Марина Геннадьевна Совгира
Методический проект «Знакомство с русской народной игрушкой «Матрешка»
▼ Скачать + Заказать документы
Методический проект
«Знакомство с русской народной игрушкой «Матрешка»
Продолжительность проекта: краткосрочный, 2 недели
Возрастная группа 5-6 лет
Подготовила: Совгира М. Г.
Требования ФГОС к образовательной программе
Программа направлена на:
Публикация «Методический проект „Знакомство с русской народной игрушкой „Матрешка“» размещена в разделах
- Декоративно-прикладное творчество. Проекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшка. Проекты, тематические недели
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- создание условий развития ребенка, открываюших возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками, и соответствующим возрасту видам деятельности;
- создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей;
Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей, в том числе познавательное развитие.
Образовательная область
«Познавательное развитие»
Направлена на развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
(ФГОС № 1155 от 17 октября 2013 г)
Профессиональный стандарт педагога (воспитателя) требует от воспитателя определенных знаний умений и трудовых навыков (профстандарт приказ №544 от 18 октября 2013)
Осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с требованиями Федеральных Государственных образовательных стандартов дошкольного образования
Ставить воспитательные цели, способствующие развитию обучающихся, реализующие воспитательные возможности различных видов деятельности ребенка, в том числе познавательную.
Проектировать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребенка:
Формировать мотивацию к обучению
Развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности.
Актуальность проекта
В наше время, дети ориентированы на игрушки западных стран и не владеют достаточной информацией о традиционной русской игрушке. Да и многие родители имеют недостаточно знаний, какими игрушками играли наши дедушки и бабушки. А это ведет к потере культурно-исторических ценностей своего народа.
Матрешка – самая известная русская игрушка. Но мало кто знает, откуда появилась матрешка. Работа посвящена изучению возникновения матрешки и ее использования.
Народная игрушка — это игрушка развивающая, вобравшая в себя игровую культуру многих поколений. Она и эстетически привлекательна, и эмоционально комфортна, и многофункциональна.
Несмотря на кажущуюся простоту, народная игрушка заставляет ребенка прилагать определенные физические и интеллектуальные усилия, чтобы получить радующий, положительный результат, поднимающий по ступенькам развития.
Игры с народными игрушками развивают эстетическое восприятие, логическое мышление, внимание, воображение, сенсомоторные навыки, ловкость, смекалку.
Цель проекта
Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности в процессе приобщения к культуре родного края через знакомство с русской народной игрушкой Матрешкой.
Задачи проекта для детей
Развивать познавательную активность в изучении общих декоративных закономерностей, традиций (элементы, сочетания цветов, типичные композиции);
Развивать умение составлять узоры, украшать матрешку, используя геометрические и растительные элементы, передавать колорит росписи, характерные композиции (симметричные, асимметричные);
Развивать умение детей самостоятельно выбирать различные нетрадиционные техники и использовать их в своей работе, совершенствуя навыки и приемы работы с ними;
Развивать мелкую моторику, творческое мышление, воображение, фантазию, умение доводить начатое до конца;
Развивать творческие способности в продуктивной и музыкальной деятельности;
Развивать чувство ритма и певческих навыков;
Развивать коммуникативные навыки в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
Развивать мелкую моторику рук.
Задачи проекта для взрослых
Познакомить детей с историей появления русской народной игрушки Матрешка;
Познакомить детей с нетрадиционными изобразительными техниками;
Формировать позитивное, уважительное отношение к труду, родному краю, его истории;
Развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения декоративно-прикладного искусства;
Развивать зрительное восприятие;
Обогащать и активизировать словарный запас;
Вызвать у детей желание самостоятельно творить с помощью нетрадиционных изобразительных техник;
Продукт проекта
Рисование «Сарафан для матрешки»;
Объемная аппликация «Матрешка»;
Музыкальный досуг «Матрешки в гости к нам пришли».
Методы и приемы реализации проекта
Наглядные:
Показ
Пример
Словесные:
Беседа- диалог
Рассказ
Чтение
Объяснение
Практические:
Дидактические игры
Конструирование
Интеграция образовательных областей
Социально- коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно- эстетическое развитие
Физическое развитие
Этапы реализации проекта
1. Организационно-подготовительный
Определение форм и методов организации проекта;
Подготовка дидактического и наглядного материала;
Беседа с детьми в диалоговой форме об игрушках наших бабушек и дедушек, об игрушках матрешках;
Беседа «Матрешка- русский сувенир»;
Чтение художественной литературы: Л. Некрасова «Веселые Матрешки», Ю. Володина «Матрешки, Л. Громова Подарок Маше», Н. Радченко «На полке куколка стоит…», С. Маршак «О Матрешках», А. Кулешова «Матрешка»;
Чтение потешек, стихов, пословиц, закличек о матрешках;
Отгадывание загадок про Матрешку.
2. Основной
Организация творческой и практической деятельности
Дидактические игры;
Раскрашивание раскрасок;
Конструирование «Дома для матрешек»;
Рисование «Раскрась матрешку»;
Музыкальный досуг «В гостях у матрешки»: заучивание частушек, знакомство с народными песнями;
Аппликация: изготавливаем куклу матрешку и наносим на ней узоры.
3. Итоговый
Оформление выставки детских работ;
Проведение музыкального досуга.
В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы:
- создание предметно- пространственной среды способствовало развитию познавательной активности детей;
- использование дидактических игр способствовало развитию воображения, логического мышления, самостоятельной деятельности;
- продуктивное творчество способствовало развитию социально-коммуникативных навыков.
В ходе диагностики было выявлено:
Дети проявляют активный интерес к обозначенной теме;
Умеют внимательно слушать и запоминать представленный материал;
Способны к самостоятельному выбору техники выполнения своих работ;
Умеют анализировать и применять практически свои знания.
Итоги. Целевые ориентиры
Ребенок способен:
-приводить примеры декоративных закономерностей узоров;
- самостоятельно составлять узоры, передавать колорит росписи.
Ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в познавательной деятельности.
Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми.
Владеет и активно пользуется устной речью, выражает свои мысли и чувства.
Обладает развитым воображением.