Приложение МААМ

«Словари на службе знаний». Конспект занятия по развитию речи

Милана Соколова
«Словари на службе знаний». Конспект занятия по развитию речи
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Развитие связной речи у дошкольников

Задачи:

1. Развивать мышление, память и речь;

2. Формировать умение отвечать на вопросы полным предложением;

3. Воспитать интерес к словарям;

4. Создать благоприятное настроение в группе.

Роли: Воспитатель, Мудрая Сова, Словарь Антоним, Словарь Толковый, Словарь Омоним

Материал: Карточки омонимы, Музыка для влёта и посадки самолёта. Музыка для похода.

I. Организационный момент:

(Дети заходят в группу и встают полукругом перед гостями)

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

Дети: Здравствуйте

Воспитатель: Молодцы, но как ещё мы здороваемся? На каком языке?

Дети: На алтайском! Дякшилар!

Воспитатель: Молодцы, ребята, а теперь давайте поздороваемся с друг другом. Садимся все в круг.

Дети сидят на ковре в кругу.

Воспитатель: Утром Солнышко встает,

(Руки поднять вверх).

Всех на улицу зовет

(Сгибать руки в локтях к груди).

Выхожу из дома я:

(Показать рукой на себя).

«Здравствуй, улица моя!»

(Выпрямить руки в стороны).

Отвечаю Солнцу я

(Поднять руки над головой).

Отвечаю Травам я

(Опустить руки на ковер).

Отвечаю Ветру я

(Поднять руки над головой и покачать ими).

Здравствуй, Родина моя!

(Взять друг друга за руки).

Воспитатель: Молодцы, ребята. Давайте теперь присядем и начнём наше занятие.

II. Основная часть

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришёл гость, давайте угадаем кто это?

Дети: Да, давайте

Воспитатель: Тогда отгадайте загадку

Днём спит, ночью летает,

Ухает, людей пугает.

В темноте горят глаза –

Всем мышам она гроза.

Дети: Сова

Воспитатель: Правильно ребята, к нам пришла мудрая сова

(В группу заходит сова)

Сова: Здравствуйте, дети, как я рада вас видеть!

Дети и Воспитатель: Здравствуйте! Дякшилар!

Сова: Ребята, я к вам сегодня пришла, чтобы пригласить вас отправиться со мной на экскурсию в лес Словарей, но прежде чем мы отправимся, скажите кто-нибудь знает, что такое словарь? Может кто-то слышал такое слово?

(Ответы детей)

Воспитатель: Дети, словарь – это книга в которой даются объяснение любому непонятному нам слову. Например: лапти – это обувь, которую раньше носил в Руси.

Сова: Я согласна, но знаете ли вы что такой словарь называют толковым словарем? А помимо него есть много других словарей и у каждого своя работа. И я хочу вас с ними познакомить.

Воспитатель: Уважаемая Мудрая Сова, но на чём мы отправимся в лес Словарей?

Сова: Я вам загадаю загадку, поэтому слушайте внимательно.

Очень быстро в небе мчится

Удивительная птица.

Ввысь летит на ней пилот.

Это птица?

(Ответ детей)

Сова: Правильно, какие умные дети. Это самолёт.

(Звучи звук взлёта самолёта. Дети встают и бегут друг за другом с вытянутыми руками.)

Сова: Ребята, я уже вижу лес Словарей, готовимся к приземлению.

(Звучит звук приземления самолёта. Дети останавливаются.)

Воспитатель: Это и есть лес Словарей?

(Звучит музыка в группу заходят словари: Антоним, Толковый и Омоним.)

(Словарь Омонимов подбегает к Мудрой Сове и хватает её за руку)

Словарь Омоним: Мудрая Сова! Мудрая Сова, мы вас ждали!

Словарь Толковый: Омоним, не стоит так бегать! Упадёшь! И где твои манеры? Нужно сначала поздороваться, а не хватать всех за руки!

(Толковый словарь подбегает и начинает отчитывает Омоним, а он прячется за Мудрой Совой)

Словарь Сова: Толковый, успокойся, ты пугаешь ребятишек.

(Подходит Словарь Антоним, хватает Толкового за руку и ставит возле себя)

Словарь Антоним: Здравствуйте, Мудрая Сова, Здравствуйте, уважаемые дети, мы рады приветствовать вас в нашем лесу Словарей. Я словарь Антоним, смогу подобрать любое противоположное слово к слову.

Словарь Толковый: Здравствуйте, извините, что напугал вас. Я словарь Толковый, могу рассказать о любом слове и его значении.

Словарь Омоним: Здравствуйте, я словарь Омоним, могу найти любые одинаковые слова, но разные по значению.

Дети и Воспитатель: Здравствуйте! Дякшилар!

Сова: Здравствуйте, уважаемые словари, а где же остальные словари?

Словарь Антоним: У остальных словарей очень много дел, они тоже хотели прийти, но не смогли, поэтому просили нас попросить прощения перед вами, вы ведь не обижаетесь?

Воспитатель: Ничего страшного мы не обижаемся, у всех есть важные дела.

(Словари вместе облегчённо вздыхают.)

Словарь Омоним: Хорошо, что вы не обижаетесь!

Словарь Толковый: Ребята, чтобы экскурсия была интересной, мы хотим с вами сыграть в игру, каждый из нас приготовил вам по одному испытанию, если вы их пройдёте то получите награду, согласны поиграть с нами?

(Ответ детей)

Словарь Омоним: Отлично! Тогда давайте начинать?

(Ответ детей)

Воспитатель: Хорошо, но как ребятам понять с чьего испытания нам нужно начинать?

Омоним подскакивает от радости к детям и тянет воспитателя и сову за собой.

Словарь Омоним: Начнём с моей полянки, она называется…

(Толковый хватает воспитателя за другую руку и перебивает Омонима)

Словарь Толковый: Почему это сначала твоя поляна! Сначала мы пойдём на мою поляну Слов!

(Антоним начинает ругать словарей, а они прячутся от испуга за Совой)

Словарь Антоним: А ну-ка успокоились! Что это за манеры? Отпустили воспитателя! Вы детей пугаете! Видите себя прилично! Если будете так себя вести, то я отправлю вас домой и сама проведу экскурсию!

Словари Омоним и Толковый: Мы больше так не будем! Пожалуйста, простите нас!

Словарь Антоним: Вы обещали! Сначала я приглашаю наших гостей на полянку противоречий.

Сова: Ребята, у каждого словаря в лесу Словарей есть своя полна. Давайте сначала отправимся на полянку словаря Антонимов, она зовётся полянка Противоречий.

(Звучит музыка словари, сова, воспитатель и дети идут по залу, выполняя движения под музыку, прыгают, бегут, идут в вприпрыжку. Музыка заканчивается и все останавливаются.)

Словарь Антоним: Уважаемы гости добро пожаловать на мою полянку Противоречий. Тут всё находится в противоречии с друг другом. К примеру, на одной стороне зима, а на другой лето. Где-то темно, где-то наоборот светло.

Воспитатель: Какая необычная полянка! Тут и правда всё в противоречии с друг с другом. В чём же заключается первое испытание?

Словарь Антоним: Моё первое испытание связано с антонимами, то есть со мной. Вам, ребята, нужно сказать противоположные слова тем, что скажу я. Готовы начинать?

(Ответ детей)

Словарь Антоним: Хорошо тогда начинаем игру

Игра скажи наоборот

Словарь Антоним говорит слова, а дети говорят противоположное слово в ответ Например: Горячий – Холодный, Светлый – Темный, Большой – Маленький, Старый – Новый и т. д.

Словарь Омоним: Ребята, вы такие умные молодцы!

Сова: Согласна, вы ответили на всё правильно без нашей помощи!

Словарь Аноним: Ну что же, я проиграла честно, вы молодцы! Ребята, первое испытание вы прошли, но не расслабляйтесь впереди вас ждут ещё два испытания!

Словарь Толковый: Следующее ваше испытание будет проходить на моей поляне Слов.

(Звучит музыка словари, сова, воспитатель и дети идут по залу, выполняя движения под музыку, прыгают, бегут, идут в вприпрыжку. Музыка заканчивается и все останавливаются.)

Словарь Толковый: Вот мы и прибыли, это моя полянка Слов. Тут вы найдёте объясние любому слову.

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, а в чём же заключается ваше испытание?

Словарь Толковый: Моё испытание простое я говорю любое слово, а ребята должны объяснить что это за слово. Готовы начать?

(Ответ детей)

Словарь Толковый: Тогда начинаем!

Игра объясни

Толковый словарь говорит детям слово, а дети должны объяснить что это за слово. Например: Слово Жадный – это человек который не любит делится; Слово Царапина – это ранка на оцарапанной коже или Слово Царевич – это слово означало сына Царя в прошлом.

Словарь Антоним: Ребята, вы молодцы! Объяснили все слова, а ведь не все знают значения некоторых слов!

Словарь Толковый: Антоним прав, вы молодцы ребята, что знаете значение слов! Вы прошли второе испытание!

Воспитатель: Молодцы, ребята, осталось последнее испытание!

Словарь Омоним: Ура! Теперь мы отправляемся на мою полянку похожих слов!

(Звучит музыка словари, сова, воспитатель и дети идут по залу, выполняя движения под музыку, прыгают, бегут, идут в вприпрыжку. Музыка заканчивается и все останавливаются.)

Словарь Омоним: Вот мы и на моей полянке! Здесь живут одинаковые слова, которые на самом деле разные!

Воспитатель: Как такое возможно?

Словарь Омоним: А вот к примеру: Слово ручка, как думаете про какую ручку я говорю?

(Ответы детей)

Словарь Омоним: Верно, ребята. Ручка бывает от двери, а бывает ручка которой мы пишем. Таких одинаковых, но в тоже время разных слов очень много. К примеру замок, которым мы закрываем дверь дома, а бывает замок в котором живёт принцесса.

Воспитатель: Как оказывается много одинаковых, но разных по значению слов. Наше последнее испытание будет связано с этими словами?

Словарь Омоним: Верно! Ваше третье испытание я раздам вам, ребята, карточки и буду вызывать вас по одному, тот кого я вызвал говорит что изображено на его карточке, тот кто услышит одинаковое слово выходит вперёд. И вы показываете друг другу свои карточки. Всем понятно?

(Ответы детей)

(Словарь Омоним раздает карточки детям. После он зовёт любого ребёнка рассказать что изображено на карточке, ребёнок который слышит одинаковое слово выходит вперёд. Например: Лук и стрелы, Лук на грядке, одинаковое слово Лук. Или Листок с веточки, Листок с тетради, одинаковое слово Листок. При необходимости взрослые помогают детям.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вот мы и справились с третьим испытанием.

Словарь Антоним: Какие умные у нас гости, вы молодцы, прошли все испытания и поэтому позвольте вам вручит приз. Это большой словарь слов.

Словарь Толковый: Мы дарим вам этот словарь, затем что бы вы и дальше учились новые слова и их значение.

Словарь Омоним: Ребята, сегодня вы познакомились с нами, но не забывайте что существуют ещё другие словари, они тоже очень интересные и познавательные, в будущем вы обязательно с ними ещё познакомитесь.

Словарь Антоним: Ребята, на этом наша экскурсия заканчивается, надеюсь, вам было весело, давайте мы вас вернём назад к вашему самолёту.

(Звучит музыка словари, сова, воспитатель и дети идут по залу, выполняя движения под музыку, прыгают, бегут, идут в вприпрыжку. Музыка заканчивается и все останавливаются.)

Сова: Я была рада навестить вас Словари и хотелось бы мне побыть тут подольше, но нам пора возвращаться. Ребята, давайте попрощаемся со словарями.

Дети: До свидания! Дякшы болзын!

Словари вместе: До свидания, дети, надеемся, что вы выучите ещё очень много слов и познакомитесь с другими словарями. До свидания!

(Словари уходят из группы. Дети прощаются со словарями.)

III. Заключительная часть:

Сова: Ребята, нам тоже пора возвращаться. Только вот одна проблема куда нам надо вернуться? Кто-нибудь знает, где находится наш детский садик?

(Ответ детей)

Воспитатель: Правильно, ребята. Мы живём в стране Россия, Республике Алтай, Шебалинском районе, село Шебалино. Наш детский садик называется «Солнышко». Теперь когда мы знаем точные координаты мы можем отправляться

(Звучи звук взлёта самолёта. Дети встают и бегут друг за другом с вытянутыми руками.)

Воспитатель: Ребята, я уже вижу наш садик, готовимся к приземлению.

(Звучит звук приземления самолёта. Дети останавливаются.)

Сова: Вот мы и вернулись в наш детский сад. Ребята, мне было с вами сегодня очень весело и интересно, но мне тоже пора отправляться домой, меня ждут ещё другие дела. Так что я с вами прощаюсь, но обещаю ещё прийти на другие ваши занятия. До свидания!

Воспитатель: Ребята, давайте с вами попрощаемся с Мудрой Совой. До свидания! Дякшы болзын!

Дети: До свидания! Дякшы болзын!

(Сова покидает группу)

Рефлексия:

Воспитатель: Ребята, вам понравилось занятие?

(Ответ детей)

Воспитатель: Ребята, где мы сегодня с вами были на экскурсии? С кем мы познакомились?

(Ответ детей)

Воспитатель: Скажите, ребята, что именно вам понравилось во время экскурсии? Какое у вас настроение от экскурсии?

(Ответ детей)

Воспитатель: Ребята, скажите, хотелось бы вам чаще ходить на такие экскурсии? Что бы вы хотели сделать во время экскурсии ещё?

(Ответ детей)

Воспитатель: Мне тоже сегодня очень понравилась наша экскурсия! И у меня остались очень тёплые и положительные эмоции. Я надеюсь, что мы с вами ещё не раз навестим лес Словарей и познакомимся с другими словарями. Но теперь нам пора прощаться, давайте попрощаемся с нашими гостями. До свидания! Дякшы болзын!

Дети: До свидания! Дякшы болзын!

(Дети покидают группу)

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по математике и развитию речи в подготовительной группе «По дорогам знаний» Программное содержание: Образовательные задачи: Выявить полученные знания, представления, умения детей Совершенствовать умение находить.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе. «Путешествие в страну Знаний» Конспект НОД по развитию речи в старшей группе. Тема: «Путешествие в страну Знаний» Цель: Формирование умения выделять ударный слог в слове.

Конспект ОД по познавательному развитию «Вода, песок, глина, камни на службе у человека» в старшей группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по познавательному.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Словари на службе знаний». Конспект занятия по развитию речи
Опубликовано: 22 декабря 2024 в 12:48
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Словари на службе знаний». Конспект занятия по развитию речи» (включая файлы) размещена пользователем Милана Соколова (УИ 3387853) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД