Нажия Момогид
Значение проектного метода в развитии устной речи детей с ОВЗ и личности в целом
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка по проектной деятельности на тему:
«Значение проектного метода в развитии устной речи детей с ОВЗ и личности в целом».
Подготовила:
учитель-логопед
Момогид Нажия Арслановна.
Проблема:
• несформированность связной монологической речи у детей.
Ожидаемые результаты:
Публикация «Значение проектного метода в развитии устной речи детей с ОВЗ и личности в целом» размещена в разделах
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2015
• сформировать навыки описательной речи детей подготовительной группы.
Актуальность:
• переход от диалогической речи к различным формам монологической.
I этап: «Необходимость формирования монологической речи. Структура при составлении описания».
Для обучения монологической речи детей дошкольного возраста обычно используются следующие виды занятий:
• Рассказывание по картине;
• Пересказ литературных произведений;
• Составление описательных рассказов;
• Составление повествовательных рассказов (творческое рассказывание);
• Составление рассказов из личного опыта;
• Рассказывание по серии сюжетных картин.
Развитие речи тесно связано с развитием всех психических процессов и с успешностью обучения ребёнка в школе. Особенно важно владение связной речью.
Монологическая речь возникает в недрах диалогической речи, поэтому важно начинать формирование понимания речи с раннего возраста. Развитие активной речи происходит в процессе беседы, рассматривания игрушек и картинок, причём период дошкольного детства считается фундаментом для дальнейшего развития всех сторон речи, в том числе и её связности. Самое главное, все навыки и умения, которые развивались в процессе диалогической речи необходимы ребёнку и для развития монологической речи.
Владение связной речью – одна из задач речевого развития дошкольников. Её успешное развитие зависит от многих условий:
• Речевая среда;
• Социальное окружение;
• Семейное благополучие;
• Индивидуальные особенности личности;
• Познавательная активность ребёнка.
Владение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой стороны речи, словарного состава, грамматического строя речи и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи : лексической, грамматической, фонетической.
Я решила остановиться на одном из видов составления рассказа- описания.
Описание- это специальный тест, который начинается с общего определения и называния предмета или объекта: затем идёт перечисление свойств, качеств, действий. Завершает описание итоговая фраза, дающая оценку предмету или высказывающая отношение к нему. Этому способствует правильно организованный ход рассматривания предметов и продуманная постановка вопросов, специальные упражнения. Поэтому логопед задаёт вопросы в определённом порядке, учит детей думать, в какой последовательности будут описывать предмет и подводит к соблюдению чёткой структуры при составлении описания.
• Называние предмета (что это? Кто это? Как называется).
• Раскрытие микротем : признаков, качеств, характеристик предмета, его действий (какой? Какая? Какое? Какие? Что у него есть? Чем отличается от других предметов? Что может делать? Что с ним можно делать).
• Из чего сделан предмет?
• Отношение к предмету или его оценка (понравился? Чем).
Для обучения монологической речи используются следующие виды игрушек:
• Дидактические (матрёшки, башенки);
• Сюжетные (образные) : куклы, машины, мебель и т. д. ;
• Готовые наборы игрушек, объединё нные одним содержанием: стадо, зоопарк, птичий двор.
• Наборы, составленные логопедом или детьми: мальчик, девочка, собака, сани и т. д.
Поскольку каждая новая игрушка вызывает у ребёнка радость, удовольствие, желание говорить с ней, поэтому для занятий следует использовать новые или чем-то обновлённые игрушки. Это вызывает у ребёнка новые мысли, эмоциональное отношение к игрушке, речевую реакцию.
Описание предметов провожу в виде дидактической игры «Чудесный мешочек», «Магазин игрушек (посуды, одежды). Дидактические игры на описание, как правило, проводятся после нескольких занятий, на которых дети преобрели умения описывать игрушку. Итак, занятия с игрушками носят творческий характер, на них развиваются мышление, воображение, наблюдательность.
II этап:«Методы и приёмы работы по овладению связной речью дошкольников с ОНР».
При своей работе применяю различные методы и приёмы. Наиболее эффективными считаю применение наглядных методов (наблюдение, рассматривание, показ и описание предметов и явлений) и практических (игры- драматизации, настольные, дидиактические игры). Очень часто с детьми данного возраста применяю словесные методы, т. к. эти методы развивают не только речь, но и воображение, логическое мышление. Каждый метод представляет савокупность приёмов, служащих для решения дидактических задач. В работе с детьми для достижения определённых целей на каждом конкретном занятии применяю разнообразные приёмы развития речи :
• Речевой образец (сопровождаю такими приёмами, как пояснение, указание);
• Повторение (практикую повторение материала логопедом, индивидуальное повторение с ребёнком, либо совместное повторение);
• Объяснение, указание (применяю при уточнении структуры описательных рассказов);
• Вопрос (использую в процессе рассматривания. Применяю поисковые, прямые, наводящие, подсказывающие).
На одном занятии обычно применяю комплекс приёмов, среди которых использую и косвенные приё мы: напоминание, совет, подсказ, исправление, замечание.
Работу по формированию связной речи по всем разделам веду по заранее составленному перспективному планированию.
111 этап: «Значение проектной деятельности в процессе формирования навыков составления описательных рассказов у детей подготовительной группы с ОНР».
После проведё нной работы я поставила перед собой цель:
Формировать связную монологическую речь средством составления описательного рассказа по теме проекта «Мода осени 2015».
Срок реализации проекта : краткосрочный.
В проект вошли темы «Поздняя осень» и «Одежда и обувь».
Родители активно участвовали в ходе проекта. При совместном участии с детьми и с логопедом изготовили книжки-малышки о тканях, обшили кукол в группе, проводили экскурсии с детьми в ателье, магазины одежды и т. д.
В группе в ходе проекта с логопедом активизировали и расширяли словарь по теме, составляли предложения; проводили различные словесные и дидактические игры на развитие лексико-грамматических средств языка: «Из чего какой», «Жадина», «Наоборот» и т. д. Пересказывали адаптированный рассказ Л. Воронковой «Лебеди» с использованием сюжетных картин и рассказ Н. Сладкова «Осень на пороге» с использованием магнитной доски.
На занятиях воспитателей закреплялись речевые задачи логопеда. Также воспитатели совместно с детьми оформили выставку поделок, изготовленных на занятиях.
Как выяснилось, в ходе проектной деятельности у детей появляется огромная возможность проявить все свои речевые умения, они становятся активными, уверенными в своих ответах, раскрепощенными. Поэтому проектная деятельность является актуальной и важной в развитии речевых способностей детей.
В начале и по окончании проекта было проведено диагностическое обследование всех компонентов речи и связной речи в частности. По итогам обследования выявлены следующие результаты:
Начало проекта : Конец проекта :
На высоком уровне оказалось : 0 % - 90%
На среднем уровне: 60% - 10%
На низком: 40% - 0%
Отчёт об участии детей подготовительной группы детей с ОНР в подготовке и реализации проекта» «Мода осени 2015» (срок реализации 2 недели)
Организатор:
учитель-логопед: Момогид Н. А.
Тип проекта : Информационно-творческий.
Раздел темы: Развитие речи и ознакомление с окружающим.
Тематическое поле: Посезонная одежда.
Проблема: Продолжать детей знакомить с явлениями природы поздней осенью, с картинами русских художников и стихами русских поэтов.
Цель:
1. Узнавать и называть одежду, обувь, головные уборы, их детали, назначение, материал из чего они изготовлены.
2. Сравнить их между собой.
3. Учить различать раннюю, золотую, позднюю осень по характерным признакам.
Причины: Недостаточно знаний о природе поздней осенью в стихах русских поэтов и картинах русских художников; недостаточно знаний о посезонной одежде, обуви и головных уборах.
Задачи:
1. Расширить и систематизировать знания детей о поздней осени и соответствующей одежде, обуви и головных уборов данному периоду.
2. Закрепить в словаре обобщающие понятия «Одежда», «Обувь», «Головные уборы».
3. Пополнять словарный запас знаниями о деталях одежды, обуви и головных уборов; о признаках поздней осени; антонимами.
4. Развивать словообразовательные навыки: умения правильно образовывать падежные окончания, приставочные глаголы, относительные прилагательные.
5. Совершенствовать связную речь:
- учить пересказывать адаптированный рассказ Л. Воронковой «Лебеди» с использованием сюжетных картин;
- пересказ рассказа Н. Сладкова «Осень на пороге» с использованием магнитной доски.
6. Составление описательных рассказов про одежду, обувь,
головные уборы, позднюю осень.
Мероприятия: (деятельность педагога)- -рассматривание иллюстраций об одежде, головных уборах и обуви;
-рассмтривание картин русских художников Шишкина, Васильева.
-уточнение названия одежды, обуви, головных уборов, их деталей, назначение и материал из чего они изготовлены.
-уточнение признаков поздней осени и названий осенних месяцев.
-чтение и заучивание стихов русских поэтов, загадывание и отгадывание загадок.
-составление описательных рассказов; пересказ рассказа «Лебеди» Л. Воронковой и «Осень на пороге» Н. Сладкова.
-Чтение рассказа Л. Воронковой «Маша-растеряша»; Н. Носова «Живая шляпа»; Ш. Перро «Кот в сапогах.»
-наблюдение в природе за признаками поздней осени, за одеждой, обувью, головными уборами людей на улице.
Деятельность детей :
-сюжетно-ролевая игра «Ателье», «магазин одежды»;
-п/игра «3 лишний», «Перелёт птиц», «Хитрая лиса»;
-развивающие игры : «Оденем куклу», «Зашнуруй ботинки», д/игра «Времена года»;
-игры на развитие грамматических категорий языка: «Чего не хватает», «Из чего-какой», «Жадина», «Скажи наоборот»;
-рисование, аппликация, конструирование на темы: «Украшение шарфика», «Девочка в нарядном платье», «Коробочка для ниток и булавок», «Узор кукле на платье», «Идёт дождь»;
-выполнение коллективной работы из осенних листьев совместно с воспитателем.
Деятельность родителей:
-чтение худ. литературы;
-экскурсия в природу;
-наблюдение за одеждой, обувью,головными уборами поздней осенью;
-классификация картин по теме и их подбор для выполнения заданий логопеда в инд. тетрадях;
-заучивание стихов русских поэтов по заданию логопеда;
-участие родителей в изготовлении осенних поделок, в обшивке кукол;
-совместное изготовление книжек-малышек на тему: «Что из чего»;
Результат:
1. Совместное заучивание стихов, загадок по теме проекта.
2. Совместное составление книжек-малышек (логопед, родители, дети).
3. Оформление выставки детских работ и документации по теме проекта (учитель-логопед и воспитатели).
4. Интегрированное занятие с участием учителя-логопеда, воспитателя и психолога.