Елена Понькина
Конспект образовательной деятельности для детей подготовительной группы «Знакомство с русской народной игрушкой»
▼ Скачать + Заказать документы
одготовила и провела воспитатель : Понькина Е. В.
Конспект образовательной деятельности для детей подготовительной группы: «Знакомство с русской народной игрушкой».
Задачи:
Обучающие:
Публикация «Конспект образовательной деятельности для детей подготовительной группы „Знакомство с русской народной игрушкой“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Подготовительная группа
- Темочки
-Подвести к мысли о неоднозначности куклы в народной традиции (кукла-игрушка, кукла-оберег).
-Через игрушку продолжать знакомить с историей Руси, традициями.
- Познакомить детей с изготовлением традиционной «куклы – пеленашки».
-Развивать мелкую моторику рук.
Развивающие:
-Развивать внимание, творческие способности детей.
- Развивать эмоциональность, чувство прекрасного.
Воспитательные:
-Воспитывать любовь к Родине через изучение традиций народной культуры.
-Воспитывать желание самим сделать тряпичную куклу.
-Воспитывать терпеливость, усидчивость.
Активизация словаря: безликая, скатка, оберег.
Предварительная работа:
Чтение сказки «Василиса Премудрая», рассматривание иллюстраций о русской народной кукле, заучивание старинных колыбельных песен дома.
Материал к занятию:
Сундучок, куклы современные и тряпичные; заготовки из ткани для изготовления куклы.
Ход занятия:
-Ребята к нам пришли гости. А мы гостям всегда рады. Какими словами мы встречаем гостей?
Ответы детей: Здравствуйте. Мы рады вас видеть. Добро пожаловать.
Проходите, пожалуйста.
- Как много хороших добрых слов вы сказали, а в ответ, посмотрите, получили много ласковых улыбок и сияющих глаз. Ведь недаром говорится «Чем больше человек делает добро, тем больше он получает в ответ».
- А теперь: Уши слушают – и все слышат.
Глаза смотрят – и всё видят.
Ноги – руки не мешают.
А голова хорошо думает.
-О чём мы будем беседовать, вы узнаете, отгадав загадку:
- Есть ноги, а не ходит.
Есть рот, но не говорит.
Доставляет детям радость, но сама радоваться не может.
- Кто это? (кукла)
- Скажите, а для чего нужны куклы?
- Из какого материала сделана эта кукла? (пластмасса)
- Я заметила, что тут сундучок стоит, да не простой, а волшебный. И указание есть, как его открыть:
-Фу - ты, ну – ты, лапти гнуты,
Сундучок, сундучок,
Открывай свой бочок!
- Кто запомнил заветные слова?
- Давайте вместе скажем, ласково, как в старину разговаривали с вещами.
- Открываю сундучок (достаю несколько кукол: тряпичные, соломенные, глиняные и другие).
- Скажите, а такие куклы у вас есть?
- Как вы думаете, из чего они сделаны? (ответы детей)
- Посмотрите на современную куклу и на эти. Они чем - то отличаются друг от друга?
Ответы детей (есть лицо, волосы, сделаны из разных материалов).
- Таких кукол не покупали, родители сами мастерили своим детям из подручного материала: тряпочек, соломы, бересты, глины, дерева и наряжали.
- Как вы думаете, что означает слово подручный материал?
Правильно, который всегда под рукой.
- А сейчас поиграем в игру: «Какая кукла».
Дети садятся на ковре полукругом, воспитатель катит мяч и говорит:
-Кукла сделана из глины, какая она? (глиняная)
-из резины.
- из дерева.
- из ткани.
- из соломы.
- из бересты.
- из пластмассы.
- из бумаги.
- Поиграли, отдохнули, а сейчас посмотрите на этих кукол ещё раз, да меня послушайте.
Показ иллюстраций.
- Давным, давно на Руси была такая присказка:
В каждом доме, в каждой хате,
на крылечке, на полатях
кукла сидит во все стороны глядит.
И действительно в крестьянских семьях таких самодельных кукол было много. Их не бросали, не ломали, а берегли, хранили в сундуках. Сейчас родители покупают детям 1-2 для игры, а раньше мастерили не только игровые куклы, но и куклы обереги. Мы с вами знаем, что все тряпичные куклы делались без лица. Вот и обережные куклы наряжали, но лицо не рисовали никогда, так как по народным поверьям через глаза в нее мог вселиться злой дух и навредить ребёнку. Такая безликая кукла была защитницей от всех бед и несчастий. Её так и называли «берегиня» - от слова оберегать.
- Как называли такую куклу?
- Почему у куклы не было лица?
- Дети, а еще на Руси любили играть. Я предлагая вам поиграть в русскую народную игру: «У Маланьи».
У Маланьи у старушки (хлопки в ладоши)
Жили в маленькой избушке
(сложить руки домиком)
Семь сыновей (семь пальцев)
Все без бровей, (очертить брови пальцем)
Вот с такими ушами, (растопырить ладони, поднести к ушам)
Вот с такими носами, (показать нос двумя растопыренными руками)
Вот с такими усами, (нарисовать пальцем усы)
Вот с такой головой, (очертить большую голову)
Вот с такой бородой, (показать руками)
Они не пили и не ели (поднести ко рту чашку, другой - ложку)
На Маланью всё глядели, (держа руки у глаз, похлопывая пальцами, как ресницами)
И все делали вот так… (показать любое движение).
Молодцы, отдохнули, а теперь ребята все вместе присядем за столы.
- Давайте вспомним, какая русская народная сказка поведала нам про куклу оберег (Василиса Прекрасная).
- Вспомните, что дала матушка Василисе?
- Зачем она дала куколку?
- Какой совет дала, чтобы правильно обращаться?
(Никому не показывать, прежде чем попросить что – ни будь, покормить куколку).
- Получив по наследству куклу, Василиса приобрела помощницу, которая всегда выручала из беды.
-А вы хотели бы попробовать сделать о бережную куклу своими руками?
- Посмотрите, какая интересная куколка, свёрнутая в маленький кулёчек. Это кукла ПЕЛЕНАШКА. В старину считалось, что бы сбить злых духов с толку такую подкладывали младенцу в колыбель, чтобы она принимала на себя все напасти.
- Сделать такую куклу очень просто. Крестьянская девочка уже в 5 лет делала такую куклу своим младшим братьям и сестрёнкам. Я думаю и у вас получится.
- А теперь я вам покажу, как сделать куклу – пеленашку. Пока вы меня внимательно слушайте.
- Берем лоскут белой ткани. Какой он формы? (прямоугольной)
- Скручиваем его вот так, трубочкой. Потом берем полоски и перевязываем – получается головка.
- А теперь перевязываем Пеленашке талию. Покажите, где у вас талия?
- Что у нас получилось? (голова, туловище куклы).
- Берем цветной лоскуток. Какой он формы? (треугольной)
- Это платок Пеленашки. Надеваем платочек на голову Пеленашке, подогнув кромку треугольного лоскутка. Делаем складки с боков. Концы платочка заворачиваем назад, на спину кукле. Чтобы нашей Пеленашке было тепло, мы заворачиваем, пеленаем её в красивое одеяло. Какой формы этот лоскут? (прямоугольной)
- Кладем Пеленашку на одеяло и заворачиваем вот так: сначало с боков, потом ноги.
- Что можно сделать, чтобы одеяло не развернулось?
- У нас ещё есть полоска ткани, которой я завязываю одеяло кукле. Вы можете завязать, как вам нравится: перекрещивая, бантом, узелком и помочь друг другу.
- Ну что, вам понравилось? Теперь попробуйте и сами смастерить такого Пеленашку. Приступаем к работе. (Самостоятельная работа детей).
- Что надо сделать, чтобы получилась кукла Пеленашка? (Скрутить лоскут ткани).
- Что надо сделать потом? (перевязать головку и талию).
- Что вы сделаете потом? (нужно запеленать куклу в одеяло и завязать).
- Когда вы будете делать куклу Пеленашку, придумайте ей имя, подумайте, как вы будете с ней играть. Ну, что ребята, получились у вас куколки? Давайте споем им колыбельную песенку.
Баю-бай, крадется Дрема,
Он разносит сны по дому.
И к тебе пришел, Малыш,
Ты уже так сладко спишь.
ИТОГ:
- Понравилось вам наше занятие? А что больше всего понравилось? А теперь давайте возьмем наших замечательных кукол. Они получились такими красивыми, потому что вы вложили в каждую куколку тепло своих рук. Когда смотришь на них, на душе - праздник. В группе поиграете с ними и подарите тем, кому задумали. Давайте попрощаемся с нашими гостями. Скажем всем до свидания!