Божикова Неля
Опыт работы «Знакомство детей с народной игрушкой»
▼ Скачать + Заказать документы
Знакомство детей с декоративным искусством должно начинаться в первой младшей группе детского сада. Что касается декоративной лепки, то возможности ребенка на этом этапе весьма ограничены: дети лишь украшают изделия, используя палочку или делая углубления пальцем.
Как же осуществляется знакомство детей первой младшей группы с изделиями народных умельцев, в чем связь этой работы с обучением детей использованию декоративных элементов в своей лепке? Прежде всего для детей этой группы нужно определять набор игрушек. Это могут быть семеновские матрешки, загорские точеные деревянные игрушки, некоторые глиняные изделия каргопольских мастеров. Знакомство детей с игрушками проходит в виде игр, во время которых воспитатель спрашивает детей о том, что изображает тот или иной предмет. Детям предлагают расставить игрушки в определенном порядке, построить для матрешек дом, лесенку, мостик. Малышам нравятся яркие матрешки и гладкие точеные игрушки, они с удовольствием включаются в игру : расставляют на столе, размещают на лесенке, сделанной из кубиков, водят по мостику. Одновременно дети получают задание сравнивать игрушки по размеру, выделить основные, крупные части и мелкие детали, узнать и назвать форму частей.
Публикация «Опыт работы „Знакомство детей с народной игрушкой“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2019
Особенно нравиться малышам, когда на столе много игрушек. Одна или две игрушки почти не привлекают внимание ребенка, интерес к ним быстро пропадает. Играя с матрешками, они говорят воспитателю, что матрешек много, они большие и маленькие, у матрешек есть глазки, нос, красивые платочки, а рассматривая точеных птиц, отмечают, что голова у птиц круглая, а хвост длинный.
Воспитатель, знакомя детей с игрушками, каждый раз ставит перед ними новые задачи. Например, создавая на столе новую композицию, он использует матрешки и елочки из дерева и картона. Дети сравнивают игрушки, находят елку, по размерам соответствующую матрешке, или прячут маленькую матрешку за большую елку так, чтобы игрушку не было видно. Такое задание можно давать одному ребенку или группе детей из 3-5 человек, причем каждый ребенок, беря матрешку, должен сначала посмотреть на нее, потом на елки и из них выбрать ту, которая соответствует размеру матрешки.
В тех случаях, когда не все матрешки по размеру соответствует высоте елок, воспитатель может попросить ребенка постепенно, путем сравнения найти ту елку, которая нужна. Таким образом, дети учатся играть с матрешками, усваивать их размер, форму, решать поставленные перед ним задачи и запоминать способы их решения.
Воспитатель добивается от детей активности в использовании игрушек, умения слушать рассказ и задане воспитателя. Например, воспитатель, предлагая детям точенные деревянные игрушки, ставит их на стол и говорит:"Дети, жила - была кукла Катя, у нее круглая голова и красивое платье. Катя пошла в лес и увидела птичку. Сначала одну, потом другую, затем прилетело много птиц. Какой формы голова у птиц? А какой у нее хвост?" Все вопросы сопровождаются действием руки и пальцев, которые подчеркивают форму и размеры предметов. Постепенно дети начинают достаточно хорошо ориентироваться в форме предметов и размере их частей. Например, если воспитатель демонстрирует точеных птиц, среди которых одна с длинным хвостом, и просит показать ее, то дети делают это безошибочно. В дальнейшем они учатся самостоятельно пользоваться игрушками, которые педагог располагает на видном месте, играть с ними, передвигая с места на место, сопровождая игру звуками.
В первой младшей группе народная игрушка в основном используется для игр. Однако на некоторых занятиях воспитатель, чтобы привлечь детей к данному виду деятельности, показывает им способы лепки. В этом случае будет уместно снова использовать игрушку. Например, воспитатель говорит:" У меня есть птичка и кукла, вы хорошо знаете их (показывает), мы с вами с ними играли. Я сейчас из глины сделаю еще одну куклу и еще одну птичку. Посмотрите, как я буду их лепить. " Дети с любопытством наблюдают за действиями воспитателя, а он задает им вопросы направляя их внимание на форму частей и процесс изображения. Кроме того, на подобных занятиях выделяются выразительные элементы игрушек. Например, им говорят, что у птицы красивые, большие, круглые глаза, длинный клюв и яркие полоски на крыльях. Необходимо отметить, что малыши под руководством воспитателя активно воспринимают эти выразительные элементы игрушек и по окончанию лепки сами просят взрослых дополнить выполненную игрушку деталями.
Иногда можно наблюдать и такое: малыш сам обводит пальцем наиболее яркие части игрушки и тем выделяет ее выразительные стороны.
Дети хорошо понимают назначение игрушек. Однако лучше начинать с деревянных игрушек, наиболее удобных для игр и понятных детям одного возраста. Так, из загорских игрушек рекомендуется отобрать матрешки, точеные шарики, мисочки - вкладыши, точеные грибы. Из игрушек подольского производства - грибы, куклы в длинных платьях, точеных птиц. Из глиняных игрушек хорошо воспринимаются детьми каргопольские игрушки : уточка, гусь, собака, заяц.
Декоративной лепки в этой группе еще нет, но склонность у детей к украшению своих изделий уже наблюдается. Первые попытки малышей украсить свою лепку ведет к хаотичному расположению узора по краю изделия, который является для ребенка опорной линией. Учитывая эту особенность и зная, что ребенку так легче, задание можно свести к украшению края вылепленного печенья или пряника. Стремление малыша к украшению своей работы воспитатель должен поддерживать, внося соответствующие предложения при каждом удобном случае.