Елена Глумова
Занятие по формированию элементарных математических представлений для подготовительной к школе группы «Звездное небо»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: определить уровень знаний по пройденным темам.
Задачи:
• продолжать расширять и уточнять представления о космосе;
• учить решать математические задачи с использованием цифр и знаков;
• формировать умение производить арифмитические действия в пределах 10, вести обратный счет;
• закреплять порядкоый счет в пределах 20;
• развивать умение делать постройку из геометрических фигур;
• воспитывать интерес к фактам и событиям о космосе.
Публикация «Занятие по формированию элементарных математических представлений для подготовительной к школе группы „Звездное небо“» размещена в разделах
- Звездное небо, созвездия
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Темочки
Словарная работа: созвездие, планета, космос, метеорит, небесная сфера, туманность, галактика, космонавт.
Оборудование: карта звездного неба, портрет Ю. А. Гагарина, набор цифр и букв, наборы геометрических фигур, мяч, макеты планет, магнитафон, диск с записью музыки, плоскостные звезды и метеориты с заданиями на обратной стороне.
Ход занятия.
Под спокойную лирическую музыку дети входят в зал, на стене карта звёздного неба.
Воспитатель: Здравствуйте, дети! Сегодня мне бы хотелось рассказать вам о звёздном небе. В ясную и безлунную ночь небесный свод усеян множеством звёзд. Звёздное небо видел каждый. Чего только нет на небе – туманности, звёзды, созвездия, планеты, галактики. Ещё в далёкие времена, наблюдая за ночным небом, люди заметили, что звёзды располагаются в определённом порядке, а не хаотично, их можно объединить в созвездии. Созвездие - это причудливые фигуры, образованные наиболее яркими звёздами.
Ребё нок: В тёмном небе звёздной ночью
Я нашёл семь ярких точек.
Семь горящих глаз нашёл,
Называется ковшом.
Воспитатель: как вы думаете, звезды какого созвездия нашел мальчик?
Дети: Большой Медведицы.
Воспитатель: ребята, а вы хотели бы отправиться в космос?
Дети: да.
Воспитатель: что такое космос?
Дети: необьятный мир, который находится за пределами Земли.
Воспитатель: космонавт Ю. А. Гагарин много лет назад первым из людей проложил дорогу в космос, облетел вокруг Земли и благополучно вернулся. Теперь день 12 апреля отмечают, как День космонавтики. И я вам предлагаю сейчас отправиться в космос. Ну, что ж полетели. Но для этого нам понадобится космические корабли.
Перед вами наборы геометрических фигур, давайте немного пофантазируем и изобретем свой космический аппарат. (Дети из геометрических фигур выкладывают космические аппараты). Теперь наши аппараты готовы и мы можем отправиться в космос.
Ждут нас наши аппараты
Для прогулок звёздам.
На какую захотим –
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет!
Итак, произносим отсчё т: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1 – пуск!
Звучит музыка, дети выполняют замедленные, плавные движения. Далее воспитатель рассказывает детям, что они наблюдают вокруг себя во время полета – планеты, звезды, созвездия.
Воспитатель: наши космические корабли путешествуют во Вселенной. Сейчас мы пролетаем мимо звёзд. Давайте остановимся и разглядим их повнимательнее.
Дети переходят на другую половину зала, где находятся макеты планет, карта с созвездиями.
Воспитатель: звёзды, какие-то очень яркие, некоторые совсем одинокие. Ребята, посмотрите, летели мы в космос, а попали как будто в зоопарк!
Рассматривают созвездия.
Воспитатель: каких животных вы видите на звездном небе? (Дети фантазируют)
Проводится игра «Космическая фантазия»
Воспитатель: представьте, что вы все звёзды. Мы превращаемся с вами в одно созвездие. Возьмёмся крепко за руки и изобразим его. А теперь встанем широко – широко, чтобы почувствовать, что мы все вместе составляем одно целое и каждый в этом созвездии очень важен.
Проводится игра «Посчитаем звёзды»
Воспитатель: а сейчас мы пролетаем мимо большого скопления звёзд. Давайте остановимся и посчитаем их. Я начинаю счёт, бросаю мяч одному из вас и говорю: «Я вижу одну большую яркую звезду». Поймав мяч, вы продолжаете счё т и бросаете мяч обратно: «Я вижу две большие звезды, затем – три…» и продолжаем счёт до 20.
Ребята, а на звёздах кто-нибудь живёт?
Дети: (разные ответы).
Воспитатель: те кто ответил нет, правы. На звёздах никто жить не может - ни звери, ни люди. Было это очень давно, когда о звёздном небе ещё никто ничего не знал, оно казалось таинственным, сказочным миром. А сейчас мы с уверенностью можем сказать, что звёзды - это раскалённые газовые шары, не приспособленные для жизни существ.
Звучит торжественная музыка. Воспитатель берет рацию, слушает.
Воспитатель: поступил сигнал тревоги, к нашим кораблям приближаются осколки метеоритов.
Проводится игра «Собери осколки метеоритов»
Мы спасемся, если правильно решим примеры, тогда осколки повернут в другую сторону.
1+5= 10-5= 5+5= 2-2=
3+6= 8-1= 4+4= 7-5=
7+3= 10-8= 6+1= 6-0=
Воспитатель: ребята, вы молодцы! Все примеры решены верно. Опасность миновала нас.
Ребенок: По курсу вот звезда опять
Загадочная очень…
Мы очень быстро подлетим
И все немного постоим.
Воспитатель: Ребята, мы немного устали, давайте отдохнем и набремся сил, ведь чтобы стать настоящим космонавтом надо много трудиться, много знать, быть физически подготовленным.
Проводится физкультминутка.
Раз, два – выше голова,
Три, четыре – руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть,
Семь, восемь – лень отбросим.
Раз – согнуться, разогнуться,
Два – нагнуться, потянуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головую – три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть,
Семь, восемь – лень отбросим.
Воспитатель: нам пора продолжать наш полет.
Аппараты готовы, полетели дальше!
Звучит музыка. Дети выполняют плавные движения. Прямо по курсу планета математических загадок. Экипаж готов к выполнению задания.
Дети: да.
Воспитатель:
Мы с вами в космосе летаем
И планеты пролетаем:
Нептун, Плутон, Сатурн, Уран –
Сосчитай скорее сам!
Сколько планет сосчитали? (Четыре)
Воспитатель: вы молодцы! Все верно. Слушайте следующее задание.
В небе сияли четыре звезды :
Одна из них погасла,
Другая вдруг упала.
Сколько ярких звёзд на небе стало? (Две)
Воспитатели: молодцы! Все загадки отгаданы.
Продолжаем наше путешествие.
Ребята, прямо по курсу Большая и Малая Медведицы. Но мне кажется, что-то случилось со звездами. Подлетаем ближе. Ребята, наши звезды потухли, давайте им поможем.
Проводится игра «Поможем звёздам»
Дана карта звездного неба с изображением Большой Медведицы, звезды тусклые. Ребенок выполняют задание и переворачивает звезду. Созвездие разгорается сильнее.
Воспитатель: ребята, возьмите по одной звезде и выполните задания.
На каждой звездочке нужно расставить знаки «>», «<», «=»
8 10 3 4
5 5 6 6
7 6 6 5
1 0
Воспитатель:Вот и снова загорелись на небе наши звездочки. Посчитайте, сколько звезд загорелось (7). В созвездии Большая Медведица 7 звезд.
А теперь пора прощаться
И на землю возвращаться.
Космонавты, по местам,
Старт давайте кораблям.
А куда вам можно приземлиться, вы узнайте, если расставить цифры в правильной последовательности (каждой цифре соответствует буква).
Расставили, а теперь переверните карточки и прочитайте о нашем месте приземления.
1 2 3 4 5 6 7 8 9
к о с м о д р о м
10 11 12 13 14 15 16 17
Б а й к о н у р
Дети: (Космодром Байконур)
Воспитатель: Вот вернулись из полета
Наши храбрые пилоты.
Вот приедем мы с дороги –
Подведем свои итоги.
Воспитатель: ребята, понравилось вам путешествие к звездам?
Дети: да.
Воспитатель:какие созвездия попались на нашем пути?
Дети: созвездие Большой Медведицы.
Воспитатель: Сколько звезд в созвездии Большой Медведицы?
Дети: (7)
В истории космонавтики еще много неизведанного. Когда вы подрастете, возможно, кто-то из вас будет изучать космос и совершать новые космические полеты.