валентина ивановна серкина
Конспект открытой НОД по обучению грамоте «Знаем буквы мы и звуки»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Конспект НОД по обучению грамоте «Знаем буквы мы и звуки»
(подготовительная группа)
Воспитатель: Серкина Валентина Ивановна, г. Старый Оскол, 2013 г.
Публикация «Конспект открытой НОД по обучению грамоте „Знаем буквы мы и звуки“» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2013
Программные задачи: Закрепить с детьми знания звуков А, У, О, М. Совершенствовать умение детей составлять и читать слоги по резной азбуке и слоговым таблицам. Продолжать закреплять умение детей произносить слова с выделением нужного звука и находить место звука в слове. Формировать умение детей делить слова на слоги. Развивать внимание, логическое мышление. Воспитывать дружеские взаимоотношения.
Материал к занятию: доска магнитная, магнитная азбука для работы на занятиях по обучению грамоте, разрезные азбуки для каждого ребенка; большая разрезная азбука, игрушки (автобус, кукла Оля, матрешка, автомобиль). Дидактическая игра «Делим слова на слоги».
Ход занятия
Воспитатель - Дети, посмотрите, к нам пришли гости. Поздоровайтесь с ними и подарите свои улыбки (дети здороваются).
- Дети, когда я сегодня утром подошла к детскому саду, то на дереве увидела несколько осенних приглашений. Одно из них для нас.
Вот что здесь написано: «Приглашаю детей группы «Ромашка» на осенний бал в среду в 10 часов утра» «Осень»
Воспитатель - Посмотрите, дети, какие из этих букв вы знаете? Дети – А, О, У, М. Воспитатель - Правильно, молодцы! Мы с вами уже познакомились с ними на прошлых занятиях. А вы знаете, чем отличаются буквы от звуков? Дети – Буквы мы видим и пишем, а звуки – слышим и произносим. Воспитатель - Чем отличаются гласные звуки от согласных? Дети – Гласные звуки мы можем пропеть, а согласные не поются. Воспитатель - правильно. Что вы можете сказать о гласном звуке О? Дети – Когда мы произносим звук О, губы вытянуты вперед, но не так сильно, как при произнесении звука У. Воспитатель - Что вы можете сказать о звуке А?
Дети – Когда мы произносим звук А, рот широко открыт, губы не вытягиваем вперед. Воспитатель - Дети, скажите звук М гласный или согласный? Дети – Согласный. Воспитатель - С помощью чего произносится звук М? Дети – Звук М произносится при помощи губ. Воспитатель - Во рту образуется преграда – значит это не гласный, а согласный звук. Дети, обратите внимание, какая интересная картинка. Кто это? Дети – Муравей. Воспитатель - Какой первый звук в этом слове? Дети – Звук М. Воспитатель - А вы знаете эту букву? Дети – Буква М. Воспитатель - Правильно, это буква М. Я ее поставлю в этот домик. А теперь назовите второй звук. Дети – Звук У. Воспитатель - Дети, а эта буква вам знакома? Дети – Буква У. Воспитатель - Правильно! Вы ее узнали. Я ее поставлю рядом с буквой М. Они будут вместе жить в домике. – А сейчас поговорим о звуках. Какой фишкой обозначим звук М? Дети – Синей фишкой, потому что это звук согласный. Воспитатель - Какой фишкой обозначим звук У? Дети – Красной фишкой. Воспитатель - Правильно. Прочитайте этот слог. Дети – МУ. Воспитатель - Дети, кто определит, сколько слогов в слове муравей? Дети – Три слога. Воспитатель - Как можно проверить, правильно Лера определила, что в слове муравей три слога? Дети – Прохлопать в ладоши. Воспитатель - Сейчас я буду говорить слова, а вы определите на слух, сколько слогов в данном слове: ОСЫ – 2 слога; АУ – 2 слога; УМ – 1 слог.
Воспитатель - Какие вы молодцы, правильно разделили слова на слоги.
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
Дети называют по очереди звуки А, О, У, а потом слоги АМ, ОМ, УМ, сопровождая движениями
Воспитатель - Девочки и мальчики, вспомните, на прошлых занятиях, мы с учили с вами стихотворения на звуки А, О, У, М. Кто хочет прочитать стихотворение на звук А так, чтобы мы услышали в нем этот звук.
А Август. Алеет за лесом закат. Алые аисты к лесу летят. Астры зарделись на клумбах в саду. Алые тени дрожат на пруду. Алые утки по пруду скользят… Жаль, что уже отгорает закат!
Воспитатель - Какой ты молодец, Костик. – - - На звук У мы тоже знаем стихотворение. Кто расскажет? Женя, пожалуйста.
У Устала утка на пруду Учить своих утят Утята плавать мамы на виду У мамы не хотят. Ужасно утка мучится: Ну что из них получится?
Воспитатель - Дети, сейчас я вам загадаю загадку, а вы отгадайте ее. Уж не солнце виновато, Что висит на небе вата. – Что это?
Дети – Облако. Воспитатель - В слове ОБЛАКО какой первый звук? Дети – звук О. Воспитатель - Кто расскажет стихотворение на звук О? (ребенок рассказывает).
О Облако, облако, шерстка колечками. Очень ты, облако, схоже с овечками.
Воспитатель - Виолетта нам расскажет стихотворение-загадку на звук М. Дети, в конце стихотворения будьте внимательны и отгадайте последнее слово.
М Мы ныряем не в реке – Мы ныряем в молоке. Молоко поля залило, Мостик, речку и кусты. Молоко дома покрыло, Мягко льется с высоты. Мы теперь на самом дне. Мы – в молочной глубине. Мы плывем не в океане – Мы плывем в густом …. (Тумане)
ФИЗКУЛЬМИНУТКА
Воспитатель - Дети, а сейчас мы поработаем с разрезной азбукой. Найдите, пожалуйста, букву А и букву М. выложите их. Катюша пойдет и выложит на нашей большой резной азбуке (и так по очереди остальные слоги).
АМ МО АУ
ОМ МА УА
УМ МУ МО
Воспитатель - Дети, а теперь все вместе прочитайте эти слоги.
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ
«Солнышко» - упражнение для глаз
Мы играли, мы читали Наши глазки так устали. Мы немножко поморгаем, На минуточку замрем, А потом гулять пойдем.
Воспитатель - Дети, я хочу предложить вам интересную игру «Делим слова на слоги». Маленькие карточки разложите на больших картах таким образом: к вагончику с одним окошком – карточки со словами из одного слога, с двумя окошками – из двух слогов, с тремя – из трех слогов. Воспитатель - Какие вы молодцы, так быстро и правильно разложили карточки! Воспитатель - Представьте себе, что вы пошли гулять в лес каждый со своей мамой. Кустик за кустик, деревце за деревце, и заблудились. Посмотрите на мои губы: АУ – артикуляция губ. – Что я сейчас произнесла? Дети – АУ. Воспитатель - Правильно! Воспитатель - А теперь, пожалуйста, из слога МА и еще одного слога МА составьте слово. Дети – Мама. Воспитатель - А теперь из слога А и слога У. Что получилось? Дети – АУ. Воспитатель - Составьте предложение из этих слов. Дети – Мама, ау! Воспитатель - Поменяйте местами эти слова. Дети – Ау, мама! Воспитатель - Очень хорошо! Воспитатель - Дети, я совсем забыла, наша любимая Аленка пригласила нас к себе в гости и попросила помочь ей. Вы хотите помочь ей? Дети – Да! Воспитатель - Посмотрите, сколько здесь игрушек (автобус, кукла Оля, матрешка, автомобиль). А помочь ей нужно вот в чем. Определите место звука в названии этих игрушек. (Дети определяют место звука в словах). Воспитатель - Молодцы, девочки и мальчики. Аленка осталась довольна. Мы ее научили, и она с таким заданием справится. Вы сегодня хорошо занимались. Мы закрепили звуки. Какие? Дети – А, О, У, М. Воспитатель - Лучше всех занимались (называет имена). Я вами очень довольна, молодцы.
Дети прощаются с гостями.