Людмила Богданова
Конспект НОД «Земля — наш общий дом» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 «Светлячок» г. Осташков Тверской области.
НОД: «Познавательное развитие»
Тема: «Земля – наш общий дом»
Воспитатель высшей категории:
МБДОУ детский сад №3 «Светлячок»
Богданова Людмила Александровна.
г. Осташков
Программное содержание:
Публикация «Конспект НОД „Земля — наш общий дом“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Планета Земля - наш дом
- Планета Земля. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Образовательные: Познакомить детей с историей появления глобуса – модели нашей Земли;
Формировать представление о планете Земля; дать понятие о существовании экосистем: лес, луг, река, море, океан, горы.
Продолжать учить давать полные ответы на вопросы воспитателя
Развивающие: Развивать любознательность, коммуникативность, творческое воображение.
Развивать память, внимание.
Воспитательные: Воспитывать дружеские взаимоотношения, положительное отношение к окружающему миру, к природе.
Материал:
Компьютер, экран
Изображения звездного неба, планеты Земля, диск с записью классической музыки, голоса птиц.
Серия картинок с изображением экосистем: лес, луг, река, море, океан, небо с белыми облаками.
Карточки с изображением животных, птиц.
Пазлы с изображением луга для игры «Собери картинку».
Цветные сердечки для выявления настроения после занятия.
Стаканы с чистой и речной водой.
Ход занятия
Воспитатель вместе с детьми, взявшись за руки, образовывают круг – «солнышко».
Воспитатель: Ребята, вы сегодня пришли в детский сад с каким настроением?
Дети высказываются.
Воспитатель читает стихотворение и предлагает детям выполнять движения.
«Справа друг и слева друг.
Ты мой друг и я твой друг.
Я желаю тебе сегодня добра!
Ты желаешь мне сегодня добра!
Если будет трудно – я помогу!
Давай с тобой обнимемся
И над землёй поднимемся,
Тепло сердец соединим
И станем солнышком одним!»
Воспитатель: Вот мы и подарили друг другу тепло, стали добрее и дружелюбнее. А изменилось ли ваше настроение?
Дети отвечают.
Предлагаю пройти к стульям.
Воспитатель:
- Ребята, вы когда-нибудь видели звёздное небо? Расскажите, какое оно.
Ответы детей
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите на экран. (появляется картинка звёздного неба.
Рассматриваем звёздное небо (звучит музыка)
- Как вы думаете, звёзды большие или маленькие?
Ответы детей.
Правильно, видим мы их маленькими, потому что они далеко от нас, а на самом деле они очень большие.
- Космонавты научились летать очень далеко от нашей земли, но до звёзд они не долетели. Зато они видели сверху нашу Землю. Оказывается, наша Земля – голубая. Космонавты сфотографировали её из космоса.
Посмотрите на экран. (Фотографии Земли)
Какая удивительная планета – Земля!
На её поверхности плещутся моря и океаны, текут реки и ручьи, расстилаются широкие равнины, шумят зелёные леса, поднимаются высокие горы. Земля вращается вокруг своей оси и одновременно вокруг Солнца – самой большой звезды. Поэтому у нас бывают разные времена года.
-А какое сейчас время года?
-Почему вы так думаете?
Меняется время суток. Какой стороной повернётся Земля к Солнцу, там - день, где неосвещённая сторона – там ночь.
-Какие времена суток вы знаете?
- Назовите, какое время суток сейчас.
-Наши далёкие предки мало знали о планете Земля, на которой мы с вами живём. Они хотели много узнать о нашей планете, поэтому отправлялись в путешествия. Странствия эти продолжались много дней и ночей. Как же путешественники ориентировались? Когда наступала ночь, они ориентировались по звёздам, а днём – по солнцу. Затем люди придумали такие предметы, как компас, карта, глобус (рассматриваем эти предметы)
-Посмотрите, это глобус, макет наше планеты Земля. Глобус придумали и сделали люди. Глядя на глобус, мы можем много узнать о нашей планете. Например, какой формы Земля? Есть ли суша? Много ли на планете воды? Давайте по внимательнее рассмотрим глобус. Раскручиваю его.
-Какие цвета вы видите? (голубой)
- Это потому, что на нашей планете много воды (океаны, моря, реки, ручейки)
-Какие цвета ещё вы видите? (белый, зелёный, коричневый, жёлтый)
-Каждый цвет что - то обозначает : белый - снега, коричневый – горы, жёлтый - пески, зелёный - леса.
Наша планета самая красивая из всех планет. Только на Земле есть жизнь и всё многообразие природы. Сколько всего замечательного на Земле.
«Среди планет, что знаем мы с тобой
Земля всех краше.
Её не даром называют голубой.
Её леса, луга подобны чуду
Жизнь – на Земле лишь,
Люди здесь повсюду
И только здесь всем слышен
Детский смех»
Во время чтения стихотворения звучит музыка.
Воспитатель предлагает посмотреть на экран, там изображён луг. Закройте глаза и представьте, что мы с вами на лугу. Садимся в свободных позах на ковёр. Представьте, что мы лежим в высокой густой траве, усеянной цветами. Среди травы слышно стрекотание разнообразных насекомых, а над цветами порхают бабочки невиданной красоты, жужжат пчёлки, собирая душистую пыльцу. Вся земля похожа на большой красивый ковёр. Но, ни один ковёр, сотканный руками человека, не сравнится с красотой лугов в живой природе.
Воспитатель:
- Ребята, а сейчас мы превратимся в цветы.
Звучит музыка. Релаксация
Дети сидят на корточках, голова наклонена вниз.
Пригрело солнышко, появился росточек, (дети медленно привстают)
Под тёплыми солнечными лучами, тёплым дождём
Стал он расти, вырос прекрасный цветок (дети стоят, руки вверху ладошки закрыты)
Утром цветочек раскрыл свои лепестки, огляделся вокруг
Какая прекрасная природа, улыбнулся.
(дети раскрывают ладошки, смотрят по сторонам)
Тут подул ветерок, цветок закачался вправо, влево,
Наклонился вперёд
(дети делают повороты, наклоны)
Стало солнышко садиться, стало цветочку грустно,
н закрыл свои лепестки, надеясь на завтрашний день.
Воспитатель
- Ребята, а сейчас я хочу вам предложить пазлы, только собрав, их мы, получим красивую картину и узнаем, что там изображено. Их надо собирать (Луг).
(Коллективно)
Воспитатель:
- А теперь пройдёмся по лесу. На экране изображения лесов: хвойный, берёзовая роща, смешанный. Мы видим разнообразные по строению, по виду деревья. Тут и сосна, и мощный дуб, и кудрявая берёза, и душистая липа
В лесу слышны голоса птиц, живут разные животные.
- Ребята, назовите каких птиц и животных лесных вы знаете?
-Ребята, вы сейчас будете отгадывать загадки.
1. Летом бродит без дороги
Между сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза пряча нос (медведь)
2. Посмотрите-ка, какая
Вся горит, как золотая
Ходит в шубке дорогой
Хвост пушистый и большой (лиса)
3. Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы –
Уши больше головы? (заяц)
Воспитатель:
- Ребята, давайте посмотрим на карту, какого цвета, здесь больше?
-Голубого.
- Это океаны, моря, реки, ручейки.
Бегут ручейки в подземном царстве, вода в них чистая. Подыщет ручеёк место, где можно вырваться из-под земли, там образуется родник. Бьёт он ключом, вода в нём холодная прозрачная. Из родника вода попадает в реку, из реки - в море, из моря – в океан. На нашей планете много разных рек, как больших, так и маленьких. Назовите, какие реки вы знаете?
- А как называется наша река?
На экране появляется картинка с изображением берега реки. На берегу разбросан мусор.
Река:
«Ребята, я – речка, была когда – то голубой, прозрачной. Мне было весело, мои воды весело журчали и плескались о берег, было много водных жильцов. Я очень любила, когда на мои берега приходили люди и отдыхали, купались, загорали. Всё было хорошо! Но люди всё чаще стали после себя оставлять мусор. Мне стало обидно, грустно, что они так поступают со мной. Воды посерели, водные жильцы исчезли»
Воспитатель:
- Бедная речка. Ребята вам её жалко?
-Как вы думаете, почему мы себя почувствовали здесь неудобно?
- Я думаю, что в наших силах помочь реке.
-Что мы должны сделать?
Ответы детей.
Река: «Ребята, спасибо вам. Я думала, что мне придётся погибнуть среди мусора, а вы спасли меня. Посмотрите, какой была грязной вода у меня. Воспитатель показывает стакан с мутной водой. А теперь посмотрите, какая стала чистая, прозрачная водичка, видно даже самое дно, все камешки. Воспитатель показывает стакан с чистой водой.
Река: «Ребята, чаще приходите на мой бережок отдохнуть, я вам всегда буду рада. Я вам приготовила небольшой подарок. Эта водичка из родника, который впадает в мои воды»
Воспитатель:
- Ребята, давайте поблагодарим речку за чистую водичку. Ведь чистая вода – это самый прекрасный подарок. На земле всё меньше остаётся чистых рек. Мы должны беречь и охранять реки, моря, океаны, не загрязнять их. Мы должны сделать так, чтобы наша Земля была богата животными, птицами, растениями.
- А как мы можем сохранить всё это богатство?
Ответы детей.
Мне хотелось бы закончить занятие стихотворением Е. Шкловского
«Смотрю на глобус – шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой!
И шепчут мне материки:
«Ты береги нас, береги!»
В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза,
И тихо просят родники:
«Ты береги нас, береги!»
Грустит глубокая река,
Свои, теряя берега
И слышу голос я реки:
«Ты береги нас, береги!»
Остановил олень свой бег:
«Будь человеком, человек!
В тебя мы верим – не солги
«Ты береги нас, береги!»
Смотрю на глобус – шар земной,
Такой прекрасный и родной.
И шепчут губы: «Не солгу
Я сберегу вас, сберегу»
Во время чтения звучит классическая музыка «К Элизе», на экране появляются фотографии с природой.
Воспитатель: Ребята, вы теперь знаете, что наша планета Земля самая прекрасная и что только здесь есть жизнь, живут люди, животные, растут деревья, цветы – всё это надо беречь и охранять.
Наше занятие подошло к концу, ребята я вам предлагаю выбрать цветные сердечки, которые соответствуют вашему настроению после занятия.
Литература:
«Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью» И. В. Алёшина;
«Комплексные занятия в подготовительной группе» Т. М. Бондаренко;
«Конспекты занятий по познавательному развитию и экологии в подготовительной группе» В. Н. Волчкова
Энциклопедия «Что, зачем, почему?»;