Валентина Владимировна Кузьменко
«Золотая осень». Конспект НОД в старшей группе с использованием мнемотаблиц, элементов ТРИЗ и электронной гимнастики для глаз
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание
• Систематизировать представления детей о характерных признаках осени.
• Способствовать закреплению умения устанавливать связь между признаками в природе, использовать объекты живой и неживой природы, формированию отстаивать свою точку зрения, делать выводы, умозаключения.
• Содействовать развитию памяти внимания, воображения, логического мышления, обогащать словарь
• Воспитывать патриотизм через гуманное отношение к родной природе.
Публикация «„Золотая осень“, Конспект НОД в старшей группе с использованием мнемотаблиц, элементов ТРИЗ и электронной гимнастики для глаз» размещена в разделах
- Гимнастика для глаз. Зрительная гимнастика
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2013
Оборудование. Мультимедиа, письмо в виде осеннего листика, мнемокартинки «Осень», электронная зрительная гимнастика, картинки воробья, вороны, дятла, клеста; 2 ветки кедрового стланика с шишками, картинка капусты, поднос с морковкой-канапе.
Предварительная работа. Чтение детям рассказов об осени, разучивание стихотворения-игры «Эхо», наблюдения в природе за осенними явлениями, составление презентации для занятия.
Методы. Игровой, словесный, наглядно-практический.
Приемы. Объяснение, вопросы к детям, беседа, рассматривание, экспериментальная деятельность детей, сюрпризный момент, использование художественного слова.
Ход занятия:
(Стульчики стоят полукругом)
Звучит музыка осеннего леса.
1. Воспитатель: Посмотрите, здесь какой-то листик на окошке? Ой, ребята, а на нем что-то написано. (читает):
«Детский сад «Золотинка», детям группы «Солнышко»
Обратный адрес: Лесная заячья поляна
«Здравствуйте. Пишут вам лесные зайчата. Мы не знаем, пора ли нам менять серые шубки на белые?
Кончается осень или нет? Подскажите, когда зима будет в лесу?
Только мы просим, представьте убедительные доказательства. Ведь менять шубки дело для зайцев не простое».
3. Воспитатель: Очень интересный вопрос задали зайчата. Вы хотите помочь зайчикам принять правильное решение?
- Посмотрите на экран (появляются графические изображения).
На этих картинках изображены приметы осени. Давайте внимательно рассмотрим их и расскажем все про осень.
- Что обозначают эти картинки? (идет дождь, дует ветер, темные тучи на небе)
Игра "Погода осенью"
Воспитатель: Дети, как называется погода, когда идет дождь - дождливая.
• Когда дует ветер - ветреная
• Холодно - холодная
• Пасмурно - пасмурная
• Сыро - сырая
• Хмуро - хмурая
• Ясно - ясная
Воспитатель: Отлично: Вы правильно говорите, о погоде. Хочется похвалить, что говорили четко, внятно, интересно.
5. А что изображено на картинке под номером 3? (Листья опадают)
Послушайте четверостишие про осенние деревья :
Плакали ночью желтые клены,
Вспомнили клены, что были зелены.
С желтой березы тоже капало,
Значит, береза тоже плакала.
Воспитатель: Как вы думаете, почему плакала береза?
Дети: (Жалела, что кончилось лето, что опадают листочки).
Воспитатель: А почему у деревьев опадают листочки?
Дети: (Мало солнца, стало холодно)
Воспитатель: Дети, а можно ли что - либо нам сделать, чтобы листочки остались на дереве?
Дети: (Приклеить, пришить).
Воспитатель: А будут ли, такие листочки держатся?
Дети: (Нет, скрутятся, почернеют, будут не красивые, опадут).
Воспитатель: А как вы считаете, для чего деревья сбрасывают листву?
Дети: (Чтобы не замерзнуть, сохранить свою жизненную силу, дать почве полезные вещества, укрыть насекомых, чтоб ветки не сломались от снега).
6. Воспитатель: Представьте себе, что вы листочки, подул ветер, и вы закачались
(звучит музыка, дети танцуют).
Стихи-зарядка – выполнять движения в соответствии с содержанием:
Под ногами шелестят желтые листочки. - (идём, как бы разбрасывая листья ногами)
Отцвели и засыхают поздние цветочки. - (присели и хлопаем ладонями по полу)
Улетают птичьи стаи, - (машем руками-"крыльями"
Дальняя дорога. - (потянулись вверх на носочках)
В разноцветном сарафане осень у порога. - (кружимся)
7.Воспитатель: Дети, а что было бы, если к нам совсем не пришла осень?
(Ответы детей)
• Никогда бы не было коротких дней.
• Не смогли надеть осеннюю одежду.
• Не увидели золотую листву.
• Не наблюдали за цветными листьями.
• Не было бы листопада.
• Не созрели бы орехи на стланике, брусника в тайге.
• Не успели бы улететь птицы на юг.
• Не наблюдали бы за инеем.
• Не заметили бы, как лужи покрываются корочкой льда.
• Не смогли бы поесть сладкой рябины.
• Насекомые, жуки, червяки не успели, бы спрятаться и замерзли.
• Не смогли бы собрать грибы и заготовить на зиму.
• Не убирали бы богатый урожай в огородах.
• Не заметили бы, как звери готовятся к зиме.
• Не лил бы осенний моросящий дождь.
8. Воспитатель: Из ваших ответов, я поняла, что осень вам нравится, а какие красивые слова вы могли бы сказать про осень.
Игра «Осенние слова» (дети передают листочек друг другу и называют слова)
Дети: Золотая, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, долгая, затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, средняя, хорошая, дивная, задумчивая, замечательная, интересная, величавая, унылая, очаровательная, тихая, невеселая, таинственная, скучная, грустная, ласковая.
Электронная зрительная гимнастика «Листочки»
9. Воспитатель: А что изображено на пятой картинке? (Птицы улетают на юг)
Как вы думаете, почему птицы улетают на юг? (Рассуждения детей) А все ли птицы улетают?
Какие птицы остаются у нас зимовать и почему?
Дети: Воробьи, галки, вороны, сороки, свиристели, клесты, синицы, перепелки, дятлы, глухари, тетерева, филины. У этих птиц оперенья гуще, они прилетают ближе к жилью человека. Человек о них заботится.
Игра «Раздели на слоги»
(появляются картинки: воробей, ворона, дятел, клест)
Какие птицы изображены на картинке? Прохлопайте, прошагайте, присядьте столько раз, сколько слогов в слове.
10. Воспитатель: У вас отличные знания о птицах. А что вы можете сказать о животных, как они готовятся к зиме?
Дети: У лося отпадают рога. Заяц выводит детенышей и меняет серую шубку на белую. Ежи, барсуки, тушканчики готовят гнездышки из сухой травы, листьев, чтоб на зиму лечь спать. Медведь откладывает запасы жира под шкурой, чтоб зимой впасть в спячку. Бодрствуют лисы, волки, зайцы, рыси. Потому, что они сами могут достать себе корм. Белка меняет свою шкурку на серую и делает запасы в кладовых.
11. Воспитатель: Дети очень забавно наблюдать, как белка ищет орешки. Я принесла 2 веточки кедрового стланика с шишками. Представьте себе, что это орешник, а вы белочки. Как белочкам узнать, где больше орехов растет, ведь они считать не умеют.
(Предположения детей). Совершенно верно. Белочка стучит по веточке и смотрит. На той веточке что качается дольше и орехов больше!
Воспитатель: Вы очень наблюдательны и смогли доказать на какую веточку должна прыгнуть белка, чтобы собрать орешки. Вы много знаете о жизни животных в лесу. Я заметила, что вы не повторяетесь в своих ответах, чувствуется, что вы много читали.
12. Воспитатель: Скажите, а чем занимаются люди осенью?
Собирают ягоды, грибы. Сушат на зиму. Варят варенья, делают соленья. Убирают овощи и фрукты в огородах. Готовят огороды к зиме: убирают сорняки, листья, перекапывают землю. В полях сеют озимые (рожь, пшеницу).
Игра «Угадай слово»:
Я загадала осенний плод, в котором есть звук «к», кто его отгадает, тот получит картинку.
(Дети придумывают слова, у воспитателя картинка капуста)
13. Воспитатель: А сейчас давайте поиграем с лесным эхом.(ДЕТИ ВТОРЯТ ПРОТЯЖНЫМ ПРИГЛУШЕННЫМ ГОЛОСОМ)
Эхо лесное, спросить я могу?
Ау-ау-ау!
Куда это листья лесные пропали?
Опали-опали-опали:
Травы лесные, где вы, не вижу?
Ниже-ниже-ниже:
Цветы луговые, а вы все цветете?
Что ты, что ты:
Птички- певички, давно ли галдели?
Летели, летели, на юг улетели:
Рыбы речные, вы где?
А мы на дне, мы в глубине:
Лягушки и жабы, куда подевались?
В ил закопались, в ил закопались:
Белки и зайцы, про вас не знаем?
Линяем, линяем, линяем:
Так что же творится в лесу? – мы спросим:
Осень, осень, осень.
14. Воспитатель: Дети, подумайте и скажите, что мы напишем зайцам про осень:
Дети: Осень наступила. Уже выпадает снег по ночам. Пора менять шубки на белые, а то лиса или волк заметят. Деревья голые, травка повяла, исчезли насекомые жуки, червяки, улетели птицы на юг. Прилетели зимующие птицы в наши края. Но осень будет теплая, звери завалялись в спячку.
Воспитатель: Я рада, что вы сами нашли убедительные доказательства, что осень прошла через наш поселок и направилась в лес. Сегодня после прогулки мы напишем зайцам ответ. Дети, а кто сегодня на занятии был самым активным? Чьи ответы вам понравились. А кому понравились свои ответы и почему? (Ответы детей)
15. Воспитатель: Молодцы, вы старались, я довольна вами. И зайцы в благодарность прислали нам посылочку. Примите от них послание.
(Угощение - канапе с морковкой)