Анна Рочева
Конспект ОД в старшей группе «Путешествие по городам республики Коми»
▼ Скачать
+ Заказать документы
Конспект ОД в старшей группе по теме «Путешествие по городам республики Коми»
Цель: систематизация и обобщение знаний о городах республики Коми.
Задачи:
Образовательные:
- продолжать знакомить детей с городами Республики Коми (Сыктывкар, Ухта, Печора, Инта, Воркута);
- обогащать представления о природе (мире флоры и фауны, полезных ископаемых, занятиях населения;
Публикация «Конспект ОД в старшей группе „Путешествие по городам республики Коми“» размещена в разделах
- учить ориентироваться по карте;
- расширять кругозор.
Развивающие:
- развивать внимание, память, мышление.
Воспитательные:
- воспитывать чувство любви и гордости за свой край, свою родину.
Материал: мультимедийная презентация по теме «Путешествие по республике Коми», карта республики Коми, контурные карты формата А4 на каждого ребёнка.
Ход:
I часть. Организационный момент.
Дети и воспитатель входят зал, образуют круг. На экране заставка. (Слайд 1).
Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся с гостями, пожелаем всем доброго утра! Вы знаете, у меня сегодня такое хорошее настроение, и я хочу им поделиться со всеми вами. (Упражнение «Поделись настроением». Дети берутся за руки и передают свое «хорошее настроение» друг другу по кругу через рукопожатие).
Воспитатель: А теперь, ребята, давайте поднимем наши ручки высоко-высоко, помашем ими, чтобы хорошее настроение появилось не только у нас, но и у наших гостей и еще у всех жителей нашего города. (Дети поднимают руки и машут ими).
II часть.
Воспитатель: А кстати, вы не забыли, как называется наш город? (Слайд 2).
Дети: Сыктывкар.
Воспитатель: А что вы можете интересного рассказать о нашем городе? (Ответы детей).
Если дети затрудняются с ответами, воспитатель задает вопросы:
1. Чего у нас в городе много? (торговых центров, автомобилей, деревьев, улиц, памятников и т. д.).
2. Какие у нас в городе есть фабрики и заводы? (Молочный завод, хлебозавод, завод по производству бумаги и т. д.).
3. Как называется река, на которой стоит наш город?
4. А кто знает, как раньше назывался Сыктывкар?
5. Какие театры и памятники есть в нашем городе?
Воспитатель: Да, ребята, Сыктывкар – это столица Республики Коми, ее главный город. Но самое главное, Сыктывкар – это наш родной город, здесь мы родились, здесь живут наши семьи.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, на карту Республики Коми (Слайд 3). Какая она? (Ответы детей). Очень большая. В нашей Республике много разных городов, сёл, деревень, в которых живут, трудятся, растут жители коми края. А какие еще города нашей Республики вам известны? (Ответы детей). А что вы можете интересного рассказать про Ухту? Инту? (Ответы детей).
Воспитатель: Да, ребята, оказывается мы с вами не так уж много и знаем о городах нашей Республики. Надо это исправлять. А каким образом мы можем больше узнать о городах? (Спросить у родителей, почитать в Интернете, посмотреть в энциклопедии, отправиться на экскурсию и т. д.). Я вам сегодня предлагаю отправиться в виртуальное путешествие по нашей Республике и побывать в роли путешественников - исследователей. Вы согласны?
Дети: Да.
Воспитатель: Каждый из вас получит маршрутный лист – контурную карту Республики Коми, на которой вы будете отмечать те места, куда мы сегодня попадём, что интересного мы узнаем о городах Республики Коми, тоже будем фиксировать на карте (маршрутном листе). Итак, вы готовы к путешествию? (Да). Приготовили свои карты. Давайте мы на них отметим начальный пункт путешествия точкой. (Дети на картах отмечают г. Сыктывкар).
Воспитатель: Для путешествия нам надо выбрать транспорт. На каком транспорте мы можем путешествовать по республике? (Автомобиль, самолёт, поезд, корабль, велосипед). Самый удобный вид транспорта для путешествий – поезд. И сегодня мы отправимся в путешествие на поезде. А откуда отправляются все поезда? (От железнодорожного вокзала). (Слайд 4). Предлагаю вам занять места в вагоне – скоро отходит поезд. Но, ребята, так как мы с вами находимся в поезде, а поезд – это общественный транспорт, то мы теперь с вами как называемся? (Пассажиры). А как должны вести себя пассажиры в общественном транспорте? (Не шуметь, не бегать, не прыгать, быть осторожными, внимательными и вежливыми).
Воспитатель: Ребята, мы отъезжаем от Сыктывкара, давайте скажем ему «До свиданья». Нас ждет впереди много увлекательных открытий. Ребята, посмотрите в окно (Слайд 5) - не успели мы отъехать от города, как попали куда, что вы видите в окно? (Лес). Да, Республика Коми богата лесами. А что такое лес? (Это когда много деревьев). А какие деревья растут в нашей республике? (Сосна, ель, береза, тополь, осина, рябина и т. д.). А сможете вы узнать деревья по их листочкам? Давайте проверим. (Игра «Назови дерево по листьям и плодам») (Слайд 6).
Воспитатель: Ребята, пока мы играли, не заметили, как подъехали к какому – то городу. Итак, наша первая остановка – это город Ухта (Слайд 7). Что интересного мы сейчас узнаем об этом городе? Город Ухта называют «Жемчужиной Севера». Он располагается в центре республики Коми (Слайд 8). Давайте найдём и отметим его на наших контурных картах (дети отмечают). Город богат полезными ископаемыми: нефть, чёрные и цветные металлы, лечебно-минеральные и пресные воды и многое другое. Главное занятие жителей Ухты – нефтедобыча (Слайд 9). Я предлагаю на наших маршрутных листах отметить нефть значком (с детьми определяем значок – чёрный треугольник - так отмечается это полезное ископаемое на картах). Город Ухта - исторический город. В нем много достопримечательностей – различных памятников, скульптур, исторических зданий (Слайд 10) : памятник Прометеям Севера, памятник Ю. А. Гагарину, памятник нефтянику и газовику, памятник воинам, погибшим в годы войны («Вечный огонь», фонтан. Природа Ухты красива во все времена года (Слайд 11). Понравился вам город, ребята? (Ответы детей). А нам пора отправляться дальше. Занимайте свои места в вагоне поезда. Отправляемся! Что сейчас видите в окно? (Слайд 12). (Опять лес). А как вы думаете, в этом лесу кто-то живет? (Да. Животные). А каких животных нашей республики вы знаете? (Ответы детей). А теперь задание для самых внимательных – вы должны назвать животное, которое не живет в нашей республике (Игра «Кто лишний»). (Слайд 13).
Воспитатель: Ребята, мы с вами доехали до следующего северного города Печора (Слайд 14). Печора - это портовый город. Давайте отметим его на карте. А ещё в городе Печора добывают электроэнергию и там есть гидрометеорологическая обсерватория. Здесь работают люди, которые следят за погодой и дают её прогноз жителям всей республики (Слайд 15). Река Печора – самая широкая в Республике Коми (Слайд 16). В чистой, незагрязненной промышленными отходами реке, обитают разнообразные виды рыбы (Слайд 17) : щука, сига, окунь, нельма, чира. Люди здесь занимаются рыболовством. А кто-нибудь из вас, ребята, знает, откуда берет начало река Печора? Посмотрите (Слайд 18). Какие красивые пейзажи. Это место в нашей республике называется Печоро – Илычский заповедник. Природа здесь первозданная, потому что людям трудно добираться по горным хребтам и речкам. А эти каменные статуи вы когда-нибудь видели? Как они называются? (Столбы выветривания). Это удивительное место. Когда-нибудь мы совершим путешествие в этот заповедник и познакомимся поближе с его достопримечательностями. А сейчас вы наверно немного устали. Давайте с вами поиграем в игру на коми языке («Ошко-бабо»). Кто такой ош? (медведь).
С помощью коми считалки выбирается водящий – медведь:
- Оти,кык,куим,нель-коз пу йыло ошйыс коль.
Медведю дают маску и он садится в угол.
Детям раздаются карточки с изображениями ягод, которые растут в Республике Коми. Они идут по направлению к медведю и говорят такие слова:
- Ошко-бабо, ошко-бабо и по очереди каждый ребёнок называет свою ягоду, изображённую на карточке (чодто, пувто, озто, мырпомто, турипувто и т. д. вотам). Бур вотоссо октам, а лёк вотоссо шыбитам. Дети при движении к медведю имитируют сбор ягод и выброс плохих. После произношения последних слов «медведь»- водящий осаливает подошедших к нему детей. Осаленный ребёнок становится водящим.
Воспитатель: наше путешествие продолжается, юный путешественник –исследователь, посмотри в окно. Мы приехали с вами ещё в один северный город, который называется Инта. (Слайд № 19). Я также предлагаю отметить его на маршрутных листах – картах. Город, который многое может нам рассказать. В этом северном городе добывают уголь. (Слайд № 20). Давайте мы его на наших картах отметим значком – чёрный квадрат. А давайте мы с вами прогуляемся по улицам города (Слайд № 21). Он красив зимой и летом, в нем много достопримечательностей – это и водонапорная башня, она изображена на гербе города. Этот архитектурный памятник охраняется государством. Он выложен из красного кирпича. Обратите внимание на украшение домов. Они стоят как сказочные теремки. А вот – Монумент Славы, посвященный воинам, погибшим в Великой Отечественной войне. (Слайд 22).
Воспитатель: Ну что, ребята, отправляемся дальше. Посмотрите в окно – леса уже не видно, вокруг простирается бескрайнее поле – мы попали в тундру. (Слайд 23). А вот вдалеке виднеется самый северный город нашей республики - Воркута. (Слайд 24). Давайте мы отметим самый северный город на наших картах. Воркута - город шахтеров, там добывают ценное топливо для всей страны - каменный уголь (показываю иллюстрацию шахтеров). Давайте возле Воркуты на картах также поставим значок – чёрный квадрат.
Долго длится зима и очень короткое лето на крайнем севере, где даже летом земля не успевает до конца оттаять, и поэтому там не растут деревья. Огромные безлесые пространства с множеством болот называют тундрой (Слайд 25).
Воспитатель: Город Воркута был сначала маленьким посёлком. А так выглядит Воркута в наше время. (Слайд 26). А как вы думаете, что это такое в небе над городом? (Слайд 27). (Северное сияние). Северное сияние – это необычайно красивое природное явление. Вообще, северное сияние — это свечение верхних слоев атмосферы, обладающих магнитосферой, вследствие их взаимодействия с заряженными частицами солнечного ветра. Красиво? Очень красиво.
III часть. Итог.
Воспитатель: Ребята, смотрите, за окном уже темнеет. Нам пора возвращаться. А пока мы едем, посмотрите на свои маршрутные листы и скажите, в каких городах Коми республики удалось нам побывать, и расскажите об их главных богатствах. (Дети дают ответы).
Воспитатель: Дорога долгая, ребята. Поэтому я приготовила для вас задание (Слайд 28). Выполнив его, вы увидите очень важное слово – и без труда скажете – почему мы возвращаемся в Сыктывкар. Для того, чтобы выполнить задание, нужно правильно отвечать на вопросы, быть внимательными, кое-что вспомнить. А в желтые фигуры мы будем вставлять первые буквы слов – отгадок. Вам понятно задание? (Да). Сколько букв в этом слове (6). Чтобы открыть первую букву, надо назвать животное: оно обитает в нашей республике. Это хищник из семейства кошачьих. Голова небольшая, круглая. Глаза большие. На ушах кисточки. Это животное вы сегодня уже видели. Узнали? Это рысь. (Слайд 29). Какая первая буква в слове «рысь» - Р. Значит в нашем слове первая буква – Р. (Слайд 30). Чтобы узнать вторую букву – нужно назвать дерево, лист которого вы видите (Слайд 31). Узнали? Это осина. Какая первая буква в слове «осина»? О. Открываем буку О. (Слайд 32). Открываем третью букву – мы сегодня путешествовали на поезде по железной … (дороге). Третья буква – Д. (Слайд 33). Кто-нибудь уже догадался, что это за слово?
Если нет, то четвертая буква – название города, в который мы приехали третьим по счету (Инта) – первая буква И. (Слайд 34). Что за слово получилось? «РОДИНА» (Слайд 35). Вот почему мы с вами возвращаемся в Сыктывкар, потому что этот город – наша РОДИНА. Здесь наши мамы и папы, братишки и сестренки, бабушки и дедушки. Здесь наш любимый детский сад. Внимание, ребята, мы приближаемся к Сыктывкару, вот уже виден железнодорожный вокзал. (Слайд 36). Готовимся к выходу.
Воспитатель: А на прощание я хочу дать вам домашнее задание – нарисовать полюбившиеся виды городов республики Коми, в которых мы сегодня побывали и с помощью маршрутных листов – карт рассказать родителям о нашем сегодняшнем путешествии. До свидания. Аддзысьлытодз.