Светлана Чебакова
«Здравствуй, Зимушка-зима». Конспект занятия по окружающему миру с детьми подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Образовательная область «Познавательное развитие»
Учить составлять число восемь из двух меньших,пользоваться математическими знаками. Закреплять умение измерять объем жидких тел, с помощью условной мерки. Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 8. Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, определяя словом положение условных обозначений (в правом верхнем уголке, в левом нижнемуголке и т. д.).Расширение и обогащение знаний детей о типичных зимних явлениях в живой и неживой природе. Воспитывать познавательный интерес.
Образовательная область «Речевое развитие»
Закрепить знания детей о ранее прочитанных сказках.
Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся героем. Совершенствовать диалогическую форму речи.
Совершенствовать умения характеризовать ситуацию; высказывать предложения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих. Активизировать словарь: «сиверко», лаборатория, кристаллики
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»
Развивать сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу. Совершенствовать двигательные умения и навыки детей; упражнять детей в умение выполнять движения, согласно тексту стихотворения. Воспитывать привычку самостоятельно убирать свое рабочее место, после творческого задания.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Продолжать учить использовать в работе нетрадиционный материал (соль).Продолжать развивать умение пользоваться клеем, кистью, простым карандашом.
Материал и оборудование: проектор, магнитофон
Демонстрационный: произведение Вивальди «Времена года. Зима» презентация, крупа перловая, 2 ёмкости, мерка большая и маленькая, счетный материал (зайчики, белочки, условные обозначения на карточках, снежинки.
Раздаточный: цифры 7, 1,4, знаки +, +=, крупная соль на тарелочке, ложка, листа на каждого ребёнка, карандаш простой, сигнальные карточки (красный, зелёный, листы темных тонов, клей, кисточки
Предварительная работа:
1. Чтение русских народных сказок «Снегурочка», «12 месяцев», «Морозко»
2. Рассматривание альбома «Сказки», «Времена года»
Ход образовательной деятельности:
Организационный момент.
В. Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам пришло, давайте поздороваемся.
(воспитатель приглашает детей присесть на стульчики, звучит музыка
В. Прослушайте фрагмент музыкального произведения («Времена года. Зима» В. Вивальди).Как вы думаете, какое время года передаёт это произведение? (Ответы детей).
В. Красота зимней природы вдохновляла композиторов писать новую музыку. Также зимой восхищались поэты, писатели. А сколько прекрасных стихов и сказок написано!
В. Я предлагаю вам поиграть в игру «Угадай зимнюю сказку»
В. Я зачитаю отрывок, а вы отгадайте из какой сказки эти слова:
«И стала расти у стариков дочка не по дням, а по часам; что ни день, то все краше становится. Сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца нет вовсе…» (Снегурочка)
«Девочка прибавила шагу и вышла на полянку, да так и обмерла. Светло на полянке, точно от солнца. Среди полянки большой костер горит – чуть ли не до самого неба достает. А вокруг костра сидят люди…» («12 месяцев» С. Я Маршак)
«Старик затужил, заплакал, однако делать нечего – бабы не переспоришь. Запряг лошадь:
- Садись, мила дочь, в сани. Повёз, бездомную в лес, свалил в сугроб под большую ель и уехал…» («Морозко»)
В. Да, ребята, это сказка «Морозко»
В. Какая девочка вам больше понравилась?
Дети: Рукодельница.
В. Вот и отправила Злая Мачеха Рукодельницу в лес. А в лесу
Кажется, непогода разыгралась.
Воспитатель: Какие звуки вы слышите в зимнем лесу?
Дети: Вой ветра, скрип деревьев, хруст снега.
Воспитатель: Как можно описать словами зимний воздух?
Дети: Тихий, прохладный, колючий, звенящий, хрустальный, прозрачный.
Воспитатель: Как живут звери зимой? Слайд 9
Дети: Некоторые животные зимой спят. Это медведь, еж, барсук, бурундук. Другие животные заняты зимой добычей корма? (заяц, лиса, волк, белка)
Слайд 10
Воспитатель: Какой бывает зимний ветер?
Дети: Холодный, ледяной, порывистый
Воспитатель: С давних времен в народе существовало деление ветров на добрые и злые. Так, благоприятный, слабый ветерок называли «святым воздухом», а холодный ветер с севера называли «сиверкой». Когда становилось холодно, так и говорили: «Сиверка подул» Покажите, как дует слабый ветерок. А теперь сильный (дети имитируют).
В. Ребята, а в лесу все дороги замело, давайте поможем Рукодельнице расчистить тропинку к лесу. Разделимся на две подгруппы. У нас с вами две одинаковые емкости, но две разных мерки, за снег мы берем – перловую крупу. У одной подгруппы – большая мерка, у другой – маленькая. Количество крупы одинаковое. Ребята по очереди переносят крупу в емкости, считаем количество высыпанных мерок. (вывод: - Какая подгруппа перенесла крупу быстрее? (У которой мерка большая).
- Какой подгруппе пришлось переносить крупу по два раза? (У которой мерка маленькая).
В. Давайте подведем итог.
В. Быстрее наполняется ёмкость большой меркой.
В. Вот мы и расчистили Рукодельнице тропинку.
В. А в лесу она встретила лесных зверюшек.
(Показ на мольберте счетного материала)
В. Семь зайчиков сидят под елью, один – под кустиком.
(Показ на мольберте счетного материала: 7 зайчиков справа, 1 слева)
В. Сколько всего зайчиков встретила рукодельница?
Дети: 8 зайчиков
В. Всего рукодельница встретила восемь зайчиков.
В. Как узнали?
Дети:к семи прибавить один, получится восемь, и делают запись с помощью математических знаков и цифр 7+1=8.
В. 4 белочки орешки грызут, 4 белочки скорлупки убирают
(Показ на мольберте счетного материала: 4 белочки справа и 4 слева)
В. Сколько всего белочек увидела Рукодельница? (ответы детей)
Дети: 8 белочек
В. Всего рукодельница увидела 8 белочек.
Дети: к четырем прибавить четыре, получится восемь
В. Что можно сказать о количестве белочек и зайчиков? Дети:Белочек и зайчиков равное количество. И белочек и зайчиков по восемь.
Слуховой диктант.
Воспитатель: Морозко решил проверить девочку, как она умеет ориентироваться в лесу. Поможем ей? На листе бумаги будем обозначать, что ей встретилось в лесу условными обозначениями. (На листе бумаги нарисованы обозначения: ёлка, дерево, снежинка, солнце, птичка)
Физкультминутка
Сейчас мы превратимся с вами в ветер.
Ветер дует ледяной (Дети машут руками.)
И вздымает снега тучу (Приседают, потом встают, разводят руки в стороны)
Он суровый и могучий. (Дети крутят руками.)
Зайцы прячутся в кустах. (Имитируют)
Даже хитрая лиса.
Притаилась и сидит, (дети садятся в глубокий присед на несколько секунд, потом встают.)
Ну, а снег летит, летит. (Дети машут рукам)
Воспитатель: Откуда же берется снег?
Дети: Он подает из тучи.
Слайд
Воспитатель: Снежинки образуются из мелких ледяных кристалликов в облаках. Внутри облака ледяные кристаллики растут за счет перехода пара в твердые кристаллы льда. Во время очень сильных морозов ледяные кристаллики выпадают на землю. И на земле образуется слой очень пушистого снега, состоящего из тоненьких ледяных иголочек. Посмотрите, сколько ветер снега надул, а вот и снежинки залетели, пока они не растаяли, скорей ищите две одинаковые. Дети ищут, но не находят.
Воспитатель: Оказывается, двух одинаковых снежинок не бывает. Ребята, а что общего у всех снежинок? (Ответы детей)
Воспитатель: Совершенно верно, у всех снежинок шесть лучиков, но похожих нет, мороз постарался.
Все снежинки одинаковы на цвет –
Но близнецов, поверьте, нет.
Найти похожих здесь нельзя –
Мороз старался, и не зря.
Воспитатель: Ребята, а вы хотите знать, почему снег хрустит под ногами? (Ответы детей)
Воспитатель: Волшебница Зима приглашает нас в свою лабораторию. (Кто знает, что такое лаборатория) Слайд 12
Опыт “Почему снег хрустит?”
Воспитатель: Возьмем крупную соль. Её кристаллики очень напоминают снежинки.
Берем столовую ложку (железную) и надавливаем ею на соль (несколько раз).
Результат. Слышен скрипящий или хрустящий звук (ломаются кристаллики соли). Такой же звук слышен, когда мы идём по снегу в морозный день.
Вывод: Снег состоит из, снежинок. Снежинки из маленьких кристалликов. Хотя эти кристаллики очень маленькие, когда они ломаются, слышен треск. Конечно, когда ломается одна снежинка звук услышать невозможно, но когда вы в морозный день идёте по заснеженной улице, под вашими ногами ломаются сотни тысяч снежинок. Тогда вы и замечаете, что снег скрипит.
В. А Морозко все это время наблюдал за нами, ему очень понравилось как вы помогали Рукодельнице. Он приготовил для вас интересную игру.
Дид. игра «Это правда или ложь» (Работа с сигнальными карточками)
В. Если то, о чем я говорю – правда, вы поднимаете зелёную карточку, если ложь, красную.
- Зимой метёт метель.
- Зимой цветёт сирень.
- Зимой можно кататься на лыжах.
- Зимой птицы улетают на юг.
- Зимой медведь спит.
- Зимой бегут ручьи.
- Зимой можно играть в снежки.
- Дед Мороз приходит зимой.
Релаксация.
- Какие зимние сказки мы с вами вспоминали?
- Какие задания мы выполняли с рукодельницей?
- Какой опыт мы выполняли в лаборатории Зимы?
- Какой вывод мы сделали?
Творческое задание.
Воспитатель: В лаборатории у Зимы мы с вами узнали, что снежинка состоит из 6 лучиков. Сейчас мы с помощью соли, простого карандаша и клея нарисуем с вами снежинки. Сначала простым карандашом нарисуем контур снежинки, затем с помощью тонкой кисти наносим клей на контур снежинки и посыпаем клей солью. Следите затем, чтобы клей не успел высохнуть. Лишнюю соль стряхиваем в тарелочку.