Ирина Богачева
Значение дидактической игры на развитие логического мышления при подготовке детей к школе
▼ Скачать + Заказать документы
«Значение дидактической игры на развитие логического мышления при подготовке детей к школе»
Чтобы вырасти здоровыми,
детям не требуется уметь
читать – им требуется
уметь играть.
(Фред Роджерс)
Дети, имеющие в дошкольные годы обширную игровую практику, в отличие от малоиграющих, успешнее адаптируются в школе, взрослые лучше справляются с жизненными проблемами. Играя в логические игры, ребенок удовлетворяет важную потребность быть как взрослым, свободно выражать свои желания, воплощать фантазии.
Публикация «Значение дидактической игры на развитие логического мышления при подготовке детей к школе» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Дидактические игры
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Логическое мышление
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Многие педагоги и родители знают, что математика — это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребёнка в дошкольном возрасте зависит его успешность обучения математике в начальной школе.
По моим наблюдениям встречаются дети, которым так трудно дается математика не только в начальной школе, но уже и сейчас, в период подготовки к учебной деятельности. Мною замечено, что большой процент дошкольников затрудняются логически мыслить, анализировать, обобщать. Поэтому очень важно в непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений уделять внимание развитию логического мышления посредством дидактических игр и упражнений.
Часто встречается, что родители полагают, что главное при подготовке к школе — это познакомить ребёнка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать. Однако родители забывают о том, что нужно научить ребёнка и мыслить. При обучении в школе эти умения ненадолго выручают ребёнка на уроках математики. Запас заученных знаний кончается быстро (через месяц-два) и несформированность собственного умения продуктивно мыслить очень быстро приводит к появлению «проблем с математикой»
Для того, что бы решить эти задачи необходимо создать развивающую среду : доступной, открытой. В нашей группе оформлен математический уголок, где есть уголок с дидактическими играми на развитие логического мышления.
Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения.
Работу по использованию дидактических игр, как образовательного средства, мы разбили на два этапа:
- на первом этапе нужно формировать у детей игровые умения, учить правилам игры, способам взаимодействия (логические упражнения, шуточные задачи математического содержания).
- на втором этапе стремиться добиваться, чтобы полученные знания и умения дети могли самостоятельно использовать для решения проблемно-игровых задач.
На первом этапе Это такие игры : как
«Скажи наоборот»
«Бывает – не бывает»
«Назови числа больше (меньше) заданного числа»
«Кто знает, пусть дальше считает»
«Что далеко, что близко»
«Найди ошибки» и др.
Игра «Да или нет?» даёт возможность выполнить много разнообразных заданий. Детям я задаю вопросы, на которые нужно ответить только «да» или «нет».
Дети с удовольствием принимают участие в таких оригинальных играх. Например, упражнение «Как изменялась фигура?» направлено на развитие логического мышления детей и построено на аналоговой зависимости между парами или группами объектов – геометрических фигур.
В нашей группе есть дети которым, трудно дается логическое мышление. Я провожу с ними логические игры во время завтрака, на прогулке в свободное время.
НАПРИМЕР :«Посчитаем»
Сели завтракать. Спросите, чего на столе больше, вилок или ложек? Сколько чашек? Чего больше, чего меньше?
Пришли в группу после прогулки. Можно предложить логические задачки :
1. Дети лепили снежную бабу. После прогулки на батарее сохло 8 мокрых варежек. Сколько было детей?
2. Из дупла выглядывало 8 беличьих хвостиков. Сколько белок сидело в дупле?
«Посмотри вокруг»
Что бывает прямоугольной формы?
Что бывает круглое?
Что бывает треугольное?
Игры в группе :
Между делами я стараюсь вовлечь ребенка в следующие игровые упражнения.
Который по счету?
На полке стоят игрушки. Кто стоит первым? Третьим?
Кто стоит между вторым и четвертым? Кто второй справа? Кто самый высокий?
Кто самый низкий? Если мы их повернем так, чтобы они смотрели в правую сторону, кто теперь будет первым? Пятым?
Игра с палочками.
Также я предлагаю детям поиграть со счетными палочками, спичками или зубочистками, предварительно отломив у спичек головки с серой. Выложи фигуру, как у меня.
Переложила две спички так, чтобы образовалась пять равных квадратов.
Убираю две спички, чтобы получилось четыре одинаковых квадрата.
Игры на состав числа
Одной из наиболее трудных и значимых тем по математике является состав числа из двух меньших чисел. Можно в игровой форме закреплять знания по этой теме.
Упражнение с орешками.
Возьмите шесть орешков. Зажмите в одной руке два, а в другой четыре. Варианты задания: З и 3, 1 и 5. Покажите ребенку, сколько в одной руке орешков, пусть он сам догадается, сколько в другой. Накройте несколько орешков стаканчиком. Сколько видно? Сколько под стаканчиком?
Дети любят сами играть в математические игры,как
«Танграм», «Квадраты Никитина», «Коломбово яйцо», «Пифагор» и т. д. ;
Таким образом, развивать логическое мышление дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития. Ребёнок — дошкольник с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее научен элементам школьной программы.