Алексеенко Галина Михайловна
Знакомство детей старшего дошкольного возраста с народным декоративно-прикладным искусством
▼ Скачать
Проект разработан: Алексеенко Галина Михайловна, воспитатель
Паспорт проекта
Тип проекта: информационно-практический
Продолжительность проекта: долгосрочный
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, педагоги групп, родители воспитанников.
Образовательная область: художественно-эстетическое творчество.
«Искусства изобразительные и прикладные таят в себе огромные
возможности для развития творческого потенциала, фантазии и интуиции,
Публикация «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с народным декоративно-прикладным искусством» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
для ощущения ребенком радости ручного труда как творчества».
Б. М. Немецкий.
Актуальность:
Современные дети не видят самоценности вещей, которые их окружают. Очень часто ценность каждой вещи они определяют суммой, за которую её купили родители в магазине. И не понимают, что она ценна трудом, который в неё вложен. Декоративно – прикладное творчество позволяет решить данную проблему. В процессе творческой деятельности у детей начинают формироваться навыки культуры трудовой деятельности, и они начинают ценить свой труд. А значит осознавать ценность каждой вещи и бережней к ним относиться.
Цель:
Развитие художественного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
Образовательные:
• Познакомить детей с декоративно – прикладным искусством : дымковской, хохломской, городецкой, гжельской росписью.
• Учить детей оригинально составлять узоры по мотивам народных росписей.
• Учить использовать растительные элементы.
• Научить детей ориентироваться в различных видах росписи.
Воспитательные:
• Воспитывать любовь к народному творчеству, уважение к работе народных мастеров
• Воспитывать любознательность.
Развивающие:
• Развитие познавательной активности детей.
• Развивать чувство цвета, композиционные умения.
Гипотеза:
Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств.
Формы реализации:
- беседы с детьми о декоративно-прикладном искусстве;
- рассматривание видов росписи;
-роспись шаблонов дымковской, хохломской, городецкой, гжельской росписью;
-выставка детского творчества;
Работа с родителями:
- совместные работы с детьми;
- консультация для родителей;
- беседы;
- обогащение предметно-развивающей среды;
- создание альбома детских работ по народно-декоративному творчеству.
Ожидаемый результат с детьми:
-Знание детьми различных видов декоративно-прикладного искусства : дымковской, игрушки, хохломской, городецкой, гжельской росписи.
-Умение детей ориентироваться в различных видах росписи.
-Умение детьми составлять узоры по мотивам народных росписей.
Результат:
Выставка детских творческих работ «Ярмарка талантов»
Презентация проекта.
Этапы проведения и реализации проекта.
1. Подготовительный этап (сентябрь)
2. Основной этап (октябрь – апрель)
3. Заключительный (май)
План реализации проекта:
Срок Содержание деятельности Работа с родителями
Сентябрь Изучение материала по данному вопросу.
Подбор наглядности.
Создание развивающей среды.
Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством. Анкетирование родителей на тему «Декоративно-прикладное искусство»
Участие родителей в подборе наглядного материала.
Октябрь «Дымковская игрушка»
Рассказ об истории промысла.
Подбор иллюстративного материала
по теме.
Д/И «Составь узор». Консультация для родителей и педагогов «Роль народного
декоративно-прикладного
искусства в художественно-эстетическом развитии детей»
Ноябрь Рассматривание игрушек и беседа с детьми на тему «Скульптура малых форм»
Лепка «Дымковские игрушки»
Оформление выставки детского рисунка и поделок из пластилина. Консультация для родителей
«Влияние народных промыслов «Дымка» на
эстетическое воспитание детей
дошкольного возраста»
Декабрь «Золотая Хохлома»
Знакомство детей с искусством Хохломы.
Заучивание стихов про народные промыслы.
Занятие «Украсим теремок для зверей».
Викторины на тему " Что я знаю о хохломе?" Участие родителей в подборе литературно-поэтических произведений
Январь «Городецкая роспись»
Сказка для знакомства детей с
Годецким промыслом.
Заучивание стихов.
Д\И «Составь узор». Посещение открытого занятия по декоративно-прикладной росписи в рамках детского сада.
Февраль «Гжельская роспись»
Легенда-сказка «Откуда в Гжели
синий цвет» (знакомство детей с Гжелью).
Д\И «Продолжи роспись» Участие родителей в подборе литературно-поэтических произведений
Март Занятие пластилинографией «Голубая ваза»
Изготовление подарка для мам «Фоторамка под гжель»
Д\И «Найди свой элемент». Организация выставки совместного рисунка на тему «Расцвели голубые цветы»
Апрель Развлечение: «Вечер загадок и отгадок». Рисуем отгадки к народным загадкам. Папки – передвижка
«Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры
Май Викторина «Что мы знаем и умеем»
Развлечения по декоративно-прикладному искусству «В гостях у мастеров»
Мастер-класс для родителей «Дизайн в росписи народных промыслов»
Литература:
-- Соломенникова О. А. Радость творчества. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.
-- Шпикалова Т. Я., Величкина Г. А. Дымковская игрушка. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. – М. : Мозаика-Синтез, 2005.
-- Шпикалова Т. Я., Величкина Г. Я. Городецкая роспись. Рабочая
тетрадь по основам народного искусства. – М. :Мозаика-Синтез, 2005.
-- Шпикалова Т. Я., Величкина Г. Я. Хохломская роспись. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. – М. :Мозаика-Синтез, 2005.