Каспарова Татьяна Викторовна
Конспект НОД «Золотая хохлома»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: воспитание интереса к русским народным промыслам и желание их изучать, чувство патриотизма; ознакомить с историей промысла, особенностями хохломской росписи; развитие декоративного творчества детей; умение создавать узоры по мотивам хохломской росписи; продолжать знакомить с русской народной сказкой; учить осмысливать характеры персонажей; формировать образность речи, понимать образность выражений ; развивать творческие способности.
Публикация «Конспект НОД „Золотая хохлома“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Конспекты занятий
- Темочки
Задачи: развивать умение активно и творчески применять способы рисования при создании узоров по мотивам хохломской росписи, расширять и уточнять представления детей о предметах народного художественного промысла русских мастеров.
Материал оборудование: посуда с хохломской росписью, наглядно -дидактические пособия «Хохлома».заготовки-шаблоныпосуды,кисти,гуашь (красная,зеленая,черная,желтая,баночки с водой,салфетки.
Предварительная работа: поход в Михайловский Городской Историко-краеведческий Музей им. Завгороднего; создание мини –музея в группе.
Ход занятия:
Вводное слово воспитателя.
-сегодня мы будем в гостях у хозяйки Хохломы.
Хохломская роспись-
Алых ягод россыпь,
Отголоски лета
В зелени травы.
Что за чародеи
Хохлому одели
В этот несказанный
Праздничный наряд?
Роспись хохломская
Словно колдовская,
В сказочную песню
Просится сама.
И нигде на свете
Нет таких соцветий,
Всех чудес чудесней
Наша хохлома!
П. Синявский
Ознакомление с хохломской росписью.
-Давайте познакомимся с элементами росписи, соприкоснемся с искусством наших предков, с природой, овладеем приемами и способами хохломской росписи.
Село Хохлома славится токарными изделиями. Росписью украшаются различныные изделия из дерева: тарелки, миски, разделочные доски, шкатулки
, ложки. В чем же секрет красочной хохломской посуды? Как ее делают? Оказывается это совсем не просто.
Посмотрите и послушайте этапы работы:(на экране телевизора появляются изображения в соответствии с рассказом воспитателя)
-1этап: Деревенские изделие покрывают жидким раствором глины «вапы». Глина закрывает поры дерева, создает водонепроницаемый слой.
-2этап: После этого изделия смачивают сырым льняным маслом и хорошо просушивают. Затем покрывают олифой и снова просушивают, повторяя эту операцию 3-4 раза.
-3этап: Следующий этап –лужение. Изделие покрывают полудой: порошок олова или алюминия втирается в изделие. Изделия становятся гладкими, блестящими и напоминают металлические.
-4 этап: Затем за работу берется красильщик (человек, который наносят узоры).Роспись наносится масляными красками. Все элементы росписи выполняют сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом.
-5 этап: Расписанное и просушенное изделие покрывают масляным лаком. Тогда и появляется этот восхитительный медово-золотистый цвет. Так возникло словосочетание «Золотая хохлома».
По словам мастеров, такая посуда не боится ни жары, ни стужи, хорошо моется, долго служит, по нарядности соперничает с золотой, а по цене доступна всем.
-Какие цвета предпочитают художники? (Помимо красного, черного, золотого цвета, используется зеленый, желтый цвет. Сочетание красного и черного придает изделиям праздничный, торжественный вид.)
Теперь познакомимся с элементами росписи. Неизменным элементом узора хохломской росписи является «травка». Травка усеяна большими и маленькими завитками, напоминающими узкие листочки. В такой узор включается и другие элементы: листочки, ягодки, цветы, птички.
Давайте прорисуем в воздухе элементы травки. Назовите элементы хохломской росписи. (Травка, листочки, ягодки, цветы, птицы). Ребята, послушайте стихотворение и, возможно, оно поможет вам в работе.
Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка, не спеши.
Там травка вьется и цветы
Небывалой красоты.
Блестят они, как золотые,
Как будто солнцем залитые.
Все листочки как листочки,
Здесь же каждый золотой.
Красоту такую люди
Называют хохломой.
Воспитатель: Прежде чем начать украшать посуду, послушайте последовательность выполнения работы.
-А теперь с помощью волшебной кисточки оживим посуду, распишем ее красочными узорами и подарим нашей хозяйке. (Дети расписывают шаблоны чашек).
Дети, мы хорошо потрудились, пора нам отдохнуть!Дети послушайте загадку,
За обедом суп едят,
К вечеру «заговорят»
Деревенские девчонки
Музыкальные сестренки.
Поиграй и ты немножко
На красивых ярких…. (ложках).
Давайте попробуем на них поиграть!
Итак: берем ложку в левую руку, а другую ложку в правую, держим за черенок.
«Игра с ложками» :-Рукой левой мы возьмем Рукой правой мы возьмем
Стукнем раз, стукнем ва
Получается игра.
Чтение русской народной сказки «Василиса Прекрасная».
Начинаются сказки,
Катятся с гор салазки,
Конь горячий быстро скачет.
А я на передке еду с мешком в руке.
Завязан мешок завязками.
-с чем мешок-то? Да со сказками!
Я мешочек развязала
Сказку вам рассказывать стала!
-Послушайте сказку «Василиса Прекрасная».(Читается сказка)Понравилась ли сказка? Кто герои сказки? Что Сказала матушка Василисе? Кто был помощницей для Василисы? Что умела делать Василиса? Кто послал ее к Бабе Яге? Чем закончилась?