Щавлева Татьяна
Конспект НОД по рисованию для детей средней группы «Золотая осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 27 города Ейска
муниципального образования Ейский район
Конспект НОД
по образовательной области
художественно-эстетическое развитие (рисование)
для детей средней группы
Тема: «Золотая осень»
Воспитатель: Щавлева Т. В.
Ейск, 2018
Публикация «Конспект НОД по рисованию для детей средней группы „Золотая осень“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Рисование
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты
- Средняя группа
- Темочки
Цель: учить детей изображать «золотую» осень. Упражнять, в умении изображать осеннюю листву с помощью печатанья сухими листьями, закрепить приемы работы кистью, воспитывать самостоятельность в создании образа, чувство радости от ярких, красивых рисунков.
Программные задачи:
1. Познакомить детей с рисованием гуашью, способом - эстамп.
2. Развивать интерес к нетрадиционному изображению предметов (листьев) на бумаге.
3. Способствовать возникновения интереса к экспериментированию.
4. Закреплять умение узнавать и называть цвета.
5. Развивать мелкую моторику рук.
6. Формировать познавательный интерес.
7. Воспитывать отзывчивость, доброжелательность, аккуратность, самостоятельность.
8. Развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе
Материалы и оборудование: бумага белого цвета альбомного формата А4, гуашь (краски осенних цветов, кисти № 3, салфетки, банка – непроливайка, клеенка, сухие листья с разных деревьев, емкость для использованных листьев.
Предварительная работа: чтение стихотворений и рассказов об осени, рассматривание картин об осени, беседа с детьми на тему: «Осень золотая» наблюдение на прогулке: рассматривание деревьев, сбор листьев.
Связь с другими видами деятельности. Разучивание стихотворений об осени, листопаде. Во время прогулок собирать и рассматривать листья от разных деревьев, обращать внимание на яркую разнообразную расцветку. Выделять форму листьев, сравнивать их. Разучивать песни об осени. Рассматривание иллюстраций.
Ход НОД:
(Сюрпризный момент) В гости к детям приходит кукла-осень.
Кукла – Осень : «Здравствуйте, ребята!
Воспитатель:
Пришла девица красная
И листья обсыпает.
А как она зовется,
Кто, дети, угадает?
(Осень)
Яблок краснобоких,
Полные корзины,
Убирают с поля
Урожай машины
Сладко пахнут дыни,
Винограда гроздья.
Кто их нам приносит
Ну конечно (ОСЕНЬ)
Стал холодным ветер
Лес все листья сбросил
Солнце светит редко
Часто дождь идет.
Птичек говорливых
Снова клин уносит,
Проводили лето,
И встречаем? (ОСЕНЬ)
На полях одни лишь кочки
Стали желтыми листочки
Урожай стоит в корзинах,
Винограда, яблок, дыни.
Солнце светит еле-еле
Злые ветры одолели.
Дождь колючий льет все чаще.
Перебрались звери в чащу,
Время движется к зиме
Это (ОСЕНЬ) на дворе
Золото, золото, золото,
Сколько вокруг не смотри
Листьев холодное золото
Золото редкой травы.
Солнце раскрасило листики,
И собрались на покой
Балует желтыми листьями,
Время, какою порой? (ОСЕНЬЮ)
Воспитатель: Ребята! Скажите мне, пожалуйста, какое время года сейчас наступило?
Дети: Осень.
Воспитатель: Правильно ребята, это осень.
Воспитатель: Осень состоит из трех месяцев. Кто ни будь из вас, знает, как называются осенние месяцы?
Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Воспитатель: А чем отличается осень от лета, кто скажет?
Дети: Летом тепло, светит солнце, поют птицы, цветут цветы. А осенью на улице становится холодно, люди одеваются теплее. Птицы улетают в теплые края, листья на деревьях желтеют и осыпаются.
Воспитатель: Вы сказали, что листья желтеют и осыпаются. А как ребята называется это явление природы?
Дети: Это явление природы называется листопад.
Воспитатель: А когда листья на деревьях приобретают разноцветный окрас, а потом красивым золотым ковром устилают землю, то люди называют осень «золотой» и вот сегодня, дети, мы поговорим с вами о золотой осени.
Беседа о золотой осени
Воспитатель: Ребята, об осени часто говорят : золотая осень. А вы знаете, почему так говоря? (ответы детей). Верно, ведь листья на деревьях из зеленых превращаются в самые разные цвета: желтые, красные, коричневые, оранжевые, золотистые. Эти цвета всегда нам напоминают об осени. Осень – это очень красивая пора, ведь недаром многие художники любят изображать именно осенние пейзажи. Жаль, что золотая осень совсем недолгая пора. Если календарь осени длится три месяца, то золотая осень – это когда все деревья желтые, длиться всего две-три недели, а потом листья вдруг начинают быстро осыпаться. Листочки, которые еще остались на деревьях с каждым днем редеют, увеличивается листопад. Земля тоже покрывается золотом. Это золото и есть опавшие листья, которые шуршат под ногами. Настроение осенью немножечко грустное, потому что вся эта красота так недолговечна.
Воспитатель: Ребята, послушайте, пожалуйста, стихотворение Бориса Пастернака, которое называется «Золотая осень»
«Золотая осень»
Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.
Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.
Липы обруч золотой —
Как венец на новобрачной.
Лик березы — под фатой
Подвенечной и прозрачной.
Погребенная земля
Под листвой в канавах, ямах.
В желтых кленах флигеля,
Словно в золоченых рамах.
Где деревья в сентябре
На заре стоят попарно,
И закат на их коре
Оставляет след янтарный.
Где нельзя ступить в овраг,
Чтоб не стало всем известно:
Так бушует, что ни шаг,
Под ногами лист древесный.
Где звучит в конце аллей
Эхо у крутого спуска
И зари вишневый клей
Застывает в виде сгустка.
Осень. Древний уголок
Старых книг, одежд, оружья,
Где сокровищ каталог
Перелистывает стужа.
Воспитатель: Давайте рассмотрим с вами картину, на которой изображена «золотая осень».
Воспитатель: Детки, о чём эта картина?
Дети: об осени.
Воспитатель: Почему она названа золотая осень?
Дети: потому, что листья на деревьях приняли золотистый окрас.
Воспитатель: Ребятки, а все ли деревья осенью одеваются в золотые листья?
Давайте послушаем, что нам скажет кукла-осень.
Кукла - Осень :
«Я, Осень-волшебница, краски взяла
И листья покрасила в разные цвета.
Ребята, а вы знаете, в какие цвета я разукрасила листочки?
Ответы детей : (красный, желтый, коричневый, оранжевый).
Воспитатель: Послушайте еще одно стихотворение, которое называется:
«Осенний клад»
Падают с ветки желтые монетки.
Под ногами целый клад!
Это осень золотая
Дарит листья, не считая.
Золотые дарит листья
Вам, и нам,
И всем подряд.
Воспитатель: кукла-осень наши ребята тоже знают стихотворения про осень.
1-й ребенок.
Осень по дорожке
Ходит не спеша,
Под ногами осени
Листики шуршат.
Хмурая погода,
Дождик на дворе,
Птицы улетают
Стаей в сентябре.
Почитаем мы стихи
Про осенние деньки!
2-й ребенок
Листик клена на дорожку
Потихоньку упадет.
Это осень золотая
По дорожке к нам идет!
Соберем букет осенний
Как он ярок и хорош!
И на солнце золотое
Он немножечко похож!
3-й ребенок
Что за время года –
Дождик моросит.
Это просто осень
В детский сад спешит!
4-й ребенок
Осень золотая
Солнечные дни
Птицы улетают
К Югу до весны
Желтые листочки
Весело шуршат
В яркие одежды
Нарядился сад
5-й ребенок
Осень красит золотом
Рощи и леса.
Слышатся прощальные
Птичьи голоса.
Алые и желтые
Ветер листья рвет,
Кружит, кружит в воздухе
Пестрый хоровод
Кукла-Осень : какие молодцы, сколько замечательных стихотворений вы знаете!
Воспитатель: - Ребятки, наша кукла-осень хочет узнать, а умеете ли вы отгадывать загадки? Она вам будет загадывать загадки, а вы будете угадывать и говорить, что это.
Загадывание загадок:
1. Пришла без красок
И без кисти
И перекрасила все листья. (Осень)
2. Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает.
Когда это бывает? (Осенью)
3. Дни стали короче,
Длинней стали ночи,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Осенью)
4. Осень в гости к нам пришла
И с собою принесла…
Что? Скажите наугад!
Ну, конечно … (Листопад)
5. Рыжий Егорка
Упал на озерко,
Сам не утонул
И воды не всколыхнул.
(осенний лист)
6. Уж пахнет в воздухе дождем,
Все холоднее с каждым днем.
Деревья свой наряд меняют,
Листочки потихонечку теряют.
Понятно всем, как дважды два -
Пришла …
(осенняя пора)
7. Оранжевые, красные
на солнышке блестят.
Их листья, словно бабочки
кружатся и парят.
(деревья осенью)
8. Растут — зеленеют,
Упадут — пожелтеют,
Полежат — почернеют.
(листья)
Воспитатель: «Ребята, хоть наша кукла-осень и волшебница, но она забыла про одно деревце. Под нашим деревом нет ни одного разноцветного листика. Давайте мы с вами поможем нашей кукле-осени и с помощью листиков, которые мы с вами собрали на прогулке, сделаем красивый разноцветный ковер вокруг нашего деревца.
Воспитатель подводит детей к макету дерева, вокруг которого нет листьев.
Воспитатель: «Кукла-осень, наши ребята тоже волшебники. Они собрали на прогулке много-много разных листьев и сейчас они с помощью отпечатка из этих листьев помогут тебе украсить дерево».
Воспитатель: рисовать мы с вами будем необычным способом. Этот способ называется рисование отпечатками. А как же мы это будем делать? Для того чтобы, приступить к рисованию, нам понадобиться: осенние листья (разные и не сухие, кисть, гуашь, белый лист бумаги, водичка.
Но прежде чем мы приступим к работе, предлагаю вам немного отдохнуть.
Подвижная игра «Осень»
Падают, падают листья -
(Дети кружатся, подняв руки вверх, приседают)
В нашем саду листопад.
Желтые, красные листья
(Опять кружатся)
По ветру вьются, летят.
Птицы на юг улетают -
(Бегут по кругу, машут руками)
Гуси, грачи, журавли.
Вот уж последняя стая
Крыльями машет вдали.
Кукла - Осень
Воспитатель: «Ребятки и я тоже хочу с вами поиграть.
(Проводится физкультминутка)
Физкультминутка
«Осень»
Ходит осень по дорожке (дети шагают по кругу друг за другом)
Промочила в лужках ножки.
Ходит осень, бродит осень,
Ветер с клена листья сбросил
Дружно по лесу гуляем (шаги на месте)
И листочки собираем (наклоны вперед)
Собирать их каждый рад
Просто чудный листопад! (прыжки на месте, с хлопками в ладоши)
Воспитатель:
Отдохнули, а теперь давайте мы с вами присядем на свои места.
Воспитатель: Ребята, перед тем, как начать рисовать, давайте разомнем пальчики (проводится пальчиковая гимнастика)
Пальчиковая гимнастика
«Осень»
Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал:
Вот дубовый, вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки – золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.
Воспитатель: Пальчики размяли, а теперь послушайте, я вам сейчас расскажу, как правильно делать оттиск на листе бумаги.
(Сначала показываем детям, что листья имеют две стороны, причем одна гладкая, а другая имеет прожилки, нам нужна сторона именно с прожилками, именно ее мы будем закрашивать).
Берем клееночку. Кладем на неё наш лист и покрываем его краской с помощью кисти. Затем окрашенной стороной осторожно кладем на наш лист бумаги, прижимаем салфеткой, а затем аккуратно все убираем. (В процессе рассказа, воспитатель показывает детям порядок выполнения оттиска (отпечатка).
Воспитатель: Можно аккуратно приступать к работе.
Практическая часть.
Дети выполняют отпечатки с осенних листьев, каждый на своем листе.
(Дети работают под музыку Чайковского «Времена года. Осень»).
Итог НОД.
Кукла-Осень : - Ребята, какие у вас красивые получились листочки, спасибо Вам за помощь.
Воспитатель: - Молодцы! У каждого из вас получилась «Золотая осень». Давайте теперь вокруг нашего дерева разложим все свои работы и у нас получится большой разноцветный ковер из листьев.
Воспитатель: Как вы думаете ребята, теперь наше деревце довольно? Почему? А вы довольны?
Вы сегодня все очень хорошо поработали.
Анализ НОД.
1. Спросить у детей понравилось ли им занятие?
2. Что мы сегодня делали на занятии?
3. Какой момент понравился?
4. Попросить детей рассказать о своих работах.
5. Оформить выставку под названием «Золотая осень».
Использованная литература:
1. Рибцун О. Г. «Рисование шаг за шагом» / О. Г. Рибцун, Ю. В. Рибцун. – К. : Буква ЛТД, 2011. – 64с. : - ил.
2. Ковалько В. И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр (средняя, старшая, подготовительная группы). - М. : ВАКО, 2005. -176 с. - ( Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
3. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: Средняя группа. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 96 с. : цв. вк.
4. Т. В. Калинина, С. В. Николаева, О. В. Павлова, И. Г. Смирнова Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет/ сост. Т. В. Калинина – Изд. 2-е – Волгоград: Учитель, 2015. – 151 с.