия;

с установлением взаимосвязей с речью и мышлением восприятие интеллектуализируется.

Расширение спектра эмоций и мотиваций резко усиливают у детей процесс внимания. К концу дошкольного периода интенсивное интеллектуальное и личностное развитие формирует у ребенка самосознание, включающее не только самооценку, но и осознание собственных переживаний. В процесс этого осознания включены мышление и эмоциональная сфера ребенка.

Одновременно ребенок начинает осознавать себя во времени (прошлое, настоящее, будущее). В старшем дошкольном возрасте у ребенка все отчетливее проявляются соматические, психические и поведенческие особенности, соответствующие его полу, он начинает более осознанно идентифицировать себя по полу. (3, с 257)

В основе самостоятельной познавательной деятельности ребенка, в значительной степени повторяющей таковую деятельность взрослых, развитие внимания, памяти, речемыслительных процессов. Физиологические механизмы этих процессов, которые активируются, прежде всего, в процессе игровых действий, постепенно достигают такого уровня, который обеспечивает развитие коммуникации между детьми, а также между ребенком и взрослыми.

Таким образом, дошкольный возраст является важным этапом в развитии психических процессов, определяющих функциональные возможности ребенка к началу обучения. На протяжении дошкольного возраста мышление ребенка существенно меняется. Это в первую очередь выражается в том, что он овладевает новыми способами мышления и умственными действиями. Развитие его происходит поэтапно, и каждый предыдущий уровень необходим для последующего.

Публикации по теме:

Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста Развитие ребенка с каждым годом настолько продвигается вперед, что стоит выделить возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста»Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста» Каждое занятие по театрализованной деятельности мы с ребятами начинаем с артикуляционной гимнастики, так как при выполнении артикуляционной.

Особенности обучения русскому языку детей старшего дошкольного возраста посредством игры. На современном этапе развития общества и образования главной целью обучения грамоте является: развитие личности каждого ребенка, обогащение.

Особенности развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста Мы живем в эпоху кризисов и социальных перемен. Нашей стране нужны творческие, способные неординарно и нестандартно мыслить люди. В настоящее.

Особенности развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста Дошкольный возраст – это период усиленного развития, изменения и обучения, парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить.

Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста»Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста» Слайд 1. Тема работы: «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста в ходе совместной деятельности.

Психолого-педагогические особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста Дошкольный возраст является периодом совершенствования, развития личностных новообразований, которые за период дошкольного возраста обогащаются.

Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста» Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста». Организационное собрание. Тема: «Возрастные.

Методические рекомендации «Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста с двух до семи лет» Утверждаю: заведующий ДОО ___Ф. И. О. Составила: зам. заведующего по ВМР Ф. И. О. Принято: на заседании педагогического совета ДОО Протокол.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 6 сентября 2023 в 21:10
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Герасименко Анна (УИ 2164109) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД