МААМ-картинки

Значение проектного метода в развитии устной речи детей с ОВЗ и личности в целом

Нажия Момогид
Значение проектного метода в развитии устной речи детей с ОВЗ и личности в целом
▼ Скачать + Заказать документы

Методическая разработка по проектной деятельности на тему:

«Значение проектного метода в развитии устной речи детей с ОВЗ и личности в целом».

Подготовила:

учитель-логопед

Момогид Нажия Арслановна.

Проблема:

• несформированность связной монологической речи у детей.

Ожидаемые результаты:

Публикация «Значение проектного метода в развитии устной речи детей с ОВЗ и личности в целом» размещена в разделах

• сформировать навыки описательной речи детей подготовительной группы.

Актуальность:

• переход от диалогической речи к различным формам монологической.

I этап: «Необходимость формирования монологической речи. Структура при составлении описания».

Для обучения монологической речи детей дошкольного возраста обычно используются следующие виды занятий:

• Рассказывание по картине;

• Пересказ литературных произведений;

• Составление описательных рассказов;

• Составление повествовательных рассказов (творческое рассказывание);

• Составление рассказов из личного опыта;

• Рассказывание по серии сюжетных картин.

Развитие речи тесно связано с развитием всех психических процессов и с успешностью обучения ребёнка в школе. Особенно важно владение связной речью.

Монологическая речь возникает в недрах диалогической речи, поэтому важно начинать формирование понимания речи с раннего возраста. Развитие активной речи происходит в процессе беседы, рассматривания игрушек и картинок, причём период дошкольного детства считается фундаментом для дальнейшего развития всех сторон речи, в том числе и её связности. Самое главное, все навыки и умения, которые развивались в процессе диалогической речи необходимы ребёнку и для развития монологической речи.

Владение связной речью – одна из задач речевого развития дошкольников. Её успешное развитие зависит от многих условий:

• Речевая среда;

• Социальное окружение;

• Семейное благополучие;

• Индивидуальные особенности личности;

• Познавательная активность ребёнка.

Владение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой стороны речи, словарного состава, грамматического строя речи и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи : лексической, грамматической, фонетической.

Я решила остановиться на одном из видов составления рассказа- описания.

Описание- это специальный тест, который начинается с общего определения и называния предмета или объекта: затем идёт перечисление свойств, качеств, действий. Завершает описание итоговая фраза, дающая оценку предмету или высказывающая отношение к нему. Этому способствует правильно организованный ход рассматривания предметов и продуманная постановка вопросов, специальные упражнения. Поэтому логопед задаёт вопросы в определённом порядке, учит детей думать, в какой последовательности будут описывать предмет и подводит к соблюдению чёткой структуры при составлении описания.

• Называние предмета (что это? Кто это? Как называется).

Раскрытие микротем : признаков, качеств, характеристик предмета, его действий (какой? Какая? Какое? Какие? Что у него есть? Чем отличается от других предметов? Что может делать? Что с ним можно делать).

• Из чего сделан предмет?

• Отношение к предмету или его оценка (понравился? Чем).

Для обучения монологической речи используются следующие виды игрушек:

• Дидактические (матрёшки, башенки);

• Сюжетные (образные) : куклы, машины, мебель и т. д. ;

• Готовые наборы игрушек, объединё нные одним содержанием: стадо, зоопарк, птичий двор.

• Наборы, составленные логопедом или детьми: мальчик, девочка, собака, сани и т. д.

Поскольку каждая новая игрушка вызывает у ребёнка радость, удовольствие, желание говорить с ней, поэтому для занятий следует использовать новые или чем-то обновлённые игрушки. Это вызывает у ребёнка новые мысли, эмоциональное отношение к игрушке, речевую реакцию.

Описание предметов провожу в виде дидактической игры «Чудесный мешочек», «Магазин игрушек (посуды, одежды). Дидактические игры на описание, как правило, проводятся после нескольких занятий, на которых дети преобрели умения описывать игрушку. Итак, занятия с игрушками носят творческий характер, на них развиваются мышление, воображение, наблюдательность.

II этапМетоды и приёмы работы по овладению связной речью дошкольников с ОНР».

При своей работе применяю различные методы и приёмы. Наиболее эффективными считаю применение наглядных методов (наблюдение, рассматривание, показ и описание предметов и явлений) и практических (игры- драматизации, настольные, дидиактические игры). Очень часто с детьми данного возраста применяю словесные методы, т. к. эти методы развивают не только речь, но и воображение, логическое мышление. Каждый метод представляет савокупность приёмов, служащих для решения дидактических задач. В работе с детьми для достижения определённых целей на каждом конкретном занятии применяю разнообразные приёмы развития речи :

• Речевой образец (сопровождаю такими приёмами, как пояснение, указание);

• Повторение (практикую повторение материала логопедом, индивидуальное повторение с ребёнком, либо совместное повторение);

• Объяснение, указание (применяю при уточнении структуры описательных рассказов);

• Вопрос (использую в процессе рассматривания. Применяю поисковые, прямые, наводящие, подсказывающие).

На одном занятии обычно применяю комплекс приёмов, среди которых использую и косвенные приё мы: напоминание, совет, подсказ, исправление, замечание.

Работу по формированию связной речи по всем разделам веду по заранее составленному перспективному планированию.

111 этап: «Значение проектной деятельности в процессе формирования навыков составления описательных рассказов у детей подготовительной группы с ОНР».

После проведё нной работы я поставила перед собой цель:

Формировать связную монологическую речь средством составления описательного рассказа по теме проекта «Мода осени 2015».

Срок реализации проекта : краткосрочный.

В проект вошли темы «Поздняя осень» и «Одежда и обувь».

Родители активно участвовали в ходе проекта. При совместном участии с детьми и с логопедом изготовили книжки-малышки о тканях, обшили кукол в группе, проводили экскурсии с детьми в ателье, магазины одежды и т. д.

В группе в ходе проекта с логопедом активизировали и расширяли словарь по теме, составляли предложения; проводили различные словесные и дидактические игры на развитие лексико-грамматических средств языка: «Из чего какой», «Жадина», «Наоборот» и т. д. Пересказывали адаптированный рассказ Л. Воронковой «Лебеди» с использованием сюжетных картин и рассказ Н. Сладкова «Осень на пороге» с использованием магнитной доски.

На занятиях воспитателей закреплялись речевые задачи логопеда. Также воспитатели совместно с детьми оформили выставку поделок, изготовленных на занятиях.

Как выяснилось, в ходе проектной деятельности у детей появляется огромная возможность проявить все свои речевые умения, они становятся активными, уверенными в своих ответах, раскрепощенными. Поэтому проектная деятельность является актуальной и важной в развитии речевых способностей детей.

В начале и по окончании проекта было проведено диагностическое обследование всех компонентов речи и связной речи в частности. По итогам обследования выявлены следующие результаты:

Начало проекта : Конец проекта :

На высоком уровне оказалось : 0 % - 90%

На среднем уровне: 60% - 10%

На низком: 40% - 0%

Отчёт об участии детей подготовительной группы детей с ОНР в подготовке и реализации проекта» «Мода осени 2015» (срок реализации 2 недели)

Организатор:

учитель-логопед: Момогид Н. А.

Тип проекта : Информационно-творческий.

Раздел темы: Развитие речи и ознакомление с окружающим.

Тематическое поле: Посезонная одежда.

Проблема: Продолжать детей знакомить с явлениями природы поздней осенью, с картинами русских художников и стихами русских поэтов.

Цель:

1. Узнавать и называть одежду, обувь, головные уборы, их детали, назначение, материал из чего они изготовлены.

2. Сравнить их между собой.

3. Учить различать раннюю, золотую, позднюю осень по характерным признакам.

Причины: Недостаточно знаний о природе поздней осенью в стихах русских поэтов и картинах русских художников; недостаточно знаний о посезонной одежде, обуви и головных уборах.

Задачи:

1. Расширить и систематизировать знания детей о поздней осени и соответствующей одежде, обуви и головных уборов данному периоду.

2. Закрепить в словаре обобщающие понятия «Одежда», «Обувь», «Головные уборы».

3. Пополнять словарный запас знаниями о деталях одежды, обуви и головных уборов; о признаках поздней осени; антонимами.

4. Развивать словообразовательные навыки: умения правильно образовывать падежные окончания, приставочные глаголы, относительные прилагательные.

5. Совершенствовать связную речь:

- учить пересказывать адаптированный рассказ Л. Воронковой «Лебеди» с использованием сюжетных картин;

- пересказ рассказа Н. Сладкова «Осень на пороге» с использованием магнитной доски.

6. Составление описательных рассказов про одежду, обувь,

головные уборы, позднюю осень.

Мероприятия: (деятельность педагога)- -рассматривание иллюстраций об одежде, головных уборах и обуви;

-рассмтривание картин русских художников Шишкина, Васильева.

-уточнение названия одежды, обуви, головных уборов, их деталей, назначение и материал из чего они изготовлены.

-уточнение признаков поздней осени и названий осенних месяцев.

-чтение и заучивание стихов русских поэтов, загадывание и отгадывание загадок.

-составление описательных рассказов; пересказ рассказа «Лебеди» Л. Воронковой и «Осень на пороге» Н. Сладкова.

-Чтение рассказа Л. Воронковой «Маша-растеряша»; Н. Носова «Живая шляпа»; Ш. Перро «Кот в сапогах.»

-наблюдение в природе за признаками поздней осени, за одеждой, обувью, головными уборами людей на улице.

Деятельность детей :

-сюжетно-ролевая игра «Ателье», «магазин одежды»;

-п/игра «3 лишний», «Перелёт птиц», «Хитрая лиса»;

-развивающие игры : «Оденем куклу», «Зашнуруй ботинки», д/игра «Времена года»;

-игры на развитие грамматических категорий языка: «Чего не хватает», «Из чего-какой», «Жадина», «Скажи наоборот»;

-рисование, аппликация, конструирование на темы: «Украшение шарфика», «Девочка в нарядном платье», «Коробочка для ниток и булавок», «Узор кукле на платье», «Идёт дождь»;

-выполнение коллективной работы из осенних листьев совместно с воспитателем.

Деятельность родителей:

-чтение худ. литературы;

-экскурсия в природу;

-наблюдение за одеждой, обувью,головными уборами поздней осенью;

-классификация картин по теме и их подбор для выполнения заданий логопеда в инд. тетрадях;

-заучивание стихов русских поэтов по заданию логопеда;

-участие родителей в изготовлении осенних поделок, в обшивке кукол;

-совместное изготовление книжек-малышек на тему: «Что из чего»;

Результат:

1. Совместное заучивание стихов, загадок по теме проекта.

2. Совместное составление книжек-малышек (логопед, родители, дети).

3. Оформление выставки детских работ и документации по теме проекта (учитель-логопед и воспитатели).

4. Интегрированное занятие с участием учителя-логопеда, воспитателя и психолога.

Публикации по теме:

«В гостях у осени» (Пальчиковые игры в развитии устной речи младших дошкольников) Тема. «В гостях у осени» (Пальчиковые игры в развитии устной речи младших дошкольников) Цель: формирование речевой активности и коммуникативных.

Консультация для родителей «Значение пальчиковых игр в развитии речи детей» Значение пальчиковых игр в развитии речи детей дошкольного возраста. Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют ее развитию.

Консультация для родителей «Значение семьи в развитии личности и социализации ребёнка» Влияние семьи на воспитание ребёнка Воспитание и потребность в эмоциональном контакте есть потребность «ориентиров.) В эмоциональном настрое.

Консультация «Значение дидактических игр в развитии речи детей» Развивающая игра является активной и осмысленной для ребенка деятельностью, в которую он охотно и добровольно включается, новый опыт, приобретенный.

Значение аппликации в творческом развитии личности ребёнка Я, Хохлова Татьяна Геннадьевна имею педагогическое образование и 25 года педагогического стажа, работаю в МБДОУ № 36 комбинированного вида.

Проект «Использование метода моделирования в развитии речи» По деятельности практико-ориентированный По форме организации - подгрупповой По характеру контактов – открытый Проблемные вопросы Оцениваем.

Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством проектного метода Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии личности, период формирования речевых навыков, приобщения его к миру культуры, общечеловеческих.

Значение художественной литературы в развитии речи детей. Художественная литература должна занимать в жизни ребенка важное место. Поддержание активного интереса старших дошкольников к книге, развитие.

Значение коммуникативных навыков в развитии личности дошкольников Общение — один из важнейших факторов общего психического развития ребенка, считает М. И. Лисина. Вне общения формирование личности вообще.

Значение театрализованной деятельности в развитии личности дошкольникаЗначение театрализованной деятельности в развитии личности дошкольника Театр – это не просто игра, театр – чудесное средство развития детей дошкольного возраста. Театрализованная деятельность – то, что способствует.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Значение проектного метода в развитии устной речи детей с ОВЗ и личности в целом
Опубликовано: 2 декабря 2015 в 17:35
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Значение проектного метода в развитии устной речи детей с ОВЗ и личности в целом» (включая файлы) размещена пользователем Нажия Момогид в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД