елена попова
«Зимующие птицы Республики Коми». Конспект занятия
▼ Скачать + Заказать документы
Зимующие птицы Республики Коми
Конспект занятия в подготовительной группе.
Публикация «„Зимующие птицы Республики Коми“, Конспект занятия» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Природа Коми Республики
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Республика Коми
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2017
Тема: зимующие птицы Республики Коми.
Работу выполнила: Попова Елена Александровна
Сыктывкар 2016 г.
Цель: закреплять знания детей об уже известных им зимующих птицах и познакомить с новыми представителями данного класса (кукша, щур).
Задачи:
1. Расширять и систематизировать представления детей о зимующих птицах; закреплять умения различать по внешнему виду и называть их; продолжать совершенствовать умение составлять описательный рассказ на заданную тему.
2. Развивать интерес и потребность детей в двигательной активности, совершенствовать речь как средство общения.
3. Воспитывать чувство любви ко всему живому, обогащать словарь детей (зимующие птицы, кормушка, орнитолог, кукша, щур и др., воспитывать чувство коллективизма, выдержки. Продолжать развивать навыки восприятия музыкальных произведений, обогащать впечатления.
Предварительная работа: изготовление коллажа «Зимний двор»; чтение художественных произведений о птицах зимой; наблюдения поведения птиц на улице; беседы с детьми о зимующих птицах республики; рассматривание иллюстраций на тему «птицы зимой».
Оборудование: плакаты с зимним пейзажем; коллаж «Зимний двор», сделанный детьми; эмблемы птиц; скотч; иллюстрации: ворона, сорока, голубь, свиристель, тетерев, снегирь, воробей, дятел, кукушка, белая сова, кукша, щур; клей, различные семена, картонные шаблоны, кисть, пеленка; магнитофон, музыкальный диск с записью произведений Камиля Сен-Сана.
Ход занятия. Звенит звонок. Дети садятся за столы.
Воспитатель: здравствуйте ребята, я очень рада вас видеть в полном составе. Все красивые, здоровые. А что бы нам начать наше сегодняшнее занятие давайте друг другу улыбнемся. Подарим, друг другу улыбки и хорошее настроение.
- Ребята, скажите мне, пожалуйста, вы помните французского композитора Камиля Сен-Сан? Какое нам известное музыкальное произведение он написал? ( ответ детей: карнавал животных). Молодцы! В его музыкальное произведение входит много пьес, и сейчас я вам предлагаю послушать еще одну. Звучит музыка (Камиль Сен-Сан Карнавал животных «Птичник»).
- Скажите, ребята, что вы услышали в этом произведении, о ком оно было? Какие звуки вы услышали, какие образы увидели? (ответы детей, кто-то из детей отвечает: птицы).
- Молодцы! Эта пьеса Камиля Сен-Сан называется «Птичник». И сегодня мы с вами будем разговаривать о птицах.
Зимний лес в объятьях тишины
Задремал, укутав ветки снегом.
Будет спать спокойно до весны
Он теперь под серебристым небом.
Как он нынче сказочно хорош
В белоснежном праздничном убранстве!
Он и вправду, кажется, похож
На хрустально - ледяное царство. (Светлана Комогорцева)
- Дети, назовите мне, пожалуйста, какое сейчас время года? (ответы детей)
- Назовите зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль.)
- Ребята, я вам предлагаю сыграть в игру «Снежок». У меня для этого приготовлен снежный ком. (Дети становятся в круг и, передавая «снежок», называют признаки зимы, а если кто-то не назвал признак или повторил тот же самый, заходит в круг и ждёт, когда другие назовут нужный признак зимы.)
- Послушайте, ребята, какая все же у нас зима ( воспитатель повторяет слова детей: морозная, снежная, лютая, холодная, ледяная, ветреная, голодная и тп). Разве все птицы могут пережить нашу зиму? (ответы детей) А какие птицы могут? (ответы детей) Конечно, только зимующие птицы могут пережить нашу морозную, ветреную зиму. И разговор у нас пойдет о зимующих птицах нашей республики.
(вносится коллаж, на котором изображена городская улица и лес, так же на коллаже расположены птицы : свиристель, ворона, сорока, голубь, дятел, воробей, тетерев, кукушка, снегирь, белая сова, кукша, щур).
- Ребята, а вы знаете, кто занимается изучением птиц? ( ответы детей: скорее всего ответят, что не знают) Прежде чем начать нашу исследовательскую работу, давайте превратимся в…. орнитологов. Орнитолог - это человек, изучающий птиц. Он наблюдает за их поведением в лесу, городе и в зоопарке. И сегодня, я старший орнитолог, а вы младшие научные сотрудники. И что бы все знали, что мы орнитологи, предлагаю вам закрепить эти эмблемы птиц (каждому ребенку раздается изображение какой-либо птицы).
- Ребята, кто мы сегодня с вами будем? – орнитологами!
- А сейчас поднимите глаза на наш коллаж. Ответьте что на нем изображено (ответы детей). Зима. Мороз. Снежный лес. Деревья в снегу. Птицы.
- А какие птицы залетели к нам на коллаж, мы сейчас попробуем отгадать (загадываются загадки)
1. Буян-мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает (воробей). Молодцы, ребята. А теперь расскажите мне немного о воробьях. С этим «мальчишкой» мы встречались много раз, и вы уже много про него знаете (небольшой рассказ по желанию ребенка, дети отвечают с места, воспитатель дополняет).
2. Кар-кар-кар! Кар-кар-кар! –
Вот и весь репертуар.
Оглашает крону клёна
Своим пением … (ворона) Молодцы, ребята. А теперь расскажите мне немного о воронах. С этой «певицей» мы встречались много раз, и вы уже много про нее знаете (небольшой рассказ по желанию ребенка, воспитатель дополняет).
3. Кто в беретке ярко-красной,
в черной курточке атласной? На меня он не глядит,
все стучит, стучит, стучит (дятел) Молодцы, ребята. А теперь расскажите мне немного о дятлах. С этой птицей мы встречались много раз, и вы уже много про него знаете (небольшой рассказ по желанию ребенка, воспитатель дополняет).
4. В лесу на ветке она сидит,
Одно "ку-ку" она твердит,
Года она нам всем считает,
Птенцов своих она теряет.
"Ку-ку" то там, то тут,
Как птицу эту зовут? (кукушка) Молодцы, ребята. А теперь расскажите мне немного о кукушке. С этой птицей мы встречались много раз, и вы уже много про нее знаете (небольшой рассказ по желанию ребенка, воспитатель дополняет).
5. Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять (снегирь) Молодцы, ребята. А теперь расскажите мне немного о снегирях. С этим «мальчишкой» мы встречались много раз, и вы уже много про него знаете (небольшой рассказ по желанию ребенка, воспитатель дополняет).
6. Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая (сорока) Молодцы, ребята. А теперь расскажите мне немного о сороке. С этой «болтушкой» мы встречались много раз, и вы уже много про нее знаете (небольшой рассказ по желанию ребенка, воспитатель дополняет).
7. Посмотрите на балкон:
Он с утра воркует тут.
Эта птица - почтальон,
Пролетит любой маршрут (Голубь) Молодцы, ребята. А теперь расскажите мне немного о голубях. С этой птицей мы встречались много раз, и вы уже много про нее знаете (небольшой рассказ по желанию ребенка, воспитатель дополняет).
8. Чёрно-белая окраска,
Над глазами брови красны,
Петухами заливаются,
«Булькают», играются (тетерев) Молодцы, ребята. А теперь расскажите мне немного о тетереве. С этим «мальчишкой» мы не часто встречаемся в жизни, но вы уже наслышаны о нем (небольшой рассказ по желанию ребенка, воспитатель дополняет).
9. Хохолочек на головке.
Птица яркая. Так ловко,
Будто дует кто в свирель,
Распевает … (свиристель) Молодцы, ребята. А теперь расскажите мне немного об этой птице (небольшой рассказ по желанию ребенка, воспитатель дополняет).
(кто-то из детей замечает, что на «зимнем дворе» остались птицы, о которых мы ничего не говорили)
- Хвалю за внимательность. Обратите внимание, что на нашем «дворе» остались птицы, о которых мы ничего не говорили. Приглядитесь, ребята, кто-нибудь узнает этих птиц? (ответы детей) Я хочу вас познакомить еще с двумя птицами, которые зимуют в нашей республике. Это кукша и щур. Вот какие интересные имена они имеют (воспитатель читает небольшие сообщения (приложение №1) о данных птицах, отвечает на вопросы детей, которые появились в ходе слушания).
- Ребята, вы, наверное, немногко устали, давайте разомнемся.
Физкультминутка.
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится (дети шагают на месте)
Прыг-скок, прыг-скок (прыгаем,
Завертелась, как волчок (повороты вправо-влево).
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку (дети показывают движение,
И с дорожки на плетень,
Тири-тири, тень-тень (прыжки).
Пальчиковая гимнастика:
Птичка прилетела (машем кистями рук,
Головкой повертела (пальцы собраны в щепотку, а на другой руке ладонь раскрыта,
Из моей ладошки поклевала крошки (изображают, как клюёт крошки).
- Дети как вы думаете, зимой птицам трудно? (ответ детей) Почему? Зимой всё под снегом, а когда после оттепели наступают морозы, ветки деревьев обледеневают и птицам трудно добывать пищу и т. п.
- Для птиц зимой самое страшное - это голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. Во время гололедицы ледяные корки на ветвях деревьев и на снегу затрудняют птицам добывание корма. В зимнюю стужу, голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. В суровую зиму из десяти синичек выживает только одна. Поэтому необходимо помочь птицам в это трудное для них время.
-Чем человек может помочь зимующим птицам? Как сделать кормушку и правильно подкармливать птиц? (ответы детей) Кормушки для птиц бывают самые разные. Укрепляя кормушку, нельзя обламывать ветки и повреждать стволы деревьев. Нужно начинать подкармливать птиц поздней осенью и продолжать делать это до весны. Необходимо следить, чтобы корм в кормушке был постоянно. Нельзя бросать возле кормушки пакеты и банки, в которых приносите корм! В кормушке не должно быть снега. Не кладите в кормушку куски хлеба, макароны, баранки, корочки апельсинов. Этот корм птицы не съедят. Помните, что птицам нужны семечки подсолнечника, семена арбуза, дыни, тыквы, кусочки несолёного сала, крошки хлеба.
- Мы тоже с вами постараемся помочь птицам и сделаем для них вкусные птичьи пряники. Перед вами шаблоны пряников. Мы их намажем клейстером и выложим на них различные семечки и семена. Так же сделаем и с другой стороны. Привяжем ленточку, чтобы повесить на веточку.
- Теперь птицы, обитающие возле нашего сада, голодать не будут. Спасибо ребята, из вас получились отличные орнитологи! А так как орнитологи должны после себя оставить какую-то научную работу. Объявляется домашнее задание: дома с родителями сделать сообщение о какой-нибудь птице, которая зимует в республике коми. Из ваших сообщений мы составим альбом, который будет называться «Зимующие птицы Республики Коми». И этим альбомом будут пользоваться следующее поколение орнитологов.
Приложение №1
Воробей.
Воробей – это одна из самых известных птиц, обитающих по соседству с жилищем человека. В России встречаются два вида воробьев: воробей домовой, или городской, и воробей полевой, или деревенский. Вес воробья всего от 20 до 35 граммов. Эти птицы видят мир в розоватом цвете. При этом, сильный испуг чреват для птицы даже смертельным исходом, так как существенно повышает кровяное давление. Температура тела воробья около 40 градусов. Воробей за день тратит очень много энергии и поэтому не может голодать более двух суток. Много молодых птиц гибнет ещё в первую зиму, так что средняя продолжительность жизни воробьёв составляет 9-21 месяц.
Ворона.
Ворона – это крупная птица плотного сложения с широким и тупым клювом. По внешнему виду ворону легко отличить от сородичей – тело у нее серого цвета, а вот голова, крылья и хвост – черные, с металлическим отливом. В питании вороны не привередливы. Они могут употреблять и животную и растительную пищу. В городах они, в основном, питаются отбросами. Характер у вороны дерзкий и нахальный. Когда эти птицы в поисках пропитания разоряют чужие гнезда, то не боятся никого, даже человека. Причем вороны прекрасно умеют оценить степень опасности – если в руках у человека палка, ворона и не подумает улетать. Но, завидев ружье, она моментально скроется из вида, и несколько дней не будет появляться в этих местах.
Дятел.
Дятел – птица умная. Стуча по дереву, он по звуку определяет местонахождение насекомых и старательно извлекает их из-под коры. Древесные насекомые, личинки, муравьи – любимая добыча этой птицы. У дятла очень длинный (для пернатых) язык. Для чего ему такой нужен? Дятел ведь не болтун! Языком из всяческих уголков он вытаскивает насекомых, приносящих дереву вред. Ведь не зря его называют «доктором леса». Большой пёстрый дятел – настоящий красавец. В оперении зеленого дятла доминирует зелёный цвет, только голова и уголки клюва – насыщенно красные.
Кукушка.
Кукушка – птица, известная практически каждому. Она довольно беспокойна, избегает общества себе подобных и не любит общаться с другими птицами. Рацион кукушки составляют насекомые, особенно личинки. Её любимое блюдо — мохнатые гусеницы, которыми «брезгуют» остальные птицы (волоски этих гусениц при переваривании пищи крепко втыкаются в стенки желудка). Уничтожение мохнатых гусениц – несомненная помощь кукушки родной природе. Кукушка со старых времён является примером неправильного отношения родителей к детям. Кукушки никогда не строят себе гнёзд и не высиживают птенцов. Свои яйца они подкладывают в гнёзда других птиц. Яйца кукушек по размерам и окраске удивительно походят на яйца тех птиц, в чьи гнёзда они подкладывают их. Это объясняется тем, что в определённых местностях кукушки приспосабливаются подкладывать яйца в гнёзда лишь некоторых видов птиц.
Снегирь.
Снегирь выглядит нарядным – он всегда в красном. На самом деле красногрудки – это самцы снегиря, самочки сами по себе намного скромнее. Грудка у них зеленовато-серая.
Сорока.
Сорока по величине немного крупнее галки, с нарядным оперением. Голова, крылья и хвост сороки, черные с зеленоватым отливом, а брюхо, плечи и отдельные места на крыльях (бока) белые. Хвост длинный, ступенчатый, служит ей рулем при резких движениях на земле и в полете. Сороки предпочитают опушки леса, кустарниковые заросли в поймах рек, рощи, сады, парки, древесные насаждения вдоль железнодорожного полотна. Однако летают сороки не очень хорошо, предпочитая перепрыгивать с места на место.
Голубь.
Пожалуй, самая известная горожанам птица – это голубь. И люди даже в свое время приучили этих птиц доставлять почту. Во многих странах голубя считают священной птицей, а в наше время голуби стали еще и символом мира. Голуби, в отличие от многих других птиц – хорошие семьянины. Создав семью, они уже никогда не расстаются друг с другом. Кормят голуби своих малышей достаточно оригинальным образом – в горле у обоих родителей есть особая зона, которая называется «зоб». К моменту появления птенцов зоб у обоих родителей разрастается и начинает выделять питательное вещество, похожее на творог, которое называют «птичье молочко». Когда птенец проголодается, он начинает стучать клювом по зобу родителя и в ответ получает часть «птичьего молочка». Постепенно родители начинают смешивать «молочко» с семенами растений, а затем и полностью переключают детишек на растительную диету. В случае опасности они прячутся на самом дне гнезда, а если понимают, что их обнаружили, начинают отважно нападать на нарушителя спокойствия, стараясь придать себе вид грозной и хищной птицы.
Тетерев.
В лесах и перелесках нашей огромной страны живет эта красивая черная птица с красными бровками и необычным хвостом в форме лиры. Имя ей – тетерев. Тетерев отлично умеет нырять. Но только не в воду, а в снег. В снегу эти птицы ночуют, а в сильные морозы могут и целыми днями сидеть в сугробе, выбираясь только один раз в день за пропитанием. Птенцы тетерева, в отличие от взрослых особей, питаются животной пищей, которой часто служат муравьи. При возникновении малейшей опасности самка подает громкий сигнал, и птенцы разбегаются во все стороны. А сама мамочка-тетеревиха проявляет недюжинную хитрость и начинает изображать раненную птицу. Она бежит перед хищником, приволакивая крылья, и лишь уведя врага подальше от малышей, взлетает. Когда птенцы освоят искусство полета, надобность в такой хитрости отпадет. Летом тетеревиные семейства питаются лесными ягодами – земляникой и брусникой. Если рядом с лесом есть поля, могут полакомиться и зерном. С началом осени подросшие птенцы уходят от мамы. И лишь с наступлением зимы тетеревиные стаи снова собираются вместе в березовых рощах, где будут терпеливо дожидаться новой весны.
Свиристель.
Свиристель – очень красивая птица с большим хохолком на голове. На крыльях и на хвосте заметна жёлтая кайма. Свиристелей можно узнать по голосу. Они издают журчащие трели: свири-ри-ри-ри. Народная примета гласит: прилетели свиристели и морозы засвистели. Свиристели очень прожорливы. Весь зимний день птицы проводят либо, отыскивая пищу, либо поедая её.
КУКША
Среда обитания
Это лесная птица, она любит селиться в еловых, пихтовых, кедровых лесах. Кукшу можно встретить в глуши лесной на старых, раскидистых деревьях.
Внешний вид
Немного загнутый клюв расположен на выразительной голове. Ноздри покрыты короткой, жесткой щетинкой. Тельце птицы украшает длинный хвост (при полете кукша раскрывает его веером). Размер взрослой птицы :
длина тела от 25 см до 30 см;
вес птицы до 100 грамм;
размах крыльев до 45 см.
Природа одарила кукшу темным оперением. Болотно-бурая спина с серым оттенком плавно переходит в серо-зеленый затылок и черную голову. У некоторых особей окрас может быть с рыжиной. У основания крылья рыжие, а кончики бело-серые. Рыжий хвост с парой темных перьев посередине. Серая грудь плавно переходит к рыжему ближе к хвосту.
Образ жизни. Питание.
Подвижная и тихая. Практически не покидает родного леса, это оседлая птица. Чаще всего живут парами, гнездятся как можно дальше от гнезд других птиц. Кукша является всеядной птицей, поэтому найти себе пропитание не составляет особого труда. Семена и плоды деревьев, ягоды, орехи, насекомые и грызуны — все это, может стать обедом птицы. Также она может разорить чужое гнездо с яйцами или питаться падалью. Удивительно, но кукша делает запасы ягод и семян на зиму в дуплах деревьев.
Размножение
Потомство кукши приносят один раз в год. Самка высиживает яйца до 17 дней. Даже после того, как птенцы начинают вылетать из гнезда, они не покидают его еще некоторое время.
Интересные факты
Самка не покидает гнезда, даже если ощущает угрозу.
Соседние выводки могут объединяться в небольшие группы для путешествия по лесу и добычи еды.
Продолжительность жизни в дикой природе - кукша живет около 12 лет.
ЩУР
Внешний вид
Птица размером со скворца, плотного сложения, с толстым, коротким, чуть крючковатым клювом и сравнительно длинным вырезанным хвостом. У самцов голова, спина и грудь малиновые, брюшко серое, крылья и хвост тёмно-бурые, на плече узкие белые полоски. У самок и молодых птиц малиновый цвет заменён грязно-жёлтым. Кормится обычно на деревьях.
Народные названия щура — «финский петух» или «финский попугай» — связаны с яркой окраской самцов.
Голос
Песня — красивые звучные трельки, крик — звонкое «пьюю-лии». Прилетает щур в конце марта, а с апреля слышатся выкрики подравшихся птиц («рэ-рэ-рэ»).
Крупные, не меньше скворца, толстоклювые птицы копошатся на можжевеловых вершинках, срывая чёрные ягоды. Старые самцы красиво выделяются своей почти сплошной малиново-красной окраской. Самки и молодые (одно-двухгодовалые) самцы розовато-жёлтые, с более заметными пестринами. В крыльях мелькают белые каёмки перьев. Со всех сторон слышится тихая перекличка: «ки-ки-ки», несколько похожая на снегириную. Лишь встревожившись или собираясь взлететь, щуры издают свой дрожащий свист: «фью-вью», так привлекающий внимание к летящей стае.
Гнездование
Гнездование у щуров начинается лишь в июне. В это время самцы громко высвистывают свою флейтовую переливчатую песню, похожую на часто повторяемые позывы. В ней слышится какой-то грустный, меланхолический оттенок, хотя певцы очень оживленны и ведут себя гораздо более подвижно, чем во время зимних кочевок. Гнездо устраивается довольно грубо из различных стебельков и хвойных веток, с более мягкой внутренней выстилкой. Яйца крупные (длина 24—26 миллиметров, голубоватые, с тёмно-бурыми пятнышками. В кладке их обычно бывает не более 3—4 штук.