Татьяна Иванова
Значение развития мелкой моторики для речи детей
▼ Скачать + Заказать документы
Психологи, исследуемые головной мозг и психическое развитие ребенка, доказали, что между мелкой моторикой руки и развитием речи есть связь. У детей,у которых лучше развита мелкая моторика пальцев рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь.
Публикация «Значение развития мелкой моторики для речи детей» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Естественно, развитие моторики – не единственный мотиватор, помогающий развитию речи. Если у малыша достаточно развита моторика, но с ним не будут поддерживать разговор, то и речь ребенка будет бедна и не будет достаточно развита.
Таким образом, нужно развивать речь детей в комплексе : как можно больше общаться с ними, отвечать на поставленные ими вопросы, стимулировать просьбами. Побольше читать, рассказывать, рассматривать картинки и иллюстрации и не забывать развивать мелкую моторику рук.
Мелкая моторика рук – это всевозможные движения пальцами и ладонями. Без всяких сомнений, известно, что развитие речи малыша зависит от немало важных факторов и непосредственно – от степени развития движений пальцев рук. Если движения пальцев рук соответствуют возрасту ребенка, то и развитие речи ребенка находится в пределах нормы.
Рекомендуется учить детей зашнуровывать или расшнуровывать шнурки, раскладывать пуговицы в зависимости от их признаков: по цвету, по форме, по размеру. Кроме того, можно предложить детям разные игры с мозаикой, кубиками, которые в свою очередь тоже содействуют мелкой моторики пальцев рук.
Также, рекомендуется проводить различные виды изо- деятельности, это как: аппликация, лепка, художественный труд,которые приводят к результативности. По данным психологов, пальчиковую гимнастику следует проводить каждый день по 5 минут дома с родителями и в ДОУ с воспитателями и узкими специалистами.
Чтобы определить уровень развития малышей, для этого был создан следующий метод: детей просят показать один пальчик, два пальчика и три. Дети, которым удалось выполнить действия и видно, что пальцы могут двигаться изолировано, можно сказать, что эти дети – говорящие дети. Дети, у которых мышцы пальчиков напряжены, и не могут двигаться изолированно, то это не говорящие дети.
До тех пор, покуда движения пальчиков будут напряжены, то и развитие речи соответственно с мышлением будет затруднено.
Чтобы решить эту проблему необходимо начинать тренировать пальчики уже с 5-6 месяцев: в комплекс входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводить массаж рекомендуется каждый день по 2-3 минуты. Массаж считается самым результативным методом терапии, который применяют на всех этапах реабилитации.
Уже с 9 месяцев проводят упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальчиков.
Мелкую моторику пальцев рук развивают также и физические упражнения. Особенно хороши занятия связанные с лазанием. Эти упражнения укрепляют пальцы и ладони, также развивают мышцы детей.
Дети, которым позволяют лазать и висеть, лучше осваивают упражнения, непосредственно направлены на мелкую моторику.
Таким образом, развивая мелкую моторику пальцев рук, нужно не забывать, что у ребенка две руки. Стараться дублировать упражнения.
Выполнять задания правой и левой рукой. Развивая правую руку ребенка, взрослые помогают стимулировать развитие левого полушария мозга. И наоборот.
В настоящий момент практически у 85% населения нашей планеты лучше развито левое полушарие мозга. Левое полушарие отвечает за логическое мышление, анализ, изучение языков. А правое полушарие отвечает за интуицию, творчество, фантазию и т. д,
Однако, отмечено, что левши, как правило, более творческие люди, поскольку у них хорошо развито правое полушарие, лучше, чем у праворуких сверстников.