Сазанова Евгения Борисовна
Использование в реабилитационной работе с несовершеннолетними разнообразных видов искусства
▼ Скачать + Заказать документы
Известно, что использование в реабилитационной работе разнообразных видов искусства благотворно влияет на восстановление многих психофизических функций детей и формирование утраченных связей со сверстниками и взрослыми. Особую психотерапевтическую и развивающую функцию влияет участие детей в театральной деятельности. Это способствует развитию их природных способностей и склонностей, созданию эмоционально – комфортной среды, где происходит развитие и само раскрытие интеллектуальных и творческих способностей несовершеннолетних.
Публикация «Использование в реабилитационной работе с несовершеннолетними разнообразных видов искусства» размещена в разделах
В рамках реабилитационной программы целесообразно использовать структурированный материал, который провоцирует детей на выражение собственных желаний и овладение социальными навыками. Например, человеческие фигурки, машины, постельные принадлежности вызывают желание заботиться о ком-то, оружие выражает агрессию, телефон, поезд, машина способствуют развитию коммуникативных действий. Необходимо наблюдать за тем, какие, какого цвета и какой формы игрушки ребенок игнорирует, а также фиксировать, какие игрушки он категорически отвергает.
Ценность этого вида работы определяется тем, что в игре проявляется неизвестная нам форма преодоления травмирующих переживаний.
В том случае, когда интеграция осознания и переживания удалась, психическое напряжение снимается, формируется способность восприятия новых впечатлений и происходит перенос фантазии детей на темы, не связанные с насилием, что может способствовать развитию уверенности в себе, утверждению собственного «Я», повышению самооценки. Применение игр в работе с данным контингентом детей лишь этап в процессе коррекции личности ребенка и часть реабилитационной работы.
Задачами использования сценических форм активности детей являются:
1. Пробуждать интерес к театрально – игровой деятельности, потребность воспитанника обращаться к театру, как к источнику радости, эмоциональных переживаний, творческого соучастия.
2. Развивать эстетические способности, мыслительный, познавательный процесс, интерес, культуру речи.
3. Совершенствовать артистические навыки воспитанников в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.
На базе реабилитационного центра ГБУ СРЦН «Улыбка» и МБОУ «Школа № 96» г. Нижнего Новгорода была апробирована идея домашнего театра, который превратился в Театр-студию «Улыбка». Целевая группа: воспитанники отделения социальной реабилитации 8 -16 лет. Успех первых постановок у зрителей и самих участников постановок побудил всерьёз обратиться к самодеятельному творчеству. В организации театра участвовали: воспитатели, педагоги, психологи, музыкальный руководитель, инструктор по труду.
В создание театра была заложена идея о том, что театр – средство эстетического и духовно-нравственного воспитания, он развивает фантазию, способность сопереживать, создаёт соответствующий эмоциональный настрой, повышает уверенность в себе.
Участие в театрализованной деятельности способствует развитию эмоционального восприятия окружающего мира, творческих способностей детей и подростков, решает задачи развития самостоятельного творческого мышления, детского воображения и творческой активности.
Не стоит доказывать, что подростки, как правило, не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир сморят как потребители, а не творцы. Опыт работы показывает, что, если подросток активен в театрализованной деятельности, он становится более активным в жизни, доброжелательным и открытым в общении, успешным в учебной деятельности.
Существующее мнение, что все дети - артисты, но, по нашему мнению, публичное выступление привлекает далеко не всех. Но бывает и так, что творческие задатки глубоко спрятаны, и в данной ситуации от педагогов требуются наблюдательность, внимание и такт.
Анализируя опыт работы по подготовке театрализованных преставлений, мы выделяем 10 основных этапов работы над спектаклем :
Выбор пьесы или инсценировки и обсуждение её с воспитанниками. Как правило, материалом для сценического воплощения служит сказка, которая даёт на редкость яркий, широкий, многозначный образ мира. Мир сказки с его чудесами и тайнами. Приключениями и превращениями очень близок ребёнку независимо от его возраста.
Распределение ролей в спектакле с учётом индивидуальных особенностей и предпочтений. Учитываются и возраст, и индивидуальные особенности несовершеннолетнего.
Личностно – ориентированный подход к воспитанникам нацеливает педагога на создание оптимальных условий для развития творческих способностей, интересов, социальной активности.
Работа над отдельными эпизодами. В ходе работы над эпизодами развиваются такие качества как внимание, наблюдательность, воображение и фантазия, смелость, находчивость, умение согласовывать свои действия с партнёрами.
Поиски музыкально – пластического решения эпизодов, постановка танцев. Мы убеждены, что в домашнем театре не требуется бесконечно «муштровать» актёров, полностью подчинить их своим требованиям. Воспитательные задачи будут решены лишь тогда, когда участники сами «загораются», до того, чтобы ощутить слияние собственной личности с образом персонажа. Основная работа ведется над поиском выразительных движений, поз, мимики, слова.
Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов. Театральные костюмы представляют собой богатое поле для реализации фантазии, воображения. Но, кроме этого, детям необходимы первоначальные знания. Поэтому работа над декорациями и костюмами начинается с изучения исторической литературы. Существенной составной частью персонажа является грим. Правильно подобрать грим – большое искусство. Азы этого искусства дети постигают в играх и упражнениях. Правильно наложенный грим развивает эстетический вкус. Главное не переборщить, тогда персонаж получится ярким, сказочным. Последний штрих предварительной работы над спектаклем – это театральные программки. В изготовлении программок требуются навыки изобразительной деятельности, однако самые трогательные экземпляры получатся у ребят, которым просто нравится процесс рисования.
Работа над выразительностью речи подлинностью поведения в сценических условиях, закрепление минисцен. Чтобы участие в домашнем театре приобрело самостоятельный характер, необходимо предоставить воспитанникам как можно больше самостоятельности, дать возможность несовершеннолетним быть ведущими, режиссёрами постановщиками, художниками - декораторами, хореографами.
Репетиция отдельных сцен в разных составах с деталями декораций, реквизита, с музыкальным оформлением.
Репетиция всей пьесы целиком с элементами костюмов, реквизитами и декораций. Работа над конкретным представлением, мы делим группу на «артистов» и группу «обеспечения». Без группы обеспечения спектакль состояться никак не может, они такие же уважаемые участники действия как актёры. Они проверяют готовность площадки к репетиции, меняют декорации, помогают переодеваться, помогают гримироваться.
Премьера спектакля.
Обсуждение спектакля с воспитанниками.
Театр не может существовать без творчества, поэтому на занятиях кружка Театра студии «Улыбка» большая роль отводиться импровизации.
Импровизация позволяет уйти от рутинного труда, от зубрёжки, от необходимости заучивать реплики, позы, движения. Творческий подход к работе несовершеннолетних даёт возможность развивать одновременно всех детей, независимо от уровня их подготовленности.
При выборе репертуара «Домашнего театра» учитываются интересы, возрастные особенности подростков, их развитие. Благодаря занятиям в домашнем Театре - студии «Улыбка» жизнь детей становится более интересной и содержательной. Театральная деятельность развивает личность подростка, прививает устойчивый интерес к литературе, совершенствует навык воплощать в игре определённые переживания, побуждает к созданию новых образов. Все дети могут стать творцами, и у каждого ребенка есть способности и таланты. Построение занятий согласно логике творчества от постановки творческой задачи до достижения результата требует прохождения нескольких этапов: от театрального этюда, стихотворения, сказки, мини – представления до открытия нового творческого опыта.
Обязательный элемент каждого занятия – этюдный тренаж. Этюдный тренаж – это своеобразная школа, в которой дети постигают азы сценического мастерства. Это работа актёра над собой.
Данные мониторинга показывают, что в результате участия в работе кружка «Домашний театр» Театра студии Улыбка у подавляющего большинства воспитанников отделения социальной реабилитации формируются устойчивые интересы к какому – либо виду творческой деятельности, повышается уровень мотивации к участию в творческой деятельности, формируются и развиваются навык художественно – прикладного и самодеятельного творчества.
Наблюдение за воспитанниками, участвовавшими в подготовке спектаклей позволяет сделать нам следующие выводы:
Дети проявляют интерес к работе кружка.
Снижается тревожность и напряжённость, страх перед публичными выступлениями, у детей повышается самооценка.
Участие в спектаклях Домашнего театра помогает детям адаптироваться в новых условиях, справиться с трудностями вхождения в новый детский коллектив, улучшить эмоциональное состояние.
Анализируя результативность кружковой работы нужно также отметить, что уровень наших спектаклей безусловно растёт. Это касается и режиссёрской работы, и поиска собственного репертуара, и актёрской работы.
Продвигаясь от простого к сложному, ребята постигают увлекательную науку театрального мастерства, приобретают опыт публичного выступления и творческой работы.
Важно то, что занимаясь в кружке дети учатся коллективной работе, работе с партнёром, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, приобретают навыки критически оценивать как литературные произведения целом, так и отдельных литературных героев.
На художественно – эстетических мероприятиях дети учатся не только выразительному чтению текста, но и приобретают опыт формирования собственного мнения о том или ином литературном произведении.
Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектаклей, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность детей и подростков, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.
Подводя итог, хочется сказать о том, что сцена даёт возможность донести до зрителя многое из того, что постоянно ускользает от внимания. Она помогает ввести детей и подростков в тематику нравственного выбора, учит различать добро и зло, делает нас способными сострадать чужой боли и чувствовать прекрасное, она воспитывает и заставляет строить жизнь по законам любви и красоты.
Методика социально-педагогической деятельности по развитию творческих способностей детей (среднего и старшего) школьного возраста через использование приемов сценического искусства.
Школьники, посещающие школу, Театр-студию «Улыбка».
Воспитатель-организатор проведения творческих костюмированных вечеров и подготовки праздников.
Развитие положительных качеств личности происходит всегда в определенных условиях общественной жизни. Своеобразие творческой, в частности сценической театрально-художественной, практики сказывается особенно наглядно в процессе формирования творческого потенциала человека. Для того чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо, прежде всего, определенное руководство со стороны взрослых.
В данной работе хотелось бы сделать акцент на развитие творческого потенциала ребенка через поиск нестандартных подходов обучения. Вероятно, наиболее эффективным является подход, сочетающий в себе традиционные и нетрадиционные техники воспитания.
Методы осуществления деятельности:
метод целостного восприятия (самостоятельная деятельность при детальном восприятии, целенаправленное наблюдение под косвенным воздействием педагога);
метод убеждения (развитие эстетического восприятия, оценки, первоначальных проявлений вкуса);
метод приучения (формирование интереса к сценической деятельности);
метод проблемных ситуаций (побуждение ребенка к творческим и практическим действиям);
метод побуждения к сопереживанию, эмоционально-положительной отзывчивости на прекрасное и отрицательное отношение к безобразному в окружающем мире, литературе и культуре.
использование нетрадиционных техник коммуникации;
наглядные методы (личный пример преподавателя (мастер-класс, просмотр видео материалов (мультфильмы, фильмы) по данной тематике и так далее);
игровой метод (творческие задания).
Формы:
индивидуальные;
групповые.
Средства:
технические (музыкальный центр, проектор, компьютер)
Условия:
учебно-материальные (класс, расписание занятий, необходимые учебные материалы);
гигиенические (соблюдение сан. эпидемиологических норм, техника безопасности);
психологические (эмоциональный настрой);
временные (определенное установленное время занятий - расписание, продолжительность занятий).
Психолого-педагогический механизм (функциональный подход) : роль социального педагога в работе с школьниками по развитию творческих способностей значительна. Необходимо постоянно поддерживать эмоциональный интерес к заданию, в тупиковой ситуации подсказывать дальнейший путь, но не навязывать свои взгляды, быть учтивым, внимательным. Важно помочь научиться выражать свои мысли и эмоции в простом физическом действии и направлять их в положительное русло посредством сценического искусства театра.
Технология осуществления деятельности:
Работа с детьми строится в два этапа.
На первом этапе происходит формирование интереса к сценической деятельности. Овладение простейшими техническими приемами работы с актёрского мастерства речь, движение работа над собой в социальной роли взаимодействие с партнёром. Развитие воображения (видеть необычное в обычных предметах и явлениях повседневной жизни).
На втором этапе, когда дети уже овладели некоторыми приемами работы в нетрадиционной и традиционной технике, предстоят следующие задачи: по продолжению формированию интереса к театру и кино. Продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками; через овладение более сложными приемами работы на примерах классики жанров. Формировать относительную устойчивость замысла. Научить детей предварительно продумывать содержание образа, способов, последовательности его воплощения. Стимулировать активность, самостоятельность, инициативу детей в придумывании содержания и способов взаимодействия общения. Побуждать детей к созданию разнообразных и относительно неповторимых, оригинальных замыслов трактовки известных литературных сюжетов. Развивать эстетическое восприятие, художественный вкус. Развивать у детей навыки самоанализа, необходимые для оценки собственных работ.
Структура занятий
На каждом занятии группе (классу) дается новое задание (экспромт на заданную тему). Основное задание занимает максимум отведенного времени и закрепляется заключительной частью, подведением итогов урока, анализом усвоения материала. Описание задания содержит в себе следующие пункты: возраст, материалы, средства выразительности, технология подачи материала, примерные темы для сценических работ (о народных и календарных праздниках).
Подводя итог, можно сделать вывод о том, что подросток переживает сложный период взросления, когда он постепенно примеряет на себя социальные роли. Процесс социализации ребенка сопровождается различными психологическими новообразованиями. Перед социальным педагогом и родителями стоит задача помочь подростку самоопределиться.
Развитие творческих способностей посредством сценической деятельности способно принести наибольшую результативность в формировании творческой личности. Удовлетворяет желание найти себя, своё место в обществе, дарит осознание своей индивидуальности.
С помощью сценической деятельности школьник раскрывается, показывает, каким он видит окружающий его мир, а также проявляет себя, развивает уверенность в себе. Театральное мастерство является прекрасной возможностью выразить свои эмоции.
Благодаря методике социально-педагогической деятельности по развитию творческих способностей такая возможность предоставляется всем желающим.
Таким образом, методика социально-педагогической деятельности по развитию творческих способностей позволяет увидеть значимость в умении находить творческий подход к любой ситуации