Елена Лузгина
«Зимующие птицы». ООД по развитию речи в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
ООД по развитию речи в старшей группе.
Составление описательного рассказа о зимующих птицах.
Провела Лузгина Елена Тимофеевна, воспитатель высшей квалификационной категории
Задачи:
• Обогащать и активизировать словарь детей по теме, образовывать сложные слова, формы родительного падежа, учить отгадывать загадки, в том числе музыкальные.
• Развивать:
умение составлять описательный рассказ о птицах по картинному плану,
умение чисто и правильно произносить звуки и слова,
мелкую моторику пальцев.
Публикация «„Зимующие птицы“, ООД по развитию речи в старшей группе» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2021
мышление: умение понимать вопросы и задания, анализировать, что получается и не получается.
• Воспитывать :
доброжелательное отношение к птицам, вызывать стремление беречь их, помогать выжить зимой.
желание узнавать новое, интересное
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие»
Оборудование: снежинки на веревочках по количеству детей, предметные картинки зимующих птиц А4, аудиозапись голос синицы и дятла, картинка совы для зрительной гимнастики, кормушка с кормом, птицы, вырезанные из бумаги для закрепления на кормушке, маски птиц, картинки - схемы для составления рассказа.
Ход занятия.
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, сколько к нам пришло гостей! Давайте с ними поздороваемся и пожелаем «Доброго утра»
Дети:
- Доброе утро.
- Ребята, а какое сейчас время года? (Зима)
Давайте расскажем, как хорошо гулять зимой.
Проводится пальчиковая гимнастика:
Раз. Два. Три. Четыре. Пять, загибают пальцы
Мы во двор пошли гулять. Шагают указательным и большим пальцем по руке
Бабу снежную лепили, Катают комочки
Птичек крошками кормили. Движение «щепоткой»
С горки мы потом катались, Скольжение кистью руки по другой от плеча к запястью
А ещё в снегу валялись Переворачиваем ладони вверх- вниз
Все в снегу домой пришли, Шагают указательным и большим пальцем по руке
Разделись, руки помыли, По тексту
Суп поели, спать легли.
В. Конечно, если хорошо погулять на прогулке, то сон будет крепкий и здоровый
Сегодня мы будем учиться красиво и правильно говорить. Давайте, потренируемся, разомнем наши губы и голос. (Произнесение, четко артикулируя: А_О_У_И_Ы_Э)
- Теперь я тихо, вы громко: А_О_У, я громко, вы тихо: И_Ы_У.
Разомнем язычок: Язычок проснулся и выглянул в окно: показался – спрятался (3 раза, решил посмотреть, сколько времени, не проспал ли он? Упражнение «Часики» - язык влево - вправо. А мама увидела, что язычок высовывался в окно и наказала его: упражнение «Накажем непослушный язычок». Сидит язычок, смотрит в окно и увидел снежинки – вот такие. (Воспитатель раздает снежинки на веревочке) Подуем на них, раскачаем, положим на руку и сдуем.
В. - А вот о ком мы будем красиво и правильно говорить сейчас узнаете.
К нам сегодня кто-то торопится в гости, пройдем на стулья.
(Дети садятся на свои места).
Воспитатель:
- Ребята, к нам еще кто-то торопится, а чтобы узнать, кто это, послушайте загадки.
1) Любит прыгать и летать,
Хлеб и зернышки клевать.
Вместо «Здравствуйте» привык
Говорить всем чик-чирик.
(воробей)
(Ребенок, который отгадал загадку, выходит к доске, находит воробья и крепит к магнитной доске).
2. Окраской- сероватая,
Повадкой- вороватая,
Крикунья- хрипловатая,
Известная персона
Кто она?. (Это птица- ворона).
3. Чернокрылый, красногрудый,
Он везде найдет приют.
Не боится он простуды-
С первым снегом тут как тут. (Снегирь)
4. Это птица – символ мира!
Чердаки её квартира
Там, где площади, фонтаны,
Ищет крошки постоянно! (Это птица- голубь)
Любопытством этой птицы Нам нельзя не восхититься!
Что на солнце заблестело, Стащит ловко и умело
Ну а новости так те, Нам “приносит на хвосте”.
Белобока, черноока, И зовут её… (Сорока)
Музыкальные загадки о дятле и синице.
Воспитатель:
- Давайте перечислим всех наших гостей.
- Ребята, как назвать этих птиц вместе- они какие? Зимующие. Повтори….
- Наш язычок размялся, теперь пусть потрудится и выполнит задания от зимующих птиц.
1-е задание: «Отгадай словечко»
У сороки белые бока значит она какая – белобокая, длинный хвост – длиннохвостая,
у снегиря красная грудь, значит он какой – красногрудый,
у синицы грудь желтая, значит она какая: желтогрудая,
у воробья, серая – он серогрудый,
у птенцов желтый рот, значит они – желторотые.
У дятла длинный клюв- значит он длинноклювый.
У вороны черный нос, значит она… черноносая
У синички звонкий голос, значит она - звонкоголосая
2-е задание. Расскажем чистоговорку.
Ицы-ицы-ицы- зимующие птицы.
Ока-ока-ока- сорока- белобока.
Ница-ница-ница- желтогрудая синица.
Гирь-гирь-гирь- красногрудый снегирь,
Ушка-ушка-ушка- птиц спасет кормушка,
Ить-ить- ить- будем птичек мы кормить,
Ить- ить –ить –будем птичек мы любить.
Задание 3. «Один- много» На моей кормушке всех птиц будет по одной, а у вас много.
Один шустрый воробей- много. воробьёв.
Один сизый голубь- много. голубей.
Одна крикливая ворона- много. ворон.
Один пестрый дятел- много. дятлов.
Одна длиннохвостая сорока- много сорок.
Один красногрудый снегирь – много снегирей.
Физминутка
- Вокруг себя повернись и в птиц превратись!
(Полетели на ковер)
Ой, летали птички, птички невелички.
Все летали, все летали, крыльями махали! (На ковре)
На дорожку сели, зернышки поели.
Перышки почистим, чтобы были чище.
Гимнастика для глаз (используется птица, прикрепленная на палочку)
- А теперь давайте дадим нашим глазкам отдохнуть.
В лесу темно (накладывают руки ладонями на глаза,
не надавливая на них. Пальцы скрещены на лбу).
Все спят давно
Одна сова не спит, на суку сидит
(снимают руки с глаз, широко открывают глаза).
Во все стороны глядит: Влево- вправо, вверх- вниз –по 3 раза, (движение глаз при фиксированном положении головы, заморгала (моргают) и заснула
В лесу темно. Все спят давно (накладывают руки ладонями на глаза,
не надавливая на них, пальцы скрещены на лбу)
Достаю кормушку. (В кормушке лежит корм)
Посмотрите, в кормушке корм, а птиц нет. Каждый,кто потрудится и опишет любую птицу, посадит ее на кормушку. Готовы? (Дети возращаются на стулья)
- Вот план рассказа. (Вывешиваются 3 картинки А4: на первой вопросительный знак, на второй разноцветные перья, на третьей виды корма)
- Сначала нужно сказать, как называется птица, затем, как она выглядит, потом - чем питается.
Например: Это – воробей. У воробья грудка серенькая, голова, спинка и хвост коричневые, питается семечками, хлебными крошками, крупой.
Рассказы детей. Каждый, кто рассказал. Прикрепляет птицу из картона к кормушке.
Воспитатель:
- Молодцы, ребята, теперь снова вокруг себя повернись и в птиц превратись. (Дети надевают маски, воспитатель читает текст, «птицы» подлетают к кормушке)
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
В гости в первый день недели
к нам синицы прилетели
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду,
А в четверг со всех краев
Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей,
А в субботу на пирог
Налетели 7 сорок,
В воскресенье, в воскресенье было общее веселье! – дети берутся за руки, образуют круг, водят хоровод, каждая птица подает свой голос)
Воспитатель:
- На этом наше занятие подходит к концу.
- Вам понравилось, сегодня занятие?
- А какое задание понравилось больше всего?
- Какое задание вызвало у вас трудности?