Киколенко Галина
Конспект занятия «Звуковая культура речи: звук [з]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Упражнять детей в четком произношении звука з.
Задачи по образовательным областям:
Социально – коммуникативное развитие
Учить внимательно слушать воспитателя, отвечать на вопросы, не перебивая других детей. Учить выполнять коллективные задания.
Познавательное развитие:
Напомнить детям ранее прочитанное произведение К. Чуковского «Краденое солнце». Познакомить со строками нового стихотворения А. Прокофьева «На зеленой на лужайке».
Речевое развитие:
Пополнять словарный запас новыми словами. Тренировать умение контролировать силу и высоту голоса. Учить выразительно читать отрывок стихотворения. Отрабатывать четкое произношение звука з.
Художественно - эстетическое развитие:
Развивать детскую музыкальность, используя подражательность детей. Показать новые танцевальные движения (игра на дудочке и балалайке). Развивать ритмичность.
Физическое развитие:
Учить правильно выполнять движения в музыкальной игре, не толкаясь и не мешая другим детям. Развивать координацию.
Методические приемы и технологии: дети вовлекаются в игру с подражанием воспитателю. Используются музыкальные частушечные напевы.
Предварительная работа: чтение произведения К. Чуковского «Краденое солнце». Прослушивание частушек и простых напевов. Знакомство с музыкальными инструментами: дудочкой и балалайкой.
Оборудование и материал: иллюстрации к сказке К. Чуковского «Краденое солнце». Игрушечные музыкальные инструменты (балалайка и дудочка, записи частушек и напевов для предварительной работы.
Ход занятия.
Воспитатель рассказывает: «Однажды Язычок гулял и познакомился с Комаром.
Простите, вы любите петь?- Поинтересовался Язычок.
Конечно, конечно, - закивал Комар, - мы, комары, хорошие певцы. Песни наши красивые, звонкие. - И запел: «З-з-з».
З-з-з-з, - попробовал подпевать Язычок.
Дети! А не хотите ли вы спеть песню комара? Начинайте тихонько: «З-з-з-з».
Давайте ещё раз споем песенку комара». (Хоровое и 5-6 индивидуальных выступлений.)
Затем педагог предлагает спеть песню большого толстого комара: «Зу-зу-зу» и маленького комарика: «Зи-зи-зи». (Тренируется сила и высота голоса.)
Воспитатель показывает иллюстрации (лучше на фланеграфе) к сказке К. Чуковского «Краденое солнце». Напоминает: «Когда крокодил проглотил солнце, стало страшно и темно. Что тогда сделали птицы и звери? (заплакали, загрустили.) А крокодил, злодей этакий, веселился. И тогда:
Не стерпел медведь,
Заревел медведь,
И на злого врага налетел Медведь.
Уж он мял его и ломал его:
«Подавай сюда наше солнышко!»
Испугался Крокодил,
Завопил, заголосил.
А из пасти из зубастой
Солнце вывалилось…»
Воспитатель читает отрывок дважды, выделяя в словах заревел, завопил, заголосил, из зубастой звук з.
Педагог читает отрывок ещё 1-2 раза с участием детей (хоровые и индивидуальные выступления).
«Засияло солнце, - говорит в заключении педагог, - звери и птицы обрадовались, закричали : «Здравствуй, солнце золотое!». Что и как они закричали? Выслушивает ответы 4-5 детей, поощряя выразительность интонации.
Воспитатель читает строчки из стихотворения А. Прокофьева «На зеленой на лужайке»:
На зеленой на лужайке
Заиграли балалайки.
Загудела дудочка,
Дудочка-погудочка.
Педагог предлагает детям «поиграть» на балалайках и дудочках. Он читает две первые строчки, а далее вместе с детьми распевает: «За-за-за» (на мотив «Барыни» или частушечной мелодии).
Воспитатель читает две следующие строчки, а дети, подражая педагогу распевают: «Зи-зи-зи» (на любую подходящую мелодию). Можно добавить элемент подвижной игры и предложить самым активным детям потанцевать, изображая игру на балалайке и дудочке.