Маргарита Гунзенова
Конспект занятия «Звуковая культура речи: знакомство со звуками [ж] и [ш]»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Звуковая культура речи : знакомство со звуками [ж] и [ш]»
Цель: совершенствовать устную речь детей.
Задачи: Образовательные:
Учить детей дифференцировать звуки ш-ж на слух и в произношении. Совершенствовать фонематический слух детей: определять первый и последний звук в слове, подбирать слово на последний звук предыдущего; Упражнять детей в делении слов на слоги. Продолжать упражнять в умении согласовывать слова в предложении.
Развивающие:
Публикация «Конспект занятия „Звуковая культура речи: знакомство со звуками [ж] и [ш]“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Развивать речь, внимание, воображение. Развивать ассоциативное мышление; Развивать зрительное восприятие, фонематический слух; Развивать мелкую моторику рук. Способствовать развитию координации речи с движением.
Воспитательные:
Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно. Формировать навыки сотрудничества, умение договариваться, самостоятельность. Создать атмосферу психологического комфорта.
Материал: картинки, в названии которых есть звуки Ж и Ш; кружки синие и зеленые; два домика на доске; картинки жука и змеи, музыка и видео с инопланетянами, музыка-шум леса, мяч
Ход занятия:
Организационный момент. (Дети в кругу)
Говорим всегда красиво,
Смело и неторопливо,
Ясно, четко говорим,
Потому что не спешим.
О чем это стихотворение?
- О том, что нужно стараться говорить красиво и четко.
Звучит космическая музыка и видео с инопланетянами.
-К нам с далёкой планеты прилетели космические гости. Кто они? (инопланетяне)
-Наши гости говорят на своём инопланетном языке. И чтобы их понимать, надо потренировать свой речевой аппарат.
1. Артикуляционная гимнастика. (Улыбка, хоботок, вкусное варенье, чередование худышка, толстячок).
2. Обращение инопланетян.
-Здравствуйте, дети! Нас зовут Шипелка и Жужжалка. Помогите, пожалуйста, собрать наш корабль и улететь домой. Он сломался и разлетелся на 4 стороны.
-Ребята, поможем им собрать корабль? (да).
3. Сначала надо помочь им выбрать подходящую одежду для путешествия по нашей планете, ведь они в скафандрах. Перед вами картинки. Вы должны выбрать такую одежду, чтобы в названии присутствовал звук (ш) или (ж). (Шапка, шарф, шуба, джинсы, шаль, жилет, пиджак, пижама, рубашка, шляпа.). Давайте также определим сколько слогов в слове.
-Вот, мы одели наших гостей и нашли первую часть корабля.
4. Пора отправляться в дорогу. Впереди у нас густой лес. (шум леса).Кто же перегородил нам дорогу?
Кто длиннее, чем чулок?
У кого ни рук, ни ног?
Кожа, словно чешуя.
По земле ползёт … (змея) (картинка змеи)
А какая песенка у змеи? Правильно, Ш-Ш-Ш-Ш… Как звучит эта песенка? Глухо… Да? Давайте обозначим его таким движением (воспитатель показывает зигзагообразное движение кистью руки от себя (ползёт змея).
А теперь прислушайтесь. Кто это?
В темноте летает кто-то,
Издавая громкий звук.
Кто там спорит с самолётом?
Ну, конечно майский…. (жук) (достаёт из коробки жука)
А как звучит песенка жука? Твёрдо? И звонко! Если приставить руку к горлышку, то мы можем ощутить, как работают наши голосовые связки при этом звуке. Давайте попробуем. Движения у нас будут такие: поставим руки перед грудью, скрестим кисти и подвигаем ими вверх и вниз (летает жук).
-Давайте произнесем звук [ш], а теперь [ж].
-Как вы думаете, чем похожи эти звуки?
-Правильно, при произнесении этих звуков губы вытянуты вперед и округлены, между верхними и нижними зубами — расстояние, широкий кончик языка — «чашечкой» за верхними зубами, боковые края языка плотно прижаты к верхним зубам.
- Чем они отличаются? Положим ладошку на горлышко и произнесем снова эти звуки.
-Когда произносим звук [ш] — горлышко молчит, а когда звук [ж] — дрожит.
-Давайте со змеёй поиграем в ее игру «Сигнальная азбука».
Я буду называть слова, а вы услышав звук (ш, показываете движение змеи. Услышав звук (ж, показываете движение жука. (Машина, шарф, жаба, шкаф, одежда, вишня, флажок, мышка, ножи, кукушка, жук, груша, лужа, мешок, карандаш).
- Молодцы! Вы справились с этим заданием. Теперь попробуем составить предложения, используя любое слово.
-А вот и еще одна часть нашего космического корабля.
5. Устали, новерное? Жук предлагает немного отдохнуть.
Физ. минутка.
Я – весёлый майский жук, (Показать на себя)
Я без дела не сижу! (Покачать пальчиком)
Над землёй кружу – кружу, (Развести руки, имитация полёта)
И жужжу, жужжу, жужжу…
На носочки поднимаюсь, (делаем движения по тексту)
Приседаю, выпрямляюсь.
Ручки в пояс, ножки врозь
Ножки прямо, ножки – вкось!
Моя песенка – жужжала (развести руки, поднять плечики)
Надоела всем. А ж-ж-жалко!
Давайте выполним еще одно задание жука. Игра «Наоборот».(с мячом)
Я буду называть слова и бросать вам мяч, а вы возвращаете мяч, изменив первый звук (ж) на звук (ш).
Шар-жар, жаль-шаль, жалить-шалить, жарить-шарить.
-А вот и третья часть нашего корабля. Наши гости очень рады, что скоро будут дома, благодаря вам, ребята.
6. Осталось найти последнюю часть корабля, поиграв в игру с прищепками. На прищепках есть картинки, а на кружках звуки ш и ж. Надо найти картинки со звуком ш или ж.
-А вот и четвертая деталь. Посмотрите, что у нас получилось, собрав все детали.
-Шипелка и Жужжалка, это ваш корабль? (да). Они так обрадовались, что хотят с вами напоследок поиграть вместе в одну игру.
7. Ша-ша-ша-умываем малыша
Жа-жа-жа-увидели ежа
Ши-ши-ши-подумаем в тиши.
-Ну, всё. Им пора, их ждут. (звучит музыка космическая и видео как улетают на корабле).Скажем им все –До свидания!
А мы с вами вспомним какие задания сегодня выполняли? Чем занимались?