ольга павличенко
«Звучащие картинки». Новый взгляд на развитие активной речи малышей
▼ Скачать + Заказать документы
Речевое развитие дошкольников в нашем детском саду является приоритетным. Учитывая увеличивающееся число детей с проблемами звукопроизношения и задержкой развития речи, мы поставили перед собой задачу активизировать речь детей раннего возраста, пополнить их активный словарь. Методика развития речи располагает множеством приемов, педагоги детского сада успешно используют их, но наиболее эффективным в нашей практике стал метод «звучащих картинок».
Публикация «„Звучащие картинки“, Новый взгляд на развитие активной речи малышей» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2014
Для малышей самые привычные речевые образцы – это малые фольклорные жанры. Воспитатель наполняет ими повседневную жизнь ребенка, поэтому они стали базой для нашего метода. Но в процессе работы мы дополнили произведения народного творчества небольшими стихами, которые легко воспринимаются малышами и могут воплотиться в «звучащие картинки».
«Звучащие картинки» - это иллюстрация к произведению малого фольклорного жанр (песенка, потешка) или небольшому стихотворению, доступному и понятному ребенку. Образ, заложенный в таком стихотворении, максимально прост и ясен и в то же время ярок, укрупнен, выведен на передний план. Основная идея данного метода – активизация речевой активности малышей во время изготовления картинки вместе с воспитателем.
Картинка состоит из двух частей: основной (заготовка воспитателя) и съемной (продукт детской деятельности). Дети дополняют картинку новыми элементами. Это дает эффект высокой концентрации внимания и мыслительной активности, решает целый комплекс задач (развитие элементарных математич. представлений, изобразительная деятельность, нравственное и трудовое воспитание и др.); дети так же могут повторять песенки, потешки, стихи, в результате чего развивается звуковая культура речи, пополняется словарь. Показывая изготовленную ранее картинку, которая начинает звучать, дети вспоминают знакомый текст, обыгранный в пальчиковой и подвижной играх, прочувствованной пальцами и ладонями в лепке и рисовании, озвученной воспитателем с напевной интонацией.
Картинка служит мощным стимулом для активного проговаривания. Сравнить это можно со знакомой ребенку иллюстрацией из книжки, глядя на которую он озвучивает (или пытается озвучить) ее содержание. Но в этом случае визуальное воздействие дополняется тактильными и двигательными действиями. Таким образом, оказываются задействованными все три репрезентативные системы: аудиальная, визуальная, кинестетическая. Нельзя не отметить и эмоционально- творческий компонент изготовления «звучащей картинки». Ребенок добавляя к нему ту или иную деталь, испытывает чувство удовлетворения от того, что видит результат своей деятельности, чувствует себя творцом, а это позитивно влияет на его личностное развитие.
Преимущества картинок очевидны. Они могут многократно использоваться благодаря применению съемных материалов, позволяют работать как с подгруппой детей, так и индивидуально. Картинки полифункцыональны : они позволяют решать целый комплекс задач (развитие элементарных математич. представлений, речи, изобразительная деятельность, нравственное и трудовое воспитание). Благодаря максимальной включенности ребенка в работу по созданию «звучащей картинки» показ картинки на последующих этапах деятельности производит эффект загоревшейся лампочки: зрительный образ- сигнал, на который дети отвечают воспроизведением текста.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ
Введение в тему той песенки или потешки, с которой педагог будет знакомить детей.
Проговаривание потешки педагогом.
Пальчиковая игра по теме потешки с проговариванием.
Рассматривание основной части «звучащей картинки» (заготовки)
Физкультминутка в соответствии с сюжетом потешки.
Продуктивная деятельность детей (добавление съемной части).
Проговаривание потешки по изготовленной картинке.
Работа со «звучащими картинками» ведется не так давно, но опыт показывает, что активность детей возрастает многократно, мотивация сохраняется на высоком уровне, включенность в работу снимает дисциплинированные проблемы, речь ребенка развивается, растет багаж его изобразительных умений. Немаловажно, что таким образом происходит приобщение детей к устному народному творчеству.
Уважаемые коллеги, делайте с малышами «звучащие картинки», и вы не пожалеете.
Конспект НОД для первой младшей группы.
«ЛАДУШКИ»
Цель: формировать навык свободной и грамотной речи при знакомстве с потешкой «ладушки»; закрепить в сознании и речи понятия «горячий - холодный», «полный - пустой», развивать навык скатывания пластилина в шар и расплющивать его пальцами и ладонью; продолжать учить бегать, не наталкиваться друг на друга; развивать мысль, мыслительную активность, мелкую моторику, речевое дыхание; воспитывать эмоциональную отзывчивость.
Материал. Картинка заготовка с изображением пустой тарелки и двух птичек около нее, пластилин желтого цвета, игрушка колобок.
Последовательность совместной деятельности.
Логопед. (показывает колобка). Догадались кто в гости к нам пришел? Правильно, колобок! Послушайте, что он вам скажет. Здравствуйте, дети! Посмотрите какой я красивый, румяный, меня бабушка в печке испекла. А еще моя бабушка умеет печь оладушки.
Ладушки- ладушки,
Испекли оладушки,
На окно поставили,
Остывать оставили.
Остынут- поедим,
И воробушкам дадим.
Хотите поиграть в ладушки- оладушки? Пусть колобок посмотрит как мы умеем печь оладушки.
Пальчиковая игра «Ладушки»
Ладушки – ладушки (ритмично хлопают в ладоши)
Испекли оладушки (горизонтальный хлопок ладонью о ладонь с переворотом)
На окно поставили (вытягивают руки вперед с развернутыми вверх ладонями,
Остывать оставил (свободно потряхивают опущенными кистями рук).
Остынут- поедим (прижимают реки ко рту)
И воробушкам дадим ( движениями пальцев имитируют: сыплем зернышки).
Вниманию детей предлагается картинка.
Логопед. Посмотрите что изображено на картинке?
Дети. Тарелка.
Логопед. Какая она – пустая или полная?
Дети. Пустая.
Логопед. Прилетели птички, а оладушек нет. Давайте испечем оладушки и покормим птичек!
Дети садятся за стол и делают оладушки, скатывая тесто в шар и расплющивая его ладонью.
Логопед. Сколько теперь оладушек на тарелке?
Дети. Много.
Логопед. Какая теперь тарелка- пустая или полная?
Дети. Полная.
Логопед. Мы испекли оладушки, а теперь скажите, пожалуйста, оладушки холодные или горячие?
Дети. Горячие.
Логопед. Подуем на оладушки, они и остынут. Никто не обожжется. Потрогайте оладушки. Какие они стали?
Дети. Холодные.
Логопед. Вокруг стола летают воробушки. Ждут, когда им дадут попробовать оладушки. Итак, превращаемся в птичек и летаем!
Подвижная игра «Птички»
Дети бегают. По хлопку в ладоши дети – птички приседают и начинают «клевать», стуча пальчиком пи полу. Игра повторяется несколько раз.
Логопед. Ну вот, поели наши воробушки оладушки! Посмотрите на картинку. Давайте расскажем про оладушки колобку.
Хоровое проговаривание потешки.
Логопед. (От лица колобка). Какие вы молодцы! Выучили мое любимое стихотворение. И птичек накормили. Покачусь домой, расскажу о вас дедушке и бабушке. До свидания!