гульназ пинигина
Значение исследовательских работ учащихся в экологии на примере учебно-исследовательской работы «Родник — источник жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
Значение исследовательских работ в экологии,
на примере
учебно - исследовательской работы
«Родник- источник жизни»
Автор: Пинигина Гульназ Гизаровна
Публикация «Значение исследовательских работ учащихся в экологии на примере учебно-исследовательской работы „Родник — источник жизни“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Родник. Все о родниках для детей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Школьные, ученические проекты, исследовательские работы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В современный период в связи с глобализации культурных и образовательных процессов, при резком увеличении необходимой учебной информации и современное приобретение навыков творческой, исследовательской работы подростками и молодежью приобретает особую актуальность. Система дополнительного образования представляет для этого вида достаточно широкие возможности.
Одной из эффективных форм работы по изучению экологии является исследовательская деятельность, в ходе которой происходит непосредственное общение обучающихся с природой, приобретаются навыки научного эксперимента, развивается наблюдательность. Пробуждается интерес к изучению конкретных экологических вопросов.
Существуют два основных направления, реализуемые в области экологического образования : теоретическая экология и полевая или натуралистическая экология. Погружение в эти направления предполагает активное включение школьников в исследовательскую деятельность.
Исследовательские работы применяются в различных областях науки. В экологическом образовании исследовательские работы проводятся с целью формирования экологической культуры личности воспитанника как системы ценностей в совокупности знаний, умений, навыков целесообразного оптимального взаимодействия с окружающей природой и социумом.
Для достижения данной цели ставятся следующие задачи:
- формирование экологических знаний;
-обучение способам самостоятельного поиска и анализа информации;
- воспитание мотивации позитивного отношения к окружающему миру;
- формирование познавательного интереса;
-восстание экологической ответственности, потребности в самореализации через практическую деятельность в области охраны окружающей среды;
- раскрытие многоликости живой природы в ее взаимосвязях и закономерностях;
- раскрытие перед воспитанником удивительности, уникальности каждого объекта природы, каждого живого существа, его тесной связи с окружающей средой и необходимости его охраны;
- совершенствование навыков работы со статистическим материалом, с картами, глобусами и текстами учебной литературы; проведение опытов и умение их анализировать, объяснять все происходящие природные явления и закономерности.
Исследовательские работы проводятся с учетом природных и климатических особенностей территории. Территория города Усинска богата гидрографическими объектами, лесными ресурсами для проведения исследовательских работ с учащимися.
В период 2005, 2006 и 2013 учебные года учащимися эколого –туристского отдела была выполнена учебно- исследовательская работа «Родник- источник жизни». Данная работа была защищена на конференции Юных исследователей окружающей среды в г. Сыктывкар. Для проведения любой исследовательской работы необходимо определить актуальность выбранной темы, цели и задачи. Актуальность выбранной темы заключается в том, что ежегодно гибнуть источники от загрязнения мусором и невнимательного отношения к ним людей. Поставили перед собой цели: найти источники в городе Усинск, провести комплексное исследование и паспортизировать их. Для достижения данной цели необходимо реализовать следующие задачи:
-изучение антропогенного воздействия на качество воды родника;
-развитие умений, навыков наблюдения за состоянием водных источников города.
Объектом для исследования был выбран источник в районе дач на территории водозабора города Усинска.
Методика исследования заключается в комплексном исследовании родника. Комплексный подход к экологическим исследованиям предполагает изучение и описание таких основных абиотических факторов как климат, почва, подстилающие породы, рельеф, растительный и животный мир окрестности.
При этом были применены следующие методы : метод визуального наблюдения, метод регистрации, метод подсчета, статистический метод, картографический метод, метод обследований на ключевых участках.
Пользуясь вышеуказанными методами, ребята определяют географическое положение родника, климатические условия в дни проведения исследования, описывают растительный, животный мир. Определяют органолептические свойства воды, состав водоносного и водоупорного слоя. Учащимися были взяты пробы воды и почвы, для дальнейшего химического анализа.
В связи с большой актуальности загрязнения и исчезновения родников работа в данном направлении и в дальнейшем будет продолжена. Планируем выявление как можно больше источников в городе Усинск и составление их паспортов.
Сущность исследовательской деятельности заключается в том, что каждый воспитанник в процессе выполнения индивидуальной работы переходит на уровень творческого самопознания, саморазвития. В результате ребята должны знать особенности сезонных изменений в природе, особенностей биологии лесных, водных, прибрежно- водных растений.
В процессе выполнения исследовательских работ ребята должны :
- ориентироваться в правилах обращения с туристическим снаряжением и оборудованием;
- в правилах личной гигиены;
- в правилах оказания первой медицинской помощи.
- практические умения их должны вступать в самостоятельную работу с источниками, описание морфологического строения растений, зарисовки и изготовление гербарии, коллекции плодов, семян, …
- ребята учатся самостоятельно проводить наблюдения, описание, исследование, так как достигаются поставленные задачи.
Для некоторых ребят исследовательские работы являются толчком для определения будущей профессии, в связи с тем, что они испытывают интерес и желание работать в данном направлении.
Исследовательская работа дает возможность вскрыть закономерности и связи, существующие в природе, способствуют формированию у воспитанников целостной картины мира, осознание своего места в мире, своего отношения к природе. Исследовательская работа способствует развитию интеллектуальных способностей, научного мышления, формирование научного мировоззрения, творческого подхода к собственной деятельности, расширению кругозора.