Солдатова Анастасия
Методические основы по коррекции недостатков произношения свистящих звуков у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В ходе коррекции недостатков произносительной стороны речи необходимо учитывать принципы логопедической работы, под которыми подразумевают исходные положения, определяющие совместную работу логопеда и ребенка при коррекции речи.
При исправлении дефектов у дошкольников большое внимание уделяется общедидактическим принципам воспитывающего направления, принципам систематичности, наглядности, научности, сознательности, индивидуального подхода и др.
Публикация «Методические основы по коррекции недостатков произношения свистящих звуков у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
В логопедии так же используются специальные принципы. Такие как: принцип учета этиологии и механизмов нарушения речи, учета структуры нарушения, дифференцированного и поэтапного подходов. Одним из важных принципов является принцип учета личности ребенка, его способностей к развитию и формированию речи в нормальных условиях общения.
Большое внимание уделяется этиологическим принципам. Именно они являются причинами появления различных нарушений. Это внешние, внутренние, биологические, социально-психологические факторы.
Работа по коррекции нарушений звукопроизношения, предложенная М. Ф. Фомичевой, состоит из следующих этапов:
1 Обследование звукопроизношения детей, которое включает в себя: обследование строения и подвижности артикуляционного аппарата, звукопроизношения и фонематического слуха;
2 Коррекция нарушенных звуков речи, включающая развитие движений органов артикуляционного аппарата (артикуляционная гимнастика) и усвоение фонетической и фонематической сторон речи (постановка звука, автоматизация, различение звуков речи по акустическим и артикуляционным признакам, и введение в речь сформированных звуков) [5].
При обследовании артикуляционного аппарата нужно помнить, что правильное звукопроизношение во многом зависит от нормального строения речевого аппарата (глотки, носоглотки, полости носа и рта). В ходе проверки состояния челюстей, губ, языка, неба и зубов следует выявить, соответствует ли оно норме, при несоответствии с нормой выявляется характер нарушения.
Во время проверки подвижности артикуляционного аппарата ребенку предлагается выполнить упражнения по подражанию, предложенные Г. В. Чиркиной. (см. Приложение 2.)
В ходе выполнения ребенком данных упражнений специалист смотрит на четкость артикуляционных движений, быстроту и плавность, умение быстро переключиться с одного артикуляционного уклада на другой.
Обследуя звукопроизношение нужно указать наличие или отсутствие замены, смешения, искажения, пропуска звука. Так же обратить внимание на темп речи, четкость, правильное произношение слов, звонкость голосовых связок. Для такого обследования применяется набор предметных картинок на разные группы звуков для того, чтобы каждый из обследуемых звуков находился в разных положениях (начале, середине или конце, т. к. в разных положениях звук произносится по-разному.
При обследовании фонематического слуха проверяется слуховая дифференциация ребенка, состояние фонематических представлений, уровень сформированности навыков фонематического анализа и синтеза.
Результаты анализа обследования помогают определить характер, причину нарушения, построить дальнейший план коррекции.
В работе по коррекции звукопроизношения выделяются следующие этапы:
1. Подготовительный.
Цель этого этапа – подготовка к правильному восприятию и
воспроизведению звука.
На этом этапе работа идет одновременно по нескольким направлениям:
– формирование точных движений органов артикуляционного аппарата;
– формирование направленной воздушной струи;
– отработка опорных звуков;
– развитие мелкой моторики рук;
– развитие фонематического слуха.
Формирование правильных движений органов артикуляционного аппарата осуществляется с помощью артикуляционной гимнастики. Гимнастика включает в себя упражнения для тренировки подвижности губ, языка, а также учит быстро находить определенные положения этих органов, необходимые для звука, над которым проводится работа. Очень важно, чтобы упражнения выполнялись целенаправленно и качественно, так как от этого во многом зависит постановка звука [5].
Сначала упражнения выполняются в медленном темпе перед зеркалом, то есть для достижения конечного результата используется зрительный контроль. Со временем зеркало можно убрать, функции контроля возьмут на себя собственные кинестетические ощущения.
Если в процессе выполнения артикуляционной гимнастики какое-то движение не получается, можно использовать механическую помощь. Например при помощи логопедических зондов, ватной палочки (обернув чистым платком).
Произнесение большинства звуков русского языка требует направленной воздушной струи, выработка которой проводится одновременно с артикуляционной гимнастикой, так как в формировании воздушной струи активное участие принимают щеки, губы, язык. Мы говорим на выдохе, любое нарушение этого правила приводит к искажению звучащей речи, поэтому работа над речевым дыханием очень важна.
Перед выполнением гимнастики на определенный звук, необходимо отработать базовый комплекс упражнений для выработки основных движений и положений органов артикуляционного аппарата. (см. приложение 2)
После отработки базового комплекса упражнений следует перейти к комплексу для выработки основных движений и положений органов артикуляционного аппарата при произношении свистящих звуков (см. приложение 3)
На данном этапе рекомендуется провести ознакомительное занятия для ребенка, познакомить его с органами речи (губами, языком, небом и тд.). Во время такого занятия вы станете не только ближе к ребенку, но и вызовете у него интерес к занятиям.
Одновременно ведется работа по развитию мелкой моторики рук. Помимо специальных упражнений это могут быть настольные игры “Мозаика”, “Конструктор”, выполнение аппликаций, различные пальчиковые игры. Состояние мелкой моторики тесно связано с развитием речи, поэтому, развивая пальчики ребенка, Вы поможете ему быстрее и эффективнее овладеть речью.
Еще одним из видов работы с детьми является развитие фонематического слуха - умение на слух различать звуки, близкие по звучанию или улавливать разницу между правильным и искаженным звуками. Нужно давать ребенку возможность слушать ваш образец и сравнивать с его собственным искаженным произношением. Таким способом Вы направите его слуховое внимание на эти звуки, покажете разницу в их звучании и выработаете стимул для преодоления нарушения.
2. Этап постановки звука.
Цель этого этапа заключается в формировании первоначальных умений правильного произнесения звука и достигается двумя способами: по подражанию и с механической помощью.
Во время постановки различных звуков по подражанию возможно использование следующих приемов:
– Привлечение внимания ребенка к артикуляционной позе звука в момент его произнесения ( инструкция ребенку: «Посмотри и послушай!»);
– Совместное произнесение звука ( инструкция ребенку: «Скажем вместе!»);
– Самостоятельное произнесение звука ребенком ( инструкция ребенку: «Повтори!»).
Постановка звука с механической помощью зависит от особенностей его артикулирования. В качестве механической помощи могут использоваться зонды, шпатели и соска [5].
Например, при нарушении всех свистящих звуков ([с], [с ], [з], [з ] [ц]) в группе первым ставится звук [с]. Желательно до его постановки сформировать звук [и] – для выработки положения языка при произнесении свистящих звуков и [ф] – для выработки сильной воздушной струи.
Основной способ постановки звука [с] состоит из двух этапов:
1-й этап – при межзубном положении языка зондом создается желобок, идущий по средней линии языка (для прохождения воздушной струи). При устойчивой воздушной струе к произносимому звуку присоединяются гласные [а], [э], [ы]. происходит автоматизация межзубного [с] в слогах са, сэ, сы.
2-й этап – при отработанном произнесении са, сэ, сы, при помощи зондов кончик языка заводится за нижние резцы, и процесс автоматизации с гласными [а], [э], [ы] повторяется. При достижении устойчивого произношения слогов са, сэ, сы начинается автоматизация в словах с использованием отработанных слогов (сани, сыр, сад).
Параллельно начинается процесс слияния [с] со звуками [о], [у] (автоматизация в слогах со, су).
Звук [з] ставится от [с] с использованием тактильного контроля (ребенок кладет тыльную сторону ладони себе на горло, вторую – на горло логопеда, привлекается внимание к озвончению звука [с].
Звук [с ] ставится присоединением к звуку [с] звука [и] и автоматизацией слога си.
Звук [з ] – может ставиться как от [з], присоединением звука [и], так и от [с ] – озвончая его.
Звук [ц] вызывается при слитном, многократном, с ускорением темпа, произнесении звуков [тс-тс-тс].
3. Этап автоматизации звука.
Автоматизация то есть закрепление согласных звуков проводится последовательно, путем многократных тренировок. Во время автоматизации звука в слогах необходимо соблюдать следующую последовательность: автоматизация в прямых слогах (согласный + гласный, в обратных слогах (гласный + согласный, между гласными (гласный + согласный + гласный, в стечении с согласным (согласный + согласный + гласный). Повторение согласного звука с одинаковыми гласными звуками (са-са-са) и разными гласными звуками (са-сэ-сы-со-су) должно быть многократным.
Автоматизация согласных звуков проводится с учетом положения звука в слове (в начале, в середине, в конце). Для устойчивого произнесения звука требуется его отработка в большом количестве слов. После безошибочного произношения звука в слове можно переходить к автоматизации в предложении [5].
4. Этап дифференциации звуков.
Дифференциация смешиваемых звуков (различение) при парасигматизме свистящих. Различение обоих звуков (заменяемого и заменителя) осуществляется в изолированном произнесении звука, в ряду других звуков, в слогах, словах и предложениях.
Поэтапная работа по формированию фонематического восприятия проводится следующим образом:
– Узнавание неречевых звуков;
– Различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз;
– Различение слов, близких по своему звуковому составу;
– Дифференциация фонем;
– Развитие навыков элементарного звукового анализа.
Работа по дифференциации звуков способствует нормализации операции их отбора. При работе над различием одновременно подключаются не более пары звуков, если для работы необходимо большее количество звуков одной артикуляционной группы, их объединяют попарно.
Работа по коррекции нарушения звукопроизношения должна осуществляться системно и последовательно. Постановка звуков происходит индивидуально учителем-логопедом, автоматизация звуков может проходить на групповых занятиях.