Приложение МААМ

Опыт работы на тему «Значение этикета в жизни дошкольника»

Элита Магомедовна Абдурагимова
Опыт работы на тему «Значение этикета в жизни дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы

Работу подготовила :

воспитатель МДОУ детский сад № 57

Абдурагимова Э. М.

Люберцы

Из всех творений самое прекрасное —

получивший прекрасное воспитание человек.

Эпиктет.

“Душа ребёнка чиста как белый снег, падающий с неба. И писать на ней надо белой палочкой, такой же чистой, как она сама. Проведёшь один раз чёрной палочкой, то всю душу замараешь.

Публикация «Опыт работы на тему „Значение этикета в жизни дошкольника“» размещена в разделах

Дети – наша гордость. В них всё нам мило и дорого. Но всегда ли мы задумывались над тем, что привлекательность нашего ребёнка не только в красоте его внешнего вида? Главное, в другом - как подрастающий ребёнок ведёт себя? Как держится на людях? Каковы его манеры - мимика, жесты, движения, осанка? Случается, что даже хорошо образованные люди не всегда выглядят воспитанными, т. к. не выработали в себе элементарных норм культуры поведения, поэтому вопросы нравственного воспитания детей с наибольшей остротой встают в наши дни.

В жизни общества этикет играет весьма важную роль. Благодаря этикету мы знаем, как принято вести себя среди людей, как поступать в соответствии с возникшей ситуацией, строить свои отношения с близкими, друзьями. Знание современного этикета расширяет внутренний мир человека, создает для него возможности успешного общения в окружающем мире. Начинать обучение правилам и нормам этикета необходимо в дошкольном возрасте. Воспитатель для дошкольника – первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор. На нём лежит огромная ответственность за сегодняшнюю и будущую жизнь воспитанника, которая требует от педагога высокого профессионализма и огромных душевных сил. Первые представления о нормах поведения, принятых в обществе, ребенок получает в семье. Родители и воспитатели обязаны помочь маленькому человеку в познании тайн человеческих взаимоотношений, в приобретении поведенческих ориентиров, без которых нельзя чувствовать себя в обществе достаточно уверенно.

В последние годы в нашем детском саду, как и во многих других дошкольных учреждениях, стало традиционным проведение дня вежливости или недели доброты. Отсюда возник вопрос: а почему только день или неделя? Конечно, в повседневной жизни и деятельности мы обращаем внимание на развитие у детей нравственных норм и качеств, правил поведения в обществе. Однако, чаще всего, это происходит спонтанно, исходя из каких-то конкретных ситуаций, которые неожиданно возникают: например ребенок пришел утром в группу и забыл поздороваться; другой сказать «спасибо» за помощь другу. Мы, воспитатели, раскрываем детям значение этих вежливых слов, даем понять ребятишкам, почему так важно здороваться с другими людьми – то есть пожелать им здоровья или поблагодарить человека в ответ за хорошее дело, ведь «Доброе слово и кошке приятно». В другой ситуации ребенок принес свою игрушку в сад и не хочет делиться ею или же другой ребенок отнял у друга игрушку – мы учим детей быть добрыми и со всеми делиться.

Опираясь на вышесказанное, возникла идея проведения систематической планомерной деятельности по воспитанию у детей культурного поведения в течении всего года. Работу по данному направлению мы решили оформить в виде проекта "Дошколёнок – вежливый ребенок". За основу были взяты следующие темы: этические нормы отношений с окружающими (речевой этикет, правила и нормы поведения в общественных местах, гостевой и столовый этикет.

Цель проекта заключалась в следующем:

воспитание культуры поведения детей дошкольного возраста на основе правил этикета.

Задачи:

• Формировать навыки этического поведения.

• Развивать познавательный интерес к этическим правилам и нормам.

• Закреплять знания детей о правилах и нормах этикета в определенных бытовых ситуациях.

• Воспитывать уважение к окружающим людям.

Ожидаемые результаты

• Овладение детьми разными формами и способами культурного поведения, умение применять их в различных жизненных ситуациях.

• Развитие личности ребенка, умение продуктивно взаимодействовать с другими людьми.

Задумка проекта состояла в том, чтобы разработать цикл мероприятий в течении всего года, в которых бы красной нитью проходило нравственное воспитание детей и которые бы являлись своеобразным итогом работы по определенным темам этикета. Работая в тесном сотрудничестве с музыкальным руководителем, мы старались составлять сценарии к тематическим праздникам таким образом, чтобы на них присутствовали известные детям герои сказок и мультфильмов, которых бы сами ребята учили, как себя вести в той или иной ситуации.

Пути реализации проекта:

> самообразование по данной теме, повышение своей компетентности.

> Подбор методического демонстрационного материала, художественной литературы, музыкальной фонотеки, мультфильмов и кратко метражных фильмов по данной теме.

> Разработка конспектов занятий, видеопрезентаций, сценариев досугов, праздников и развлечений.

Формы деятельности воспитателя:

* разработка и составление перспективного плана, этических бесед

«Что такое этикет», «Каким я хочу быть ".

Составление конспектов занятий “Прием гостей”, “Столовый этикет”, Например, дети должны знать, что на столе всегда должны быть порядок, чистота и красивая сервировка; за столом сидят с чистыми лицом и руками; застолье проходит без окриков и резких замечаний; нужно правильно пользоваться столовыми приборами салфетками.

* Ходить в гости нужно только по приглашению. Неожиданный визит вряд ли будет приятен хозяевам;

* Приходить в гости с пустыми руками невежливо, нужно иметь с собой хотя бы символический гостинец;

* Первое, что должен сделать гость – поздороваться;

* Будучи гостем, нужно вести себя сдержанно и спокойно. Нельзя трогать без спроса вещи, тем более, лазить в шкафы, открывать ящики. Нельзя бегать и шуметь;

* Нельзя отпускать негативные комментарии по поводу дома хозяев и его обстановки, даже если в нем не слишком чисто или неприятно пахнет

* Если хочется рассмотреть что-то из обстановки дома (сувенир, фото, игрушку, прочее, нужно попросить разрешение у хозяев

* Уходя домой, необходимо поблагодарить хозяев за радушный прием и хорошо проведенное время.

Предварительная работа перед реализацией проекта включала в себя анкетирование родителей воспитанников, целью которого было выявление навыков культурного поведения в семье. По результатам опроса было видно, насколько у того или иного ребенка широки знания в области этики и этикета и как они проявляются со своими близкими родственниками.

Работа с детьми наиболее результативна тогда, если она находит продолжение в семье. Поэтому для родителей были подготовлены консультации с рекомендациями о том, что и дома необходимо придерживаться определенных правил и норм этикета, выработанных нашим обществом. Единство требований в детском саду и в семье - является необходимым условием, позволяющее сохранить преемственность воспитания. Наша общая цель – вырастить культурного и образованного человека будет достигнута только при тесном взаимодействии и сотрудничестве.

Большую роль в нравственном развитии личности дошкольника сыграл Сухомлинский В. А. Отводя важную роль семейному воспитанию, он говорил: “Ребёнок – это зеркало нравственной жизни родителей”. Семья оказывает огромное влияние на ребёнка. Пример родителей, взаимоотношения в семье, организация совместного труда и досуга – всё это имеет своё определённое значение. «Самый лучший способ привить хорошие манеры – постоянно показывать личный пример». Детям свойственно стремление к подражанию, поэтому многое в их нравственном развитии зависит от культуры взаимоотношений в семье, от той атмосферы, которая сложилась в ней. В хорошей семье дети редко слышат запрет, а чаще слышат поощрение, одобряющее слово. В ребёнке воспитывается стремление быть хорошим, добрым.

В работе применялись различные формы взаимодействия с родителями.

• Беседы о правилах культурного поведения в детском саду и дома.

• Консультации.

• Выставка книг по этикету, оформление папок-передвижек.

• Совместные досуги и развлечения, викторины, конкурсы.

• Выставки совместных с детьми рисунков и поделок.

• Мастер классы

• Оформление плакатов и стенгазет.

В непосредственной работе с детьми на занятиях, в режимных моментах, а также на прогулке, основываясь на ФГОС в каждой из пяти областей, были поставлены следующие задачи:

Познавательное развитие: развитие воображения и творческой активности, расширение кругозора и знаний детей в области этикета, представления о правилах поведения с окружающими людьми. Проводились этические беседы: «Уроки вежливости», "Доброта и доброжелательность", "Правила поведения за столом", "Оглянись внимательно вокруг", "Труд даже будни может сделать праздничными днями". Труд воспитывает человека, а плоды его труда украшают жизнь. Не случайно говорят: «Где нет труда, сады там не цветут». Труд – это не только физическая работа. Трудиться приходится карандашом над книгой, а воспитание себя – тоже труд.

Чтение художественной литературы, разучивание стихов. Использовались такие произведения: В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», как русская народная сказка "Лиса и Журавль", Чуковский К. И. "Федорино горе", "Мойдодыр", «Белка и волк» Л. Толстого, рассказы «Плохо», «Три товарища» В. Осеевой.

Применение интерактивной доски для показа детям иллюстративного материала и выбора правильного ответа, путем прикосновения к соответствующим картинкам. Просмотр познавательных мультфильмов и передач с использованием ИКТ: "АБВГДЕЙКА - Этикет", "Уроки тетушки Совы - уроки хорошего поведения", "Урок этикета для Винни-Пуха".

Социально-коммуникативное развитие: формирование навыков культурного поведения в повседневной жизни; дать детям элементарные представления о том, что такое хорошо и что такое плохо; учить оценивать свои поступки и поступки товарищей; воспитывать уважение к старшим; Создание и обыгрывание проблемных ситуаций и их совместное решение: например, «Обезьянка заболела», «Справедливые обиды», «Два жадных медвежонка». Разыгрывались сюжетно-ролевые игры «Семья», «Отправляемся в гости», «Путешествие в театр», «Прогулка в музей», "В общественном транспорте".

Речевое развитие: формирование навыков использования в речи вежливых слов и выражений; обучение детей правильному построению предложений. Для этого с детьми использовались такие словесные игры, как «Утреннее приветствие», «Волшебные слова», «Поздравления и пожелания», «Вежливая просьба». Разучивались стихи, пословицы о дружбе, взаимовыручке.

Художественно-эстетическое развитие: развитие образного эстетического восприятия, формирование представления о взаимосвязи этикета и эстетики, развитие творчества, способность отражать полученные знания в рисунке.

Так, после проведенных занятий и бесед по правилам этикета, с детьми проводилась совместная изобразительная деятельность. К примеру, для закрепления знаний по теме "Правила поведения в общественном транспорте», дети на музыкальном занятии путешествовали на разных видах транспорта имитируя и меняя движения, согласно звучанию определенной мелодии. Затем закрепляли полученные знания в сюжетно-ролевой игре и отражали свои действия в рисунках.

Перед сюжетно-ролевой игрой "Прием гостей" дети нарисовали красивые салфетки для сервировки стола, на лепке изготовили пирожные, прянички для угощения кукол. Для сюжетно-ролевой игры "Поход в театр" дети на аппликации смастерили билеты и программки.

Также осуществлялась подборка музыкального репертуара: песен и танцев о дружбе, о любви к природе, людям и животным.

Физическое развитие: формирование у детей здорового образа жизни. Данное направление включало в себя проведение физкультминуток на закрепление слов-приветствия и игровых упражнений. Например: «Здравствуете ладошки! Хлоп, хлоп, хлоп! Здравствуйте ножки: Топ-Топ-Топ! Добрый день ручным часам, звонким детским голосам.

Организация подвижных игр на закрепление нравственных норм и качеств: Например, «Злые и добрые кошки» - умение перевоплощаться, жестами и мимикой показывать свое преображение и отношение друг к другу. «Веселый трамвайчик», каждый пассажир, участник игры, перед тем как сесть в транспорт, должен произнести вежливое слово, получая за это билет на проезд. В случаях затруднения – пассажира выручают друзья.

Проведение спортивных досугов и развлечений с родителями воспитанников цель- демонстрация личного примера взрослого, осуществление взаимовыручки, умения договариваться.

Основные способы педагогического воздействия, которые использовались с дошкольниками.

1. Приучение: детям дается определенный образец поведения, например за столом, во время игры, в разговоре со старшими или ровесниками. Следует не только показать, но и проконтролировать точность выполнения того или иного правила.

2. Упражнение: многократно повторяется то или иное действие, например правильно взяв нож и вилку в руки, разрезать кусок мяса или картошки. Следует добиваться осознания ребенком необходимости приборов.

3. Воспитывающие ситуации: создают условия, в которых ребенок оказывается перед выбором, например, пользоваться вилкой и ножом или одной вилкой.

4. Поощрение: проводится различными способами, активизирует дошкольников к обучению, к выбору правильного поведенческого шага.

5. Пример для подражания: является своеобразным наглядным образом и необходим ребенку. Им могут быть воспитатель, родитель, знакомый взрослый или ребенок, литературный (сказочный) герой.

6. Разнообразие словесных методов: использование реальных или сказочных историй, которые создают эмоциональное восприятие поведенческих правил.

7. Беседа: помогает выяснить уровень знания и понимания детьми норм и правил поведения. Ее разумнее проводить с небольшой группой в 5-8 человек, в которой каждый ребенок может высказать свое мнение.

Все перечисленные методы и приемы работы использовались с детьми на занятиях, прогулках, в режимных моментах и самостоятельной деятельности, и послужили накоплению знаний детьми в области этики и этикета.

Как я уже отметила в начале своего выступления, своеобразным подведением полученных детьми знаний, умении и навыков в нашем проекте, являлись праздничные утренники, музыкальные развлечения и досуги.

В течение года с детьми были организованы и проведены следующие мероприятия:

1. «Осень в цветочном городе». Дети учили Незнайку правилам поведения в общественном транспорте, так как в Цветочный город они ехали на поезде. Осень с ребятами поведали Незнайке о том, что зазнаваться не хорошо. Прежде чем хвастаться, нужно самому научиться петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах. Дети закрепили правила взаимоотношения со сверстниками, учились оценивать свои поступки и поступки товарищей. Ребята усвоили: чтобы быть приятными окружающим и себе, надо соблюдать определенные правила. Главное из них – проявлять уважение к другому человеку: уметь видеть его настроение и чувства, считаться с желанием других и уметь уступать.

4. День толерантности. Главная цель праздника закрепить с дошкольниками правила взаимоотношений между людьми, что хотя мы все разные, но мы все равные по своим правам и возможностям. Не важно, какой ты национальности, всем нужно жить в мире и согласии. Дети рассказывали стихи и пословицы о дружбе, водили хороводы, пели песни. Родители воспитанников разыграли сказку «Репка», в которой наглядно показали детям, что дружба - это главное оружие. И даже самая маленькая сила – способна вершить великие дела. Только сообща герои сказки вытянули репку, когда собачка, подружилась с кошкой, а кошка с мышкой!

5. День матери. Своими песнями, стихами дети показали любовь к главному человеку на земле – своей маме. Дети закрепили умение говорить ласковые, добрые слова взрослым и друг другу. Вместе с мамами дошкольники готовили разные блюда, мастерили костюмы, исполняли танцы и песни. Показали, как они помогают мамам заниматься со своими меньшими братьями и сестрами: правильно учат их причесываться и одеваться, играть в разные игры.

6. Новый год. Дошкольники показали умения и навыки в гостевом этикете : как правильно принять гостей, сервировать стол, организовать развлекательную программу.

7. День защитника Отечества «Как богатыри Кощея победили»

Вместе с героями праздника – русскими богатырями – дети доказали, что добро всегда побеждает зло. Важную роль при этом играет ум, смекалка, сила и взаимовыручка.

8. Женский день. В играх и конкурсах со своими родителями, бабушками и дедушками, дети показали, как нужно относиться к своим родным и близким, ценить и уважать старших, помогать им в делах. Слова старушки Шапокляк «Кто людям помогает, тот тратит время зря» - совсем не оправдывают себя. И как бы Шапокляк не пыталась ребятишек сбить толку своими вопросами и загадками – дети не поддавались уловкам старушки. В конечном итоге, они доказали ей, что добрые дела совершать намного приятнее, чем делать хоть и мелкие, но пакости.

9. Итоговым мероприятием нашего проекта был выпускной дошкольный бал "Ветер перемен", центральным персонажем которого являлась Мэри Поппинс, в моем исполнении. Главная героиня праздника устроила выпускникам своеобразный экзамен перед уходом в школу: дети показали свои знания о правилах поведения на уроках и переменках, об уважительном отношению к учителю, бережному отношению к учебникам и своим вещам, умение правильно организовать свой день и о том, как они помогают взрослым.

В результате реализации проекта к концу года, дети приобрели знания о нормах речевого этикета со взрослыми и сверстниками, стали их чаще использовать в реальных жизненных ситуациях. Ребятишки начали относиться друг к другу намного внимательнее и доброжелательнее, уменьшилось число конфликтных ситуаций. Кроме того, значительно обогатился их лексический запас, он пополнился словами и выражениями из словаря речевого этикета. Родители же стали больше проявлять интерес к вопросам нравственного воспитания своих детей, чаще стали обращаться с вопросами о том, насколько вежливо их дети ведут себя в детском саду, прислушиваться к нашим советам и рекомендациям. Взрослые стали более требовательными к себе, возродились семейные традиции. Заметные сдвиги произошли в отношениях между детьми и родителями. Ребятишки стали помогать взрослым в домашнем труде и по уходу за младшими сёстрами и братьями. Все это подтверждает, что именно общая духовная жизнь, основанная на благородных идеалах, способна обогатить каждого члена семьи, и маленького и большого.

Обобщая и анализируя свой опыт практической деятельности в детском саду, хочется привести в пример четыре основных условия, делающих всякого ребёнка воспитанным. Их выделил в своих трудах В. А. Сухомлинский:

1) радость, счастье, жизнерадостное мировосприятие;

2) сердца детей должны быть широко открыты радостям и горестям других людей;

3) вера в другого человека, наличие старшего друга;

4) красота, духовная жизнь в мире прекрасного.

Завершая свое выступление, хочется отметить, что наш проект "Дошколёнок – вежливый ребенок", послужил тому, чтобы заняться данным направлением более углубленно. В настоящее время мы ведем работу по внедрению и апробации программы «Путешествие по стране этикета» которая построена с учетом возрастных особенностей детей от младшего до старшего дошкольного возраста. В прошлом году моя работа велась с детьми подготовительной группы. Это был первый мой выпуск. Мы добились очень хороших результатов. В этом году ко мне пришли малышки. Постоянно пополняется методический материал: наглядные пособия, видео разработки, консультации и рекомендации для родителей, картотеки игр, песен, сценариев праздников и развлечений соответственно возрастной группе. Можно сказать, что теперь мы начали развитие культурных навыков и правил поведения с самых азов и надеемся добиться еще больших результатов, в тесном сотрудничестве со всеми специалистами нашего дошкольного учреждения и, конечно же, с родителями воспитанников.

В заключенье хочется сказать: "Вежливость не рождается сама собой. Её воспитывают с раннего возраста в семье, в детском саду. Так, чтобы человек – будь то маленький или взрослый – дарил окружающим искреннюю улыбку. И кому, как не воспитателям, педагогическому коллективу в целом, решать эту повседневную работу. И мы верим, что сегодняшние воспитанники нашего детского сада, которым заложили зерно доброго, человеческого, вырастут настоящими людьми!

Список литературы

1. Л. Б. Фесюкова "Воспитываем и учим"

2. Н. М. Метенова Родителям о детях

3. Н. М. Метенова Взрослым о детях

4. Н. М. Метенова "Уроки Вежливости"

5. Зайцев Г. К. Уроки Мойдодыра СПб. ,1998

6. Косачёва И. П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. – М. : издательство «АРКТИ», 2005. – 62с.

7. Костылёва О. Г., Лукина И. Г. Учись быть вежливым. – М. : Чистые пруды, 2006.

8. Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне - Уральское издательство, 1996.

9. Ожегов С. И. Словарь русского языка. – М. : «Русский язык», 1998.

10. Русские народные сказки Хрестоматия.

11. “Сказка как источник творчества детей”. Пособие для педагогов дошкольного учреждения. М. : Гуманит. изд. ВЛАДОС, 2001.

12. Курочкина И. Н. Этикет для детей и взрослых. М. ,2001

13. Сухомлинский В. А. Хрестоматия по этике. – М. : Педагогика, 1990.

14. Шорыгина Т. А. Беседы об этике с детьми 5 – 8 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2010.

15. Этикет от А до Я для взрослых и детей. М., Издательство “АСТ”, 1998.

16. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена. М., Издательства: “Астрель”, “Олимп”, “АСТ”, 2000.

17. Шалаева Г. П. Как вести себя в гостях. – Издательская группа АСТ., 2010.

18. Шалаева Г. П. Как вести себя дома. – Издательская группа АСТ., 2010.

Публикации по теме:

Опыт работы «Театр в жизни дошкольника» «Театр в жизни дошкольника» Цель моей работы: Развивать диалогическую и монологическую форму речи детей через театрализованную деятельность,.

Опыт работы по проекту «Родина глазами дошкольника» Добрый день, участники круглого стола! Тема круглого стола «Слово, которое объединяет». И не случайно, тему своего выступления я назвала.

Опыт работы «Фольклор в жизни ребёнка» Фольклор народное творчество, произведения, создаваемые народом и бытующие в нем. Отличительными особенностями фольклора являются коллективность.

Опыт работы воспитателя «Значение подвижных игр в организации двигательной активности детей младшего школьного возраста» .

Консультация для родителей «Значение ритмики в жизни дошкольника» Ритмика развивает слух, легкость и ловкость движений,способность быстро и правильно реагировать на получаемые от музыки впечатления. Есть.

Опыт работы на тему «Мини-музей как инновационная форма работы по патриотическому воспитанию дошкольников» Уважаемое члены жюри, уважаемые коллеги! Разрешите представить вашему вниманию свой опыт по теме: «Мини - музей как инновационная форма.

Опыт работы «Русский народный танец, как средство формирования нравственно-патриотических чувств дошкольника» .

Ритмопластика и её значение в жизни ребёнка-дошкольника Развитие двигательной активности с элементами ритмопластики. Познакомить с элементами ритмопластики. Детям очень нравится танцевать, играть.

Родительское собрание на тему «Роль игры и игрушки в жизни дошкольника» Задачи : 1. Дать разъяснительное представление родителям о роли игры и игрушек в жизни детей. 2. Дать знания родителям о значении игрушки,.

Значение праздников в жизни дошкольника ЗНАЧЕНИЕ ПРАЗДНИКОВ В ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКА. Дошкольное детство - пора наиболее оптимального приобщение ребенка к миру прекрасного. Огромное.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Опыт работы на тему «Значение этикета в жизни дошкольника»
Опубликовано: 24 июня 2019 в 11:36
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы на тему «Значение этикета в жизни дошкольника»» (включая файлы) размещена пользователем Элита Магомедовна Абдурагимова (УИ 1253959) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД