Светлана Жучкова
Знакомство старших дошкольников с тяжелым нарушением речи с явлениями природы (на примере воды)
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность выбранной темы.
Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение, стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний с этическими правилами в жизни общества.
Творчество в экспериментирование обуславливает создание новых проявлений способностей ребёнка.
Цели:
Публикация «Знакомство старших дошкольников с тяжелым нарушением речи с явлениями природы (на примере воды)» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Погода и природные явления
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2012
Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.
Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.
Развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности.
Создание предпосылок формирования практических и умственных действий.
Задачи:
Расширять представление об использовании человеком воды для удовлетворения своих потребностей. Расширять представление детей о значимости воды в жизни человека.
Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
Формировать представления о возникновении и совершенствовании приборов в истории человечества.
В процессе опытной деятельности проводить коррекционную работу на развитие звукового произношения, развития мелкой моторики рук и обогащение словарного запаса
В процессе организационной и совместной деятельности знакомлю, где в природе есть вода и какими свойствами она обладает. Дети узнают о важности воды, кому она нужна для жизни, где в природе есть вода, как человек использует воду, как вода работает на человека. И проводим следующие эксперименты:
Знакомство с водой раскрывается на основе принципа от близкого к сложному. Прозрачность, жидкость… до превращений, способность превращать, способность растворять, испаряться, преломлять.
Календарно-тематический план
Старшая группа
Тема : разговор «Какая бывает вода?»
Задачи Коррекционная работа
Познакомить со свойствами воды; уточнить представления, где больше пресной воды и значение воды в жизни всего живого Д/и «Назови ласково» (река – реченька; вода – водичка; капля – капелька и т. п.)
Д/и «Один – много» (озеро – озера; река – реки и т. п.)
Пальчиковая гимнастика «Вот протек на кухне кран
Капли капают в стакан,
Подскажите как нам быть
Что нам в кране заменить»
Тема: экскурсия в лабораторию
Задачи Коррекционная работа
Уточнить представления о том, кто такие ученые (люди изучающие мир и его устройство, о способе познания мира – эксперименте (опыте, о назначении лаборатории в детском саду. Дать представление о культуре поведения в лаборатории. Игра «Нюхаем, слушаем, видим, ощущаем»
Игра «По волнам», используя силу звука, по схемам пропеть звук;
Игра «Один – много» (стакан – стаканы, лупа – лупы, пипетка - пипетки).
Тема: «Какую форму имеет вода?»
Опыт Коррекционная работа
1. Капнуть из пипетки на поднос. Определить форму капли.
2. Налить воду в перчатки и шарик.
3. Налить воду в сосуды различной формы.
Вывод: вода принимает форму сосудов, в которые налита. Игра «Капелька» (на развитие дыхания)
Игра «Водяной» ( дети читают стишок: Дедушка водяной,
Что сидишь ты под водой?
Выгляни на чуточку,
На одну минуточку.
Водяной, не открывая глаз, подходит к детям и на ощупь определяет кто это.
Задание: пипеткой, на подносы, накапать цветные капли
Тема: «Имеет ли вода вкус?»
Опыт Коррекционная работа
1. Налить в один стакан сок, попробовать. Сок имеет вкус фрукта.
2. В первый стакан положить сок, во второй – сахар, в третий кусочек лимона, попробовать через трубочку.
Вывод: вода принимает вкус вещества, которое в нее добавлено. Д/и «Узнай по вкусу»
Во время приема пищи определить вкус сока (из какого фрукта)
Игра «Нарисуй дождь» (задания к игро-визерам)
Тема: «Имеет ли вода цвет?»
Опыт Коррекционная работа
В первый стакан положить кофе, во второй - 2-3 кристаллика марганцовки, в третий – капнуть краски.
Вывод: вода приобретает цвет вещества растворенного в ней. Упражнение. Объяснить в чем ошибочность суждений:
- вода имеет форму шара
- вода зеленого цвета
- пресной воды больше чем соленой
- ручей шире реки
Упражнение. «Что изменилось?» Взять 4 стакана с водой, различного цвета, обсудить, какого цвета вода. Дети закрывают глаза, воспитатель меняет местами стаканы с водой.
Тема: «Интенсивность цвета»
Опыт Коррекционная работа
1. Вспомнить, что вода приобретает цвет, растворенного в ней вещества. В первый стакан положить 2 кристаллика марганцовки, а во второй 10 кристалликов. В первом – розовая вода, во втором – фиолетовая.
2. В первом стакане – пол чайной ложки кофе, а во втором 1 чайная - ложка кофе.
3. В первый стакан – 5 капель краски, во второй – 10.
Вывод: интенсивность цвета зависит от количества вещества Дети тщательно размешивают воду с красителем в стаканах.
Упражнение. «Сколько раз я назову звук у» У; у-у; у-у-у; у-у-а.
Повтори звуковую цепочку: ом-ом-от, оу-оу-оп, оу-оу-ох, ома-ома-оха.
«Прочитай слова по стрелкам» - игро-визер
Тема: «Чем пахнет вода?»
Опыт Коррекционная работа
1. Предложить понюхать воду в стакане, затем капнуть в один стакан каплю валерьянки, а во второй - кофе (дети не должны видеть, что кладется в стакан). Пусть еще раз понюхают.
Вывод: вода пахнет тем веществом, которое в ней растворено. Упражнение на развитие дыхания. Длительный вдох и выдох. Дифференциация нос – рот; прерывание выдоха; с помощью жеста показать, как нюхают незнакомые запахи.
Истолковать пословицу. Не зная броду, не суйся в воду.
Тема: «Превращение воды в лед?»
Опыт Коррекционная работа
1. Налить воду из графина в форму для льда и поставить в морозилку. На следующий день достать, рассмотреть, вспомнить начало опыта.
Вывод: в холоде вода замерзает. Д/и «Определи форму льдинки»
Упр. «Живой – неживой» (пингвин – живой, лед – неживой, рыба – живая, снежинка – неживая)
Повтори слоговые цепочки: ма-ма-ам, ама-ама-ам, амо-амо-ом, мау-мау-мы.
Тема: «Почему лед не тонет?»
Опыт Коррекционная работа
1. В миску с х. водой кладут железные предметы - Что произошло? Затем высыпать кубики льда - Что произошло?
Вывод: лед легче воды
2. Предложить из формочки достать ледяные кубики не переворачивая контейнер. Опустить контейнер в миску с горячей водой на одну минуту Дети сами делают вывод Д/и «Четвертый лишний» (льдина, айсберг, сосулька, стакан с водой; фигура изо льда, ледоход, иней, фонтан)
Рассматривание иллюстраций и определение явления ледоход (айсберг).
Пальчиковая гимнастика с мячом:
С холодного неба снежинки слетают,
Летят и на солнышке зимнем сверкают
*
Тема: Испарение воды
Опыт Коррекционная работа
1. Налить горячую воду в стакан накрыть пластиной. Через 3 минуты показать, что пар превращается снова в капли и падает в низ. Предложить зарисовать. Пар превращается обратно в воду.
2. Кипяченую воду налить в 3х литровую банку, сверху положить пластину, а на нее кубики льда. Поднимаясь в верх, пар станет охлаждаться. Превращаться в облако и падать каплями вниз.
3. В 3 чашки налить кипяток, в 1 положить кофе, во 2 – соль, в 3 – сахар, затем поочередно подержать холодную сухую ложку над каждой чашкой. Через несколько секунд на ложке появятся капли. Когда остынет дать попробовать.
Вывод: испаряется только вода. Пар касаясь холодных предметов, всегда превращается в обычную воду.
4. Два стакана перевернуть вверх дном и поставить рядом (один на тарелку, а другой на землю) оставить на 1-2 часа. Спустя отметить что стакан - на земле запотел внутри и по стенкам стекают капли воды. Стакан же – на тарелке остался сухой.
Вывод: Трава и земля содержат влагу, которая на солнце испаряется и поднимается в виде пара наверх. Охлаждаясь, превращается в воду и падает вниз. Это явление называется круговорот воды в природе. Упр. «Спрячь слоги в ладошки» ( отхлопать количество слогов в словах: пар, вар, жар, парилка)
Подробно рассказать о представлениях с помощью вопросов взрослого (лужа – это такая яма в земле
А в асфальте может быть лужа?
А эта яма пустая?
Как туда может попасть вода?
Лужа очень глубокая?
В ней можно утонуть? и т. п.)
Пальчиковая гимнастика с мячом. Ребенку предлагается покатать шарик поочередно правой и левой рукой.
Дождик крапал, капал, лил
И по улице бродил.
Намочил он всех прохожих.
Лишь под зонтик не попал:
Капнул в лужу – и пропал!
Тема: «Что такое растворимость?»
Опыт Коррекционная работа
1. Налить воду в стаканы, в 1 положить – сахар, во 2 – соль, в 3 – мед, в 4 – кофе. Тщательно перемешать.
Вывод: все вещества растворились в воде.
2. Налить воду в стаканы, в 1 положить - речной песок, во 2 – рис, в 3 – греча, в 4 – опилки древесные. Тщательно перемешать.
Вывод: все эти предметы в воде не растворяются. Пока их размешивали, они находились в подвешенном состоянии, а затем осели на дно или всплыли. Такие предметы называются не растворимыми. 1. Смешивание в стакане.
2. Упражнение с мячом, сидя на стуле, мяч пол левой (правой) ногой. Дети катают мяч вперед – назад.
Разомнем мы ноги сами,
Покатаем мяч ногами.
Правой нагою туда и сюда –
Левая все повторяет всегда
3. Повтори слоговой ряд: ак-ак-ак-мак; ак-ак-ак-рак; ак-ак-ак –бак; ак-ак-ак-лак.
4. Если согласен с утверждением – хлопни: сахар растворяется в воде, опилки не растворяются в воде, соль не растворяется в воде, песок не растворяется в воде, рис растворяется в воде.
Тема: «Можно ли склеить бумагу водой?»
Опыт Коррекционная работа
1. Взять два листа бумаги, приложить их друг к другу.
- Попробуйте их сдвинуть (один в одну сторону, другой в другую). А теперь сложите листы водой, приложите их друг к другу и слегка прижмите, чтобы выдавить лишнюю воду. Попробуйте сдвинуть листы.
Вода: обладает склеивающим действием. 1. Тактильно определить какая бумага
2. Распевка гласных: «тихо – громко»
3. Подбери по смыслу.
Снежинка – горит, кружится, тает, воет
Лед – трещит, горит, бежит, плывет
Вода – течет, поет, гудит, склеивает
Тема: «Животворное действие воды»
Опыт Коррекционная работа
1. Рассмотреть веточки. Одну поставить в сосуд с водой, другую – в сосуд без воды. Через несколько дней посмотреть у какой веточки раскрылись почки – вода дает жизнь всему живому.
2. Рассмотреть луковицы, одну поставить в стакан с водой, а другую без воды. Зарисовать.
3. На два блюдца выложить семена, одно блюдце накрыть салфеткой и регулярно смачивать водой. Дети вывод делают вывод сами. Надо помнить, что при проведении данных опытов, учитывается время, когда вторая ветка луковица и семена не распускаются, после наблюдения их поставить в воду. 1. По схемам отстучать словами ритм
Кап-кап-кап; -- -- -- --: - - - - - -; ---.
2. Игра на развитие координации движения
Дождик, дождик, поливай,
(руки вверх, ритмично опустить вниз)
Будет хлеба каравай
(руки соединить кольцом перед собой)
Дождик, дождик, припусти,
(руки вверх, ритмично опустить вниз)
Дай гороху подрасти
(присесть, потянуться на носочках, руки вверх)
Дождик, дождик, поливай
Будет славный урожай
(ритмично опустить руки)
Будет белая пшеница,
Будет рож и чечевица
(руки вверх, плавно покачать ими)
В огороде лук, бобы
(изобразить, как дергают лук)
В лесу ягоды, грибы,
(изобразить, как собирают грибы, ягоды)
А в саду зеленый хмель,
(руки переплести между собой, плавно поднимать вверх)
Лей – ка, дождик целый день
(ритмичные хлопки)
Тема: Вода смачивает предметы
Опыт Коррекционная работа
1. Взять бумажную салфетку и осторожно положить ее в емкость с водой. Объяснить, что вода проникает в волокна и смачивает салфетку.
2. Взять салфетку из ткани, положить в емкость с водой.
Вывод дети делают сами 1. «Что у кого?» Сост. Сложносочиненных предложений. (мальчик стирает рубашку, а девочка платье; мальчик моет волосы, а девочка салфеткой вытирает пыль)
2. «Скажи наоборот» (сухой – мокрый, детский -, короткий -, чистый -, растворяемый -)
3. «Один – много» (салфетка – салфетки, стакан -, капля -)
4. «О чем можно сказать» (ударили – мяч, скрепит -, намочили -)
5. Пальчиковая гимнастика с мечем. По столу водят мяч пальцем
Танцевать умеет танец
На мяче мой каждый палец
Тема: Особенности соленой воды
Опыт Коррекционная работа
1. В 1 стакан положить 4 столовые ложки соли, во втором просто чистая вода. Положить по одному яйцу в стакан. В одном стакане яйцо утонуло, а в стакане с соленой водой яйцо всплыло.
Вывод: соленая вода обладает большей плотностью, чем пресная и поэтому выталкивает предметы. 1. Пальчиковая гимнастика.
Почему же наш большой
Крутит, вертит головой?
Он на судне капитан –
Изучает океан.
2. Назови первый звук в словах.
3. Д/и «Один – много»
Подготовительная группа
Тема: «Прозрачная вода»
Опыт Коррекционная работа
1. В банку с молоком воспитатель бросает предмет и спрашивает у детей, что они видят. Дети в свою очередь, в свои банки с водой, тоже бросают предмет. Воспитатель спрашивает, что они видят.
Вывод: вода прозрачная. 1. Пальчиковая гимнастика
Что такое, что мы слышим?
Это дождь стучит по крыше,
А теперь пошел сильней
И по крыше бьет быстрей.
2. Д/и «Четвертый лишний» (снег, град, дождь, озеро; цвет, форма, корабль, вкус)
Тема: «Водяная мельница»
Опыт Коррекционная работа
1. Дети, держа кувшин в правой руке, левой придерживают носик. Льют воду на лопасти мельницы. Направляют струю на центр лопасти. Вода приводит в движение мельницу. Если лить воду маленькой струйкой, мельница работает медленно, а если лить большой – то быстрее. Вода может приводить в движение другие предметы. 1. Закончи предложение.
Друг позвал меня на пир, ел я торт и чай я … (пил)
В блеске солнечных лучей по земле бежит (ручей)
К нам течет из далека лентой синею (река)
Блестящий, светло-синий украсил ветви (иней)
2. Хлопни в ладоши, если слово о воде. (журчит, течет, набухают, тает, метель, снежок, ледоход, перелетают)
3. «Скажи по разному» (весело, грустно, удивленно)
Зима наступила, пришли холода,
Закуталась в снежную шубу земля.
Тема: «Путешествие капельки»
Опыт Коррекционная работа
1. Над кипящим чайником держат стекло
- Какое было стекло до опыта?
- Что произошло?
Объяснение воспитателя «Круговорот воды в природе» по схеме 1. Пальчиковая гимнастика с мячом. Проведи путь капельки
2. Упр. «Один – много» (капля – капли, туча -, озеро -, водоем -)
3. Прозрачная, чистая, струйкою льется.
Плещется в море.
Мерцает в колодце.
Зверей и людей,
И растенья напоит,
И дождиком чистым
Всю землю умоет.
В реке, в океане
Прохладой ласкает,
Под душем и в ванне
Теплом согревает.
Нужна она всем на земле
И всегда
Прозрачная, чистая эта … (вода)
Тема: «Жесткая и мягкая вода»
Опыт Коррекционная работа
1. В один таз выливают стакан минеральной воды. Дети намыливают руки, а затем смывают, часть детей в жесткой воде (1-2 ополаскивание и мыла нет). В мягкой воде, из под крана, смывается хуже.
Вывод: вода одинаковая по внешнему виду бывает разная по своим свойствам 1. Пальчиковая гимнастика
Раз, два, три, четыре, пять
(последовательно соединить одноименные пальцы рук)
Будем вещи мы стирать
(сжать кулаки, потереть кулачками, имитируя стирку)
Платье, брюки и носки,
Юбку, кофточку, платочки
(последовательно соединять пальцы правой (левой) руки с большим пальцем)
Шарф и шапку не забудем,
(последовательно соединяем пальца правой руки с большим пальцем)
Их стирать мы тоже будем
(пальцы сжать в кулаки, имит. стирку)
2. Сделай по образцу
Суп наливают из кастрюли
Кофе пьют из (чашки)
Воду выливают из (ведра)
Чай наливают из (чайника)
Тема: «Вода из ничего»
Опыт Коррекционная работа
1. Сухой стакан поставить в морозилку на 1 час. Через час вынуть, поставить на блюдце. Через несколько минут появятся капли.
На холодные стенки стакана воздействует теплый, окружающий воздух. Это явление называется конденсат. 1. Воспроизведи слоговой ряд
Ак-ак-ак-мак
Ак-ак-ак-рак
Ак-ак-ак-бак
Ак-ак-ак-лак
2. Хлопни в ладоши услышав звук … (а,у,о,т,ы,е,э)
3. Назови ласково
Вода –
Лед –
Лужа –
Ручей –
Тема: «Какая капля больше»
Опыт Коррекционная работа
1. Накапать в первый стакан 20 капель холодной воды, во второй стакан 20 капель горячей воды и в третий стакан 20 капель теплой. Сравнить полученный объем (горячей воды по объему меньше) 1. Простукать ритм падающей капли
--- --- - - - -
2. Пальчиковая гимнастика.
Что такое, что мы слышим?
Это дождь стучит по крыше.
А теперь пошел сильней
И по крыше бьет сильней (дети постукивают по столу подушечками пальцев)
Тема: «Фонтан»
Опыт Коррекционная работа
1. Срезать низ у бутылки, в пробку вставить шланг. Налить в бутылку воду и отрегулировать фонтан 1. Отгадай загадку
В парке нашем по весне
Расцвели каштаны.
И, искрясь, забили ввысь,
В небеса … (фонтаны)
2. Пальчиковая гимнастика.
Безымянный пальчик сложим и в ладонь его положим.
Раз, два, три, четыре, пять – будем сверху нажимать.
3. Повтори слоговую цепочку
Та-то-ту; пта-пто; моу-воу; мот – вот; бот - пот
Тема: «Можно ли поднять книгу, не трогая ее руками?»
Опыт Коррекционная работа
1. На один конец шланга натянуть шарик и плотно замотать скотчем, на второй насадить воронку. В верхней части бутылки сделать отверстие и протянуть шланг с шариком, сверху положить книгу, в воронку, из графина налить воду. Вода польется в воздушный шарик, но так как он в своем движении ограничен, он «поднимется» вверх. Воду лить пока шарик не поднимется до краев бутылки и не поднимет книгу. Это устройство работает по принципу гидравлики. 1. Чисто - говорка
Са-са-са-самокат, сова, лиса.
2. «Один – много»
Море –
Снежинка –
Река –
Градина –
3. «Скажи правильно»
Что шире? (река или ручеёк)
Что соленое? (озеро или море)
Что глубже? (река или океан)
Где чище вода? (в кране или в луже)
Тема: «Почему плавает подводная лодка?»
Опыт Коррекционная работа
1. В миску с водой поставить пластиковый стакан, дном вверх. Слегка приподнять край, просунуть согнутую соломинку, через соломинку вдуть воздух, стакан слегка придерживать. Воздух вытесняет воду, т. к. он легче, и стакан поднимается. Рассказать, что когда лодке надо всплыть, спец. Отсеки заполняют воздухом, а при погружении наоборот. 1. Сила голоса.
Встать прямо, выполнить полный вдох, на выдохе произнести с постепенным увеличением силы голоса:
- Один, два, три, четыре, пять – подъем!
2. Пальчиковая гимнастика.
Праздник защитников Родины нашей
(соединять пальцы правой руки с большим пальцем)
Будет страна в этот день отмечать
(соединить пальцы левой руки с большим пальцем)
Хочется воинам смелым, отважным
(соединить пальцы обеих рук)
Мирного неба в стране пожелать (то же)
3. Повтори слоговую цепочку
Га-га-га-ге-ге-ге
Го-го-го-гэ-гэ-гэ
Гу-гу-гу-ги-ги-ги
Тема: «Естественная лупа»
Опыт Коррекционная работа
1. В 3х литровую банку посадить искусственную муху. Пищевой пленкой, не натягивая, закрыть банку и закрепить резинкой. В углубление налить воду. Получится эффект лупы. 1. Повтори слоговую цепочку
Ом-ом-от-от
Оу-оу-оп-оп
Оу-оу-ох-ох
2. Простучи, как капают капли
--- --- -- -- --
Тема: «Как выйти сухим из воды»
Опыт Коррекционная работа
1. Положить монету на дно плоской тарелки и залить водой. Как можно взять монету не замочив руки. Взять 0,5 банку, бросить в нее подожжённый клочок газеты и быстро поставить банку вниз отверстием в воду. Нагретый воздух выйдет из банки и благодаря разности атмосферного давления внутри банки вода втянется вовнутрь. 1. Графический диктант (по клеткам начертить каплю)
2. «Громко – тихо» (по схемам)
3. Закончи предложение
К нам течет из далека лентой синею (река)
Плещут волны на просторе, берегов не видно в (море)
В сто морей тот великан, он зовется (океан)
Тема: «Как можно проверить горизонтальность»
Опыт Коррекционная работа
1. С помощью линейки пометить середину бутылки. Заполнить бутылку водой, закрыть пробкой, так что бы попал воздушный маленький пузырек воздуха. Проверить уровень наклона крышки стола. Пузырек должен быть по серединке отметки. 1. Д/и «Четвертый лишний»
2. Пальчиковая гимнастика
Две веселые лягушки
Ни минуты не сидят.
Ловко прыгают подружки
Только брызги вверх летят
3. Скажи по-разному (гордо, зло, устало)
- Корабль плывет по волнам.
Тема: «Сифон»
Опыт Коррекционная работа
1. Кастрюлю наполовину заполнить водой и поставить на стул, а ведерко на табурет (рядом, ниже). Длинную резиновую трубу одним концом опустить в кастрюлю, а другой взять в рот и вытянуть оттуда воздух, пока не почувствуешь, что вода близко. Опустить его в ведро. Воздух на 2 конца шланга давит одинаково, но так как один конец ниже, столб воды больше, а, следовательно, тяжелее, чем в коротком. Поэтому вода выливается с более длинного конца. Так водители набирают канистру бензина из большого бака. 1. Пальчиковая гимнастика.
Мы наши пальчики сплели
И вытянули ручки
Ну, а теперь мы от Земли
Отталкиваем тучки
2. Считалка.
На каждую строчку - 4 удара мяча.
Мы рыбачить едем скоро
На уральские озера.