Филипенкова Татьяна
Патриотическое воспитание учащихся на примере Великой Отечественной войны
▼ Скачать + Заказать документы
Победа в Великой Отечественной войне является одной из немногих абсолютных ценностей, объединяющих граждан СНГ. Именно эта тема стала для меня точкой отсчёта для поиска новых путей к душам и сердцам воспитанников.
Гражданственность, патриотизм определяют активную жизненную позицию человека. Формирование гражданственности и патриотизма напрямую связано с темой подвига советского народа в годы Великой Отечественной войны. Успешное решение проблем гражданско-патриотического воспитания обеспечивается совокупностью применения всех методов воспитания : убеждения, упражнения, примера, соревнования, поощрения, принуждения.
Публикация «Патриотическое воспитание учащихся на примере Великой Отечественной войны» размещена в разделах
- День Победы, 9 мая
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
В данной статье предлагаю рассмотреть методы гражданско-патриотического воспитания, которые считаю наиболее действенными в своей педагогической практике.
Метод разъяснения использую, раскрывая античеловеческую сущность планов Барбаросса и Ост, истинные цели фашизма. Важно, чтобы учащиеся поняли, что оккупанты не собирались обустраивать жизнь славян. В ходе работы с документами, бесед, дискуссий выясняем, чего бы лишилась наша страна, если бы победил фашизм. В директиве А. Гитлера министру по делам восточных территорий А. Розенбергу о введении в действие Генерального плана «Ост» (23 июля 1942 года) говорится: «Славяне должны работать на нас, а если они нам больше не нужны, пусть умирают. Прививки и охрана здоровья для них излишни. Славянская плодовитость нежелательна…образование опасно. Достаточно, если они будут уметь считать до ста…Каждый образованный человек – это наш будущий враг. Следует отбросить все сентиментальные возражения. Нужно управлять этим народом с железной решимостью…Говоря по-военному, мы должны убивать от трёх до четырёх миллионов русских в год». Знакомясь с документами, учащиеся осознают, что выполнение таких директив могло поспособствовать истреблению славянских народов. Перед проведением подобных бесед учащиеся получают задание - подготовить сообщение о знаменитых земляках: писателях, учёных, культурных деятелях, спортсменах, которые проявили свои достижения во второй половине 20-го- начале 21 века. Во время классного часа звучат отрывки из произведений Василия Быкова и Владимира Короткевича, аудиозаписи ВИА «Песняры» и «Верасы». Мы рассматриваем репродукции картин Михаила Савицкого и Виталия Цвирко. Ребята с увлечением рассказывают о спортивных рекордах Дарьи Домрачевой, Максима Мирного, Виктории Азаренко. А оказывается, всего этого могло бы не быть, если бы победил фашизм. И рифмуются незамысловатые строки:
В космос Климук не полетит,
А Франциск Скорина будет забыт.
«Песняры» про Вологду не споют.
И «Малиновку» никто не услышит тут.
«Славянский базар» не будет открыт:
Талант народа навеки забыт…
Победа в Великой Отечественной войне уничтожила фашизм и дала возможность развития народам Европы.
Широко использую метод личного примера. Рассказываю о судьбе своих близких родственниках – участниках Великой Отечественной войны. Показываю учащимся семейные реликвии – фотографии, документы, письма той далёкой поры. Мой дед, Пышник Илья Лаврентьевич,1914 года рождения, не дошёл до Берлина, не принял участия ни в одном победоносном сражении, у него нет ни одной медали. Но его имя свято для всех его потомков. Он, призванный в Красную армию в 1940-м году, служил в Белостокской области, пропал без вести в июле 1941 года. Последнее письмо датировано 15 июня 1941 года. Как бабушка успела получить его, для нас всех до сих пор остаётся загадкой. Я держу в руках три последних письма моего деда. Бабушка, Пышник Ульяна Парфеновна, сохранила письма, все документы, оставшиеся от мужа. Они тоже со мной: серый, пожелтевший от времени блокнот - Свидетельство о том, что в 1937 году мой дедушка являлся нештатным инструктором Слуцкого РК ЛКСМБ; Удостоверение № 132 о том, что Пышник И. Л. посещал лекторий при парткабинете Слуцкого РК КП (б)Б. Сохранилось Удостоверение № 38 Слуцкого учпункта ПВХО о сдаче норм ПВХО за 1938 год на «хорошо»… Думаю, достаточно для того, чтобы расстрелять жену красноармейца, проживающую на оккупированной территории.
Бабушка Ульяна пережила немецкую оккупацию, сберегла детей. И в тяжёлые послевоенные годы письма придавали силы, помогали справиться с голодом, холодом, одиночеством. Теперь письма и документы – самые ценные реликвии для внуков и правнуков. Учащиеся внимательно рассматривали мои семейные реликвии и слушали затаив дыхание.
Проходит время – и учащиеся рассказывают истории своих близких, ощущается прикосновение к подвигу, личное переживание за потерю родного человека.
Дети пишут сочинения о своих прадедушках и прабабушках. Их живые рассказы подтверждаются документами, семейными реликвиями. На презентациях показывают фотографии, письма, переходящие из поколения в поколение и хранящиеся у самых старших представителей семьи. Эти свидетельства передают сокровенные мысли людей, их чувства, переживания, надежды, они оказывают действенное влияние на всех учащихся как документальные свидетели великого подвига и страшной трагедии.
В этом учебном году о замечательном человеке рассказала ровесникам и учащимся среднего звена учащаяся 11 «А» класс Шарендо Екатерина. Её двоюродный прадедушка Игнатий Петрович Антонов – человек не просто необычной, а больше чем необычной судьбы. Он прожил долгую жизнь, удостоен множества почётных званий - академик Национальной академии наук Беларуси, член-корреспондент Российской академии медицинских наук, заслуженный деятель наук Беларуси, лауреат Государственной премии Республики Беларусь, народный врач Беларуси, почётный гражданин Минска и Витебска. А всего этого могло и не быть, ведь самым первым и суровым испытанием для прадедушки, как и для всего поколения сороковых годов 20 века, стала Великая Отечественная война.
Об Игнатии Петровиче Антонове написано немало, но особенно проникновенны слова из очерка Леонида Екеля «Народный врач» : «…Только счастливый человек мог пройти два круга ада войны – Сталинградскую битву и Прохоровку на Курско-Белгородской дуге – и остаться живым. Только счастливый человек мог на войне не убивать, а спасать человеческие жизни:128 раненых бойцов и командиров вынес с кровавых полей сражений фельдшер танкового батальона Игнатий Антонов».
Опора на историю семьи, рассказы и сочинения о своих предках, составление родословных делают более тёплыми, душевными отношения в коллективе. Мы ведь одно целое – живущие вопреки всем захватническим доктринам, живущие благодаря Великой Победе.
В формировании гражданских качеств личности большую роль играет сотрудничество, сотворчество учащихся. Когда учащиеся 11 «А» класса рассказали отдельные события из истории своих семей, пятиклассники тоже заинтересовались, как их предки пережили то суровое время.
Земля Белорусская – многострадальная земля. И действительно, есть семьи, чьи прадеды не вернулись с войны и в памяти потомков сохранились лишь фамилия, имя и отчество погибшего героя. В таких случаях мы обращались к собранному в интернете обобщённому банку данных «Мемориал». Главная цель проекта - дать возможность миллионам граждан установить судьбу или найти информацию о своих погибших или пропавших без вести родных и близких, определить место их захоронения. Вводим нужные сведения и получаем ответ.
Китайская народная мудрость гласит: "Скажи мне, как – и я вскоре это забуду, покажи мне – и я пойму, позволь мне повторить самому – и я этому научусь". Уже несколько ребят распечатали и сохранили в семье информацию о родственниках, не вернувшихся с фронтов Великой Отечественной. ОБД «Мемориал» является достойным памятником всем воинам, погибшим и пропавшим без вести при защите нашей Родины. Благодаря полученной информации, дети узнали о судьбе своих родственников, тема войны стала для них «личной» темой.
Воспитание — работа творческая. Она не знает универсальных средств на все случаи жизни, требует постоянного поиска, умения поспевать за жизнью. Но для меня стало очевидным, что в процессе формирования индивидуально-личностного отношения к подвигу советского народа в годы Великой Отечественной войны большую роль играет личный пример учителя, его убеждения и взгляды. Последующие примеры учащихся свидетельствуют о восприятии Великой Отечественной войны как личностно значимого события, когда непрошеный враг ворвался на советскую землю, когда вставали на защиту Отечества наши деды и прадеды, шли тяжёлыми путями к Великой Победе, гибли, но и сейчас они живы, потому что живы мы – их потомки.
Надеюсь, что трепетное отношение к теме подвига народа в Великой Отечественной войне передаётся моим воспитанникам и помогает расти им достойными гражданами родной страны. Каждое новое достижение современности оказалось возможным благодаря великой Победе. Пусть трепетные сердца молодого поколения помнят об этом!
Фото1 Учащиеся 5 "А" класса и классный руководитель Филипенкова Т. В. в Минске на площади Победы 9 мая 2019 года
Фото 2 Учащаяся 11 "А" класса Шарендо Екатерина - призёр городского конкурса юных журналистов в номинации "Героизм без границ" и учитель русского языка и литературы Филипенкова Т. В. - руководитель проекта.