Диана Писарева
Конспект занятия по речевому развитию «Золотая осень Левитана» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по речевому развитию
открытого показа ООД
с детьми подготовительной к школе группе
на тему: «Золотая осень Левитана»
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию „Золотая осень Левитана“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Левитан И. И. Картина «Золотая осень»
- Левитан И. И., художник, знакомство с картинами
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Тип организованной образовательной деятельности: обучение творческому рассказу по пейзажной картине.
Виды детской деятельности: речевая, коммуникативная, познавательная, двигательная.
Продолжительность: 30 минут.
Группа: подготовительная к школе группа.
Цель:
Связная речь: учить детей составлять повествовательный рассказ
по пейзажной картине, используя разные типы предложений.
Грамматика и словарь: обогащать словарь детей
определениями, формировать образную речь: умение понимать и
подбирать образные выражения, сравнения, метафоры.
Развивать эстетические чувства детей, способность видеть и
чувствовать состояние осенней природы, эмоционально откликаться на
него.
Материал: Проектор, ноутбук, магнитная доска, карточки - схема, пособие для игры «Подбери сравнение», музыка П. И. Чайковского «Времена года».
Ход занятия
Приветствие детей с гостями.
Педагог: Посмотрите, что здесь находится? (обращает внимание детей на небольшую выставку детских журналов). Правильно, это журналы.
Я – главный редактор нового детского журнала «Фантазеры» и сегодня я предлагаю вам стать журналистами и помочь мне в выпуске первого номера журнала, согласны? (да)
Педагог: Тогда я приглашаю вас в нашу редакцию, займите свои места (садятся).
Темой нашего журнала будет ответ на загадку. Слушайте внимательно.
Пришла без красок и без кисти, и перекрасила все листья. (ответы)
О каком времени года говорится в этой загадке? (об осени)
Педагог: Во все времена года природа прекрасна. Но осень – особое время года, которое дарит нам необыкновенную красоту. В это время природа, словно в последний раз, вспыхивает ярко, загорается, чтобы потом заснуть до весны глубоким сном. Об этом красочном времени года и будет наш журнал.
Давайте вспомним какие осенние месяцы мы знаем?
Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь. (слайды)
Педагог: Как вы думаете, природа по разному выглядит в осенние месяцы? (ответы детей)
Дети: Первый осенний месяц — сентябрь. Травы в лугах, полях и лесах высыхают, желтеют, листва деревьев и кустарников становится золотистой, начинают идти редкие дожди.
Октябрь — середина осени. В это время с деревьев все чаще падают увядшие, пожелтевшие листья, льют холодные дожди.
Ноябрь – это завершение осени или поздняя осень. В это время солнце холодное и все реже проглядывает через тучи. Деревья сбрасывают свой осенний наряд, чтобы заснуть до весны глубоким сном…
Педагог: Да, осень – это прекрасное время года…
Композиторы посвящают этому времени года – музыку, поэты – стихи, а художники? (Художники пишут картины).
А вы, как журналисты, каких знаете художников?
Уважаемые журналисты, предлагаю вам познакомить читателей нашего журнала с творчеством великого художника – Иссака Ильича Левитана!
1. Знакомство с творчеством И. И. Левитана.
Педагог: …давным-давно, более ста лет назад, жил один великий художник - Исаак Ильич Левитан. Великий потому, что прошло уже много времени, а люди до сих пор помнят и любят его картины. Исаак Левитан любил русскую природу. И все его картины были написаны о природе. И конечно же особое внимание он уделил прекрасному времени года – Осени… И создал целую серию осенних картин:
«Осень», «Золотая осень», «Поздняя осень». (слайды) ---
Педагог: А какой период Осени самый яркий, красивый? (ответы детей)
Педагог: Представьте, что вы художники, и вы сами нарисовали эту картину, а какое название дали бы ей? Молодцы! Вот и Левитан назвал эту картину – «Золотая осень».
А как вы думаете, почему он ее так назвал – «золотая»? (потому что осеннюю природу художник изобразил яркими красками: желтыми, оранжевыми).
Педагог: А как называются картины, на которых мы видим природу? (пейзаж)
Педагог: А вы бы хотели оказаться в этих чудесных местах, где художник писал эту картину? Тогда вставайте и представьте, что мы идем по тропинке, идем, идем…открывайте глаза.
Смотрите, мы пришли к русским березкам, к узенькой речке.
2. Динамическая пауза.
Ветер веет над полями,
И качается трава. (дети плавно качают руками над головой)
Облако плывет над нами,
Словно белая гора. (потягивания — руки вверх)
Ветер пыль над полем носит.
Наклоняются колосья —
Вправо-влево, назад-вперёд,
А потом наоборот. (наклоны вправо-влево, вперёд-назад)
Мы взбираемся на холм,
Там немного отдохнём. (ходьба на месте)
3. Подбери слово.
Педагог: А теперь для юных журналистов задание – посмотрим, кто из вас более внимательный, кто больше всех увидит и назовет предметы осеннего пейзажа.
Дети: поляна, трава, березы, стволы, ветви, листья, роща, река, берега, кусты, дома, поля, небо, облака.
Педагог: А теперь к каждому слову подберем еще слово, которое украсит его, сделает ярким и красивым. … Поляна какая? (солнечная) Трава какая? (желтая, трава высохшая) Березы какие? (белоствольные, березки тонкие, березки молодые, березки стройные). Листья какие? (осенние, березовые, резные, красивые). Река какая? (темно-синяя, узкая, глубокая). Вода какая? (холодная, гладкая, цветная.) Небо какое? (голубое, лазурное, бездонное). Облака какие? (легкие, воздушные, пушистые).
4. Игра «Подбери сравнение»
Педагог: Внимание, следующее задание для журналистов: я вам говорю начало предложения, а вы будете должны закончить его:
Русские березки, словно. (девушки в ярких сарафанах)
Тонкие ветви берез, как. (девичьи косы)
Осенние листья порхают и кружатся, словно. (бабочки)
Осенние листья падают на землю, как. (золотые монетки)
Опавшие листья лежат на земле, как. (золотой ковер).
Белые облака плывут по небу, словно. (пушистая вата, легкие
перышки)
Кусты отражаются в воде, как. (в зеркале)
5. Рассматривание картины.
Педагог: Давайте еще раз посмотрим на картину.
Что мы видим на переднем плане осеннего пейзажа, слева? (слева мы видим солнечную полянку, тонкие березки, в ярком осеннем наряде).
Педагог: А немного подальше? (немного подальше растет березовая роща, березки похожи на девушек в ярких сарафанах).
Педагог: А теперь посмотрите на правую часть картины. Что мы видим здесь? (мы видим узенькую, темно- синюю глубокую речку, по берегам кусты. На правом ее берегу хоровод зеленовато- коричневых деревьев).
Педагог: А на самом дальнем плане, там, где начинается небо? (мы видим зеленые поля, и маленькие домики. А еще дальше стена березок и лес).
Педагог: Расскажите о небе. Какое оно? (небо голубое, лазурное, бездонное, по небу плывут легкие белые облака, словно легкие перышки).
Педагог: А видим ли мы солнышко? (мы видим на картине тени от деревьев — значит солнышко светит).
Педагог: Теперь давайте послушаем звуки осенней природы. (включает звуки осеннего леса) Что мы можем услышать? (крики птиц, шум ветра, шелест листвы, плеск воды).
Педагог: А какие особенные запахи у осени? (запах сухой травы, запах прелых листьев, удивительный запах грибов, запах дыма).
Педагог: Какое настроение вызывает эта картина? (у меня хорошее настроение, потому что я любуюсь роскошным нарядом осени.
У меня веселое настроение, потому что я люблю собирать осенние листья в букеты и бегать по ковру из опавших листьев.
У меня грустное настроение, потому что осень уходит, прощается с нами.)
6. Игровое упражнение «Чего не стало?».
Педагог: А теперь предлагаю вам поиграть и проверить на сколько вы все запомнили. Посмотрите еще раз на картину и постарайтесь запомнить, где, что находится и какое оно. (Рассматривают)
Теперь закрываем глаза, открываем. Кто может сказать, чего не стало на картине. (закрывается фрагмент репродукции, дети открывают глаза и называют, что там было изображено). Не забывайте отвечать полным предложением, вы же журналисты!
7. Динамическая пауза «Художники».
Педагог: Здесь так красиво, что хочется это все нарисовать… Предлагаю вам самим теперь стать художниками. Только рисовать мы будем не красками и кисточками, а жестами.
- Размешаем краску (круговые движения обеих рук).
- Лишнюю стряхнем (встряхивающие движения кистей рук).
- Нарисуем осень (движения рисования художника).
- Капли за окном (точечные движения обеих рук пальчиками).
- Радугу цветную (рисуют ладошкой полукруг).
- Речку голубую (волнообразные движения руки).
- Много красок осени, (разводит руки в стороны, показывая "много”).
- Выбирай любую (две руки вперед с поднятыми большими пальцами).
Педагог: Теперь я предлагаю вам, журналистам, еще раз посмотреть на великолепный осенний пейзаж и составить для нашего журнала (составить) небольшие осенние рассказы по этой картине.
При составлении своего рассказа прошу вас вспомнить яркие и красивые слова, чтобы сказать точнее и интереснее.
А чтобы вы ничего не забыли, предлагаю вам небольшие подсказки в виде рисунков. (картинки-схема)
1. Дайте название картине.
2. Подробно расскажите, что вы видите на переднем плане.
З. Расскажите, что видите на дальнем плане там, где начинается небо.
4. Расскажите о небе, воздухе.
5. Расскажите о том, что вы услышали, какие осенние запахи вдыхали.
6. Расскажите, какое настроение вызывает у вас эта картина.
Примерный рассказ педагога:
На картине Левитана «Золотая осень» мы видим красивый пейзаж.
На переднем плане картины течет узенькая речка, в ее зеркальном отражении можно разглядеть небо. На другом берегу реки стоят стройные березки, уже надевшие свой осенний наряд.
В самом конце реки можно увидеть одинокую березку, ей так хочется к своим подругам на другой берег. А ее подружки-березки как-будто так и зовут ее к себе… В далеке чуть виднеются маленькие домишки и зеленые поля перед ними.
По голубому небу плывут легкие, как перышки, облака.
Смотря на эту картину можно ощутит,ь как ветер шелестит резными листочками берез, вдохнуть запах грибов.
Эта картина успокаивает теплыми красками, но также и наводит на тоскливые мысли, словно это мечта, которая может исчезнуть…
8. Анализ
Педагог: Итак, пока готовится к печати наш с вами журнал, я хотела бы взять у вас интервью. Скажите, как называется ваш журнал? А какая тема вашего журнала? Статью про какую картину можно прочитать в вашем журнале?
Понравилось ли вам быть журналистами? Что больше всего понравилось, что нового узнали? Чей рассказ по картине вам больше всего понравился?
Педагог: Ну что ж, наш журнал готов. (показ журнала) Вы славно потрудились и я думаю наш журнал очень понравится читателям.
А вам понравилось быть журналистами? Ну что же собирайте самостоятельно интересный материал и будете рассказывать о нём своим товарищам. Может в будущем кто-то из вас и станет настоящим журналистом.