татьяна кондратенко
Значение музыкальных игр и упражнений для развития певческих навыков
▼ Скачать + Заказать документы
"Значение музыкальных игр и упражнений для развития певческих навыков"
Хочу поделиться моим опытом работы по развитию певческих навыков у детей дошкольного возраста.
Основанием для выбора направления работы: "Значение музыкальных игр и упражнений для развития певческих навыков"
Публикация «Значение музыкальных игр и упражнений для развития певческих навыков» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
послужили результаты диагностики развития певческих навыков по методике в начале 2009 – 2010 учебного года, где было выявлено, что 60% детей 3-4 лет имеют низкий уровень развития вокальных навыков : большинство пели напряженно, интонировали не всегда чисто, вступали не вовремя, нередко замедляли темп. Результаты обследования этих же детей другими специалистами показали, что у некоторых из детей выявлены проблемы со звукопроизношением, также были дети застенчивые, робкие, с замедленной речью и слабой памятью.
Теоретической базой моей работы являются разработки Н. А. Метлова, Д. Б. Кабалевского, Н. А. Ветлугиной, Д. Е. Огороднова и другие.
Изучая природу и развитие детского слуха и голоса, видный советский педагог-музыкант, кандидат педагогических наук Н. А. Метлов в своей методике определяет особенности голосового аппарата, физиологические возможности дошкольников, их певческие умения и навыки, диапазон голосов детей разных возрастных групп, требования к песенному репертуару детского сада. При этом музыкант-практик большую роль отводил вокальной технике самого педагога, занимающегося с дошкольниками: «Песня должна звучать не только на музыкальных занятиях, но и во время игр, на прогулках, входить в детскую жизнь. Это возможно, если воспитатель любит песни и умеет петь». В последние годы использование комплексности и системности для более глубокого эмоционально-эстетического воздействия нашли яркое отражение в программе, разработанной под руководством Д. Б. Кабалевского. В ней он подчёркивает, что активное восприятие музыки – это «основа музыкально-эстетического воспитания в целом и всех его звеньев в частности. Без активного восприятия музыки не может быть качественного пения». Это положение было взято за основу и в программе по музыкальному воспитанию, разработанной под руководством Н. А. Ветлугиной, в которой предлагается цикл песен-упражнений, способствующих развитию музыкальности ребёнка (ладового и ритмического чувства, звуковысотного и динамического слуха).
В современной практике широко используются вокальные упражнения педагога-музыканта и детского композитора Е. Н. Тиличеевой, которые помогают детям овладеть элементарными певческими навыками, достигать в пении непринуждённости и лёгкости звучания, правильного дыхания.
Представляет интерес технология В. Емельянова, в которой представлена разработанная система мер по охране и защите детского голоса. И, наконец, «Методика комплексного музыкально-певческого воспитания» Д. Е. Огороднова - научный труд, как нельзя лучше отвечающий духу нашего времени. Эту книгу можно назвать кодексом музыканта. Исходные позиции его методики предполагают использование всех внутренних ресурсов разных сторон способностей детей в их взаимодействии, чему в значительной мере способствует система записи вокально-ладовых упражнений. Запись позволяет наглядно и чётко выразить действия ребёнка при выполнении им вокального упражнения и, таким образом, «алгоритмировать» процесс выработки основных вокальных навыков.
Моя музыкально-педагогическая деятельность в детском саду определяется педагогической идеей научить ребёнка петь хорошо, чётко, внятно, с любовью и настроением, а самое главное красиво, с большой самоотдачей, что мы и пытаемся реализовать в процессе занятий.
Формирование певческих навыков – один из наиболее сложных и важных разделов музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Обучая малышей вокалу, я учитывала, что голосовой аппарат ребёнка хрупкий, нежный, непрерывно растёт в соответствии с развитием всего организма ребёнка. Поэтому необходимо не только владеть методикой обучения пению, но и беречь голос ребёнка, мною были подобраны такие приёмы вокальной техники, которые наиболее эффективно способствовали развитию детского голоса. Системная работа позволяет учесть физиологические и вокальные особенности каждого ребёнка, поэтому приоритетным в работе считаю индивидуально-дифференцированный подход к способностям каждого ребёнка
Целью моей работы стало овладение детьми дошкольного возраста певческими навыками.
Опираясь на современные методики и рекомендации известных педагогов, была выстроена собственная система формирования певческих навыков ребенка дошкольного возраста. Для этого были систематизированы и адаптированы к уровню вокальных возможностей дошкольника вокальные упражнения Е. Тиличеевой, Н. Ветлугиной, М. Картушиной, О. Кацер, А. Битус, упражнения на развитие голосового аппарата по системе В. Емельянова и упражнения на развитие напевности Д. Огороднова.
Для реализации цели были поставлены задачи:
1. «До» - воспитание у детей любви и интереса к певческой деятельности;
2. «Ре» - развитие эмоциональной отзывчивости у детей;
3. «Ми» - формирование певческих навыков;
4. «Фа» - развитие исполнительского мастерства;
5. «Соль» - расширение музыкального кругозора и представления об окружающем мире;
6. «Ля» - усвоение навыков хорового пения;
7. «Си» - развитие детского песенного творчества.
Чтобы начать обучение пению необходимо определить диапазон звучания, тип и особенности голоса ребенка, и систематически его укреплять, создавая благоприятную «звуковую атмосферу», способствующую развитию голоса и слуха. А координация голоса и слуха – важнейшее условие развития певческих способностей детей
Вхождение ребенка в мир искусства должно проходить через «волшебный мост» игры, при помощи которой можно научить его петь, красиво двигаться, танцевать и слушать музыку. Для ребенка дошкольника преобладающими являются эмоционально-образное мышление, отличающееся яркостью восприятия, наглядная образная память, богатство воображения. Поэтому введение ребенка в атмосферу искусства пения должно быть неожиданным, загадочным и обязательно личным, через обращение к звукам, интонации, слову. Игра делает незаметными целенаправленные процессы обучения и воспитания. Играя, дети не задумываются над тем, легко это или трудно, хорошо это или плохо. Они интуитивно усваивают манеру говорить, петь, ходить, общаться, действовать.
Непроизвольное обучение детей в игре не нарушает их психофизического состояния, потому что в ней есть все необходимое для развития : интерес, положительные эмоции, образ, фантазии, речевое общение, движение.
Безусловно, в игре необходима эмоциональность и выразительность педагога при показе игровых упражнений, так как они облегчают подражание, эмоционально заряжают детей. Главное – не допустить «надзирательного учительского тона» и тем самым не нарушить атмосферу доверия, не снизить интерес к игре.
Музыкально-игровая деятельность тесно связана со всеми видами детской музыкальной деятельности : восприятием музыки, исполнительством и творчеством. В процессе музыкально-игровой деятельности в детском сознании возникают естественные закономерные ассоциации музыки с другими видами искусства, а также с самой жизнью, которые формируют эстетический взгляд и воспитывают культуру ребёнка. Среди всех видов музыкальной деятельности музыкальная игра – самый уникальный вид деятельности детей дошкольного возраста.
1. Музыкальная игра – самый органичный из всех видов музыкальной деятельности.
2. Музыкальная игра – самый «лёгкий» из всех видов музыкальной деятельности.
3. Музыкальная игра – самый демократичный из всех видов музыкальной деятельности.
Музыкальные игры таят в себе большие возможности. По моему мнению, в игре у детей возникает три цели: удовольствие от игры – «Хочу», выполнение правил игры – «Надо», творческое выполнение игровой задачи – «Могу», таким образом, складывается основной механизм игры; «Хочу! Могу! Надо!», влияющий на личность ребенка и процесс формирования у него функций саморегуляции и самоконтроля.
Музыка вызывает эмоциональный и двигательный отклик. Характер отклика зависит от цели, содержания, образа игры, которая отличается от танца, пляски тем, что помогает детям внимательно и сознательно слушать музыку.
В музыкальной игре ребё нок выполняет различные задания: все его движения и действия связаны с процессом узнавания и различения характера музыки, отдельных выразительных средств.
Это вырабатывает у ребёнка умение согласовывать движения с началом и окончанием музыки, ощущать фразировку, такты, метроритм, интонацию.
Эмоционально окрашивая игровые действия, музыка предъявляет детям требования проявлять волевые усилия, сосредотачиваясь на многообразии выразительных интонаций, ритмических рисунков мелодии. Понимание музыкально- игрового задания вызывает у ребёнка быстроту реакции на звуковое раздражение, формирование музыкальных и двигательных навыков, активизацию чувств, воображения, мышления.
Музыкальные игры различны по задачам. Одни направлены на узко дидактические цели (обогащают представления о тембре, динамике, звуковысотности, другие — на более общие (развитие музыкального восприятия, интереса к музыке).
В соответствии с этим музыкальная игра имеет следующие задачи:
Образовательные:
• обучение речевым, певческим, двигательным навыкам;
• развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей;
• формирование умственных умений и действий.
Развивающие :
• познавательную активность;
• устойчивый интерес к действию;
• саморегуляцию и самоконтроль;
• внимание, память, мышление;
• ориентировку в пространстве.
Воспитательные:
• воспитание общей музыкальной, речевой, двигательной культуры;
• эстетическое отношение к окружающему;
• развитие чувств, эмоций высшего порядка.
Коррекционные:
• развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия, мимической мускулатуры, дыхательной системы, артикуляционного аппарата, свойства голоса (высоту, темп, динамику, ритм,координации движений и нормализация их темпа и ритма;
• формирование выразительных средств: интонации, мимики, жестов, движения.
Оздоровительные:
• укрепление сердечно-сосудистой, двигательной систем, костно-мышечного аппарата;
• развитие моторики : общей, мелкой, артикуляционной;
• развитие «мышечного чувства» (способности снимать эмоциональное и физическое напряжение);
• развитие быстроты двигательной реакции
Выделяют три группы музыкальных игр.
• Первая группа - игры на развитие внимания.
• Вторая группа - игры на развитие памяти.
• Третья группа - игры на развитие мышления.
Каждая из групп имеет педагогическую направленность. Игры первой группы развивают свойства внимания : наблюдательность, длительность, устойчивость, переключение, распределение, быстроту двигательной реакции, фонематической и речевой слух.
Игры второй группы осуществляют развитие разных видов памяти : зрительную, двигательную, образно- слуховую, музыкальную; формируют процессы запоминания, сохранения информации и удержания в памяти, воспроизведения в памяти.
Игры третей группы содействуют развитию умственных действий- сравнения, сопоставления, обобщения, анализа и синтеза.
Все игры имеют свои побудительные мотивы, определённые способы действий, игровой замысел, игровой материал, правила.
По форме проведения игры подразделяют на:
• статические (стоя или сидя, развивают собранность, помогают снять мышечное напряжение, сохранять равновесие тела, быстро выполнять двигательные действия без физических усилий);
• игры с движением (развивают волевую сферу, быстроту реакции на звуковой раздражитель, формируют коммуникативные способности);
• речедвигательные игры (развивают вокально-слуховую и двигательно-слуховую координацию, нормализуют процессы регуляции темпа и ритма);
• ритмические игры (направлены на усвоение музыкальной речи, интонационную выразительность);
• игры-загадки (развивают логическое мышление, сообразительность, стремление ребенка к осознанным умственным и практическим действиям);
• игры-забавы (побуждают к творческой активности, инициативе);
• игры-песни (развивают функции голосообразования и свойства голоса, способствуют развитию звукообразования, дикции, дыхания);
• игры-шутки (активизируют слуховое восприятие, развивают фонетический слух, и все стороны музыкально-слуховых представлений);
• артикуляционные игры (укрепляют мышцы языка, зева, губ, щёк, голосовых связок, активизируют подвижность верхней и нижней челюсти).
Обучение в игре и развитие происходит постепенно. Условно можно выделить три этапа. На первом этапе создаётся мотивация игры, происходит объяснение её содержания, детьми осваивается игровое содержание. На втором - идёт формирование двигательных, речевых, вокальных навыков. На третьем - осуществляется автоматизация и совершенствование навыков, появляется самостоятельность детей.
При отборе содержания музыкальных игр важно использовать художественные музыкальные произведения, в которых ярко прослеживается интонационная и ритмическая выразительность, эмоциональная амбивалентность, динамичность развития музыкального образа, его привлекательность для ребёнка. И конечно главным условием является соответствие музыкального репертуара возрасту
Форма протекания музыкально-игровой деятельности ребёнка определяется ее типом (воспроизводящая или творческая деятельность). Воспроизводящая деятельность представляет собой упражнения, в процессе которых дети упражняются в каком-либо умении.
В творческой деятельности дети импровизируют, ищут свои варианты и способы действий. В исполнительской деятельности дети зачастую комбинируют элементы воспроизводящих и творческих действий и используют такие формы, как игра с пением, игры, дополненные собственными вариантами, импровизированные ансамбли и т. д.
Чтобы музыкальная игра доставляла каждому ребенку радость, он должен быть хорошо ознакомлен с правилами и словами игры. Можно давать задание воспитателям или родителям, чтобы они выучили заранее с малышами слова музыкальных игр, если необходимо знать наизусть большой куплет песни или несколько куплетов.
Прежде, чем проводить игры с пением, нужно заранее выучить песню, под которую будет проводиться игра. Следует учесть, что пение, одновременное с движением, может отрицательно отразиться на качестве исполнения песни, так как затруднит дыхание и отвлечет детей от слухового контроля за чистотой интонирования. Поэтому игры даются или с медленными движениями, или используются такие, в которых пение и движение чередуются. Движение, органически связанное с музыкой, содействует воспитанию эмоциональной отзывчивости ребенка на музыку, развивает музыкальный слух, память, ритм и совершенствует основные движения.