Елена Серкова
Понятие «глагольный словарь»
▼ Скачать + Заказать документы
«глагольный словарь»
Узнавая особенности предметов и явлений, малыш обращает внимание на их взаимодействие, состояния, которые передаются в речи глаголами : ветер дует, ветер свистит; цветы растут, цветы вянут, цветы пахнут.
Глагольный словарь — это основа фразовой речи. Без глаголов невозможно построить предложение, выразить какую-либо мысль. Именно глаголы несут в себе наиболее важную информацию о предмете (Снег тает. Дети гуляют. Кошка спит.). Глаголы обладают большей степенью абстракции, поэтому их появление в речи детей происходит позднее по сравнению с существительными.
Публикация «Понятие „глагольный словарь“» размещена в разделах
Лексические значения глаголов очень многообразны. Это и действия (мяукать, рисовать, пилить, и состояния (радоваться, болеть, и отношения (совпадать, принадлежать) и многое другое. Сначала ребенок обращается к словам, обозначающим действия, которые ему приходится часто совершать или наблюдать в повседневной жизни: спать, играть, гулять и т. п. По мере своего развития малыш начинает вычленять из речи окружающих слова, обозначающие действия, не связанные непосредственно с его бытом: летать, стирать, рубить и т. п. Слова с более выраженной степенью абстракции (огорчаться, думать, радоваться) появляются еще позднее. Чем больше глаголов в словаре ребенка, тем легче ему выразить свою мысль с помощью фразы.
Об усвоении глагола можно сказать, что эта часть речи формируется и усваивается ребенком не сразу, а постепенно. Это связано с постепенным формированием речи ребенка и прохождением каждого из этапов усвоения языка. По сравнению с существительными значения глаголов усвоить труднее, так как не все действия, которые они обозначают, можно непосредственно наблюдать. Многие действия внешне похожи, но называются по разному: мыть – чистить, причесываться – гладить, стучать – бить и т. п. Не все дети с легкостью усваивают слова, которые обозначают действия, не часто встречающиеся в их жизни, такие как кукарекать, ворковать, пасется, высиживать и т. п. Они часто путают слова, обозначающие внешне похожие действия: пришивать – вышивать, шить – вязать, пить – лакать и т. п. Ребенку порой не удается выделить детали, отличающие эти действия друг от друга (идет – ползет, моет – чистит).
Об усвоении глагола известно, что названия действий (кроме слова дай) появляются несколько позже, чем названия предметов. До 1 года 8 месяцев присутствуют такие звукосочетания у глаголов : «ди», «бух», звуковые комплексы (бай-бай, ням-ням) и насчитывают их до 5 слов и первоначально они опускаются при построении предложений. Дети активно используют в речи, только определенный набор «своих» слов и отказываются повторить те слова, которые им вновь предлагаются.
Переход от простого имитирования звуков к репродуцированию слов по составляющей его акцентуальной и просодической модели или части ее открывает возможности к накоплению нового словарного запаса и переводит ребенка из ряда неговорящих в категорию плохо говорящих. Первые слова детей характеризуются полисемантизмом: одно и тоже звукосочетание в различных случаях служит выражением разных значений, и эти значения становятся понятными только благодаря ситуации и интонации.
Вывод: Усвоение ребенком родного языка – это системный процесс, в котором усвоение и вычленение одних элементов и единиц речи тесным образом соподчинено с усвоением других единиц и явлений. При анализе детской речи видно. Что одни языковые элементы усваиваются детьми раньше, другие значительно позже. Поэтому на разных стадиях развития речи одни языковые группы оказываются уже усвоенными, другие усвоены только частично. А третьи не могут быть усвоены в ближайшем будущем. Каждому периоду развития синтаксических построений соответствует определенный уровень морфологического построения слов, наличие у ребенка тех или иных частей речи, звуков родного языка, их сочетаний, слоговой структуры слов.