любовь Чаганова
«Здоровый рацион». Проект для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЛИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 23 «АЛЕНУШКА»
141613, Московская область,
г. Клин, ул. Самодеятельная, д. 2
тел. : 8(49624)2-35-95
fediukina.nadejda2012@yandex.ru
Проект
«ЗДОРОВЫЙ РАЦИОН»
в подготовительной группе
Разработала воспитатель
Высшей квалификационной категории
Чаганова Л. В.
2018 год
Публикация «„Здоровый рацион“, Проект для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июнь 2019
Актуальность проекта. Рациональное питание является одним из факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребёнка. Оно оказывает самое непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья. Правильное сбалансированное питание, отвечающее физиологическим потребностям растущего организма, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям. Однажды дети в группе поспорили между собой, что вкуснее яблоко или груша, что слаще клубника или малина, что полезнее огурец или помидор. Детей заинтересовало : откуда появляются фрукты, овощи, ягоды, какие разнообразные виды существуют, какими свойствами они обладают, и какие блюда из них можно приготовить, чтобы это пошло на пользу организму. Для решения этой проблемы возник проект : «Здоровый рацион».
Цель:
Формирование мотивации у детей на здоровый образ жизни посредством постановки и разрешения проблемы в процессе познавательной активности о здоровом питании.
Задачи:
Развитие у детей интереса к своему здоровью и окружающих, а также к условиям сохранения и укрепления здоровья посредством организации здорового питания.
Развитие у детей потребности в новых знаниях о свойствах полезных овощей, фруктов, ягод.
Формирование у детей познавательных умений:
- активно вступать в обсуждение проблемы, аргументировать свою точку зрения;
- сравнивать, анализировать, делать выводы, классифицировать, строить суждение на основе установления причинно – следственных связей;
- творчески перерабатывать полученную в ходе исследования информацию и самовыражаться в разных видах деятельности.
Углубление и систематизация у детей знаний о разновидностях, внешнем виде, свойствах и значении овощей, фруктов и ягод для здоровья человека. Уточнить и расширить знания детей об овощах, фруктах и ягодах, которые растут в Московской области.
Воспитывать интерес к природным объектам, культурным растения,
желание помогать родителям, выращивать, полезные продукты и использовать их в своём рационе.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Учить составлять небольшие описательные рассказы на тему «Как я выращивал овощи»
Закреплять знания о строении растения.
Познакомить детей с профессиями, связанными с природой.
Учить открывать для себя как можно больше прекрасного и удивительного.
Учить различать многолетние растения от однолетнего.
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, родители, педагоги, медсестра.
Организация проекта.
1. Этап. Постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской работы.
Проблема исследования: На протяжении нескольких лет осенью в нашем детском саду устраиваются выставки урожая овощей, фруктов и ягод, конкурсы осенних поделок (совместно с родителями). Дети с родителями в рамках этих выставок составляют букеты, натюрморты, приносят наиболее интересные плоды со своих огородов, изготавливают поделки из природн6ого материала, подбирают стихи и загадки на тему осеннего урожая и т. д.
Гипотеза исследования: (выдвигалась в процессе совместн6ого обсуждения воспитателя с детьми, бесед детей с родителями, чтения литературы) : овощи, фрукты, ягоды с огорода являются ценным для организма продуктом, они обладают питательными и лечебными свойствами. Люди выращивают множество видов овощей, фруктов, ягод, делают из них полезные и вкусные блюда. Для организации полноценного питания необходимо изучить происхождение и особенности выращивания культурных растений, их виды, полезные свойства, значение для организма, познакомиться со способами приготовления блюд из овощей, фруктов и ягод.
В соответствии с проблемой и гипотезой исследования дети с помощью воспитателя поставили задачи дальнейшего исследования проблемы.
Изучение происхождения и разнообразия видов культурных растений, особенности их выращивания.
Анализ полезных для организма и лечебных свойств овощей, фруктов и ягод, их значения в жизни человека.
Знакомство с образами некоторых растений в народных песнях, играх и забавах.
Знакомство с рецептами приготовления блюд из растений с огорода, и освоение некоторых способов приготовления (овощные, фруктовые салаты, варенье).
Результаты исследования:
- Коллекция видов и сортов овощей, фруктов и ягод: фотографии, картинки, муляжи, натуральные продукты.
- Сборник «В огороде и в саду - все полезное растёт» : рассказы, загадки, сказки, игры, подробное описание растения, выбранного ребенком вместе с родителями, о его росте, развитии, об успехах выращивания.
- Выставка детских рисунков и фотографий на тему «Здоровый рацион с грядки».
- Выставка поделок из овощей «Что нам осень принесла».
- альбом рецептов блюд из растений с огорода, составленный с помощью родителей.
2. Этап. Организация исследования в рамках проекта.
1. Сбор, анализ и систематизация информации о происхождении и видах выбранного детьми культурного растения, особенностях выращивания, их свойствах и значении для здоровья, способах приготовления:
- Чтение и обсуждение книг Н. Надеждиной «Вокруг света по стране Легумии» и «Где щи, там и нас ищи», сказки Д. Родари «Приключения Чиполино», рассказа А. В. Евстигнеева «Капуста», и др. Знакомство с происхождением и видами культурных растений, вкусовыми и лечебными свойствами, значением для организма человека, возможностями использования в пищу;
- беседы о разнообразии семян, особенностях выращивания на основе рассматривания иллюстраций в книгах «Юным овощеводам» и «Волшебная грядка»;
- сбор и составление загадок, стихотворений, пословиц, поговорок; оформление содержания сборника «В огороде и в саду- всё полезное растет»
- отбор и систематизация детьми, воспитателями и родителями рецептов блюд, фотографий и рисунков с изображением овощей, фруктов, ягод, разных видов и сортов, с описанием особенностей каждого сорта.
- Экскурсии в цветущий сад, прогулка-путешествие в огород.
- Познавательные беседы: «Такие разные семена», Полезные овощи», «Какие бывают корнеплоды», «Полезные фрукты», «Сладкая ягода». Знакомство с лечебными свойствами овощей, фруктов, ягод, их использование в народной медицине.
2 .Творческая познавательная деятельность детей :
- изучение рецептов и приготовление овощных, фруктовых салатов, муссов из ягод – здоровый рацион;
- подготовка и проведение театрализованного представления «Почему помидор красный?» (роли овощей выполняют дети подготовительной группы»;
-рисование детей на тему : «Мой подсолнух» (например).
- аукцион загадок, стихов и пословиц;
- организация с детьми дидактических игр: «Чудесный сундучок», «Что необходимо растению для роста?», «Приготовь салат»; «В огороде и в саду – все полезное растет»;
- разучивание народных игр с тематикой огородничества.
3. Этап. Презентация результатов исследовательской деятельности детей.
1. Организация выставки: «Здоровый рацион» с использованием коллекции видов культурных растений: фотографии, муляжи, картинки, натуральные продукты, с описанием каждого вида; альбомом с рецептами блюд, рисунков детей.
2. «В огороде и в саду- все полезное растет» : рассказы, загадки, сказки, народные игры, подобранные и составленные детьми.
3. Выставка рисунков детей на тему : «Здоровый рацион с грядки».
4. Выставка поделок из природного материала: «Что нам осень принесла».
5. Итоговое мероприятие «Хотим быть здоровым».
Май.
- Занятие по экологическому воспитанию «Чудесная кладовая»;
-Беседа «Части растения» и рассматривание семян культурных растений;
-Рассматривание иллюстраций культурных растений;
-Беседы: «Овощи?», «Какие бывают корнеплоды»; «Ягоды с огорода»;
- Дидактическая игра: «Чудесный сундучок», «Такие разные семена», знакомство с семенами овощных растений;
-Беседы с родителями на тему: «Какое растение они хотели бы вырастить с ребенком»;
- Чтение и обсуждение книг Н. Надеждиной «Вокруг света по стране Легумии» и «Где щи, там и нас ищи», сказки Д. Родари «Приключения Чиполино», рассказа А. В. Евстигнеева «Капуста», и др. Знакомство с происхождением и видами культурных растений, вкусовыми и лечебными свойствами, значением для организма человека, возможностями использования в пищу;
-Домашнее задание детям: узнать, какой овощ, они с родителями хотят посадить и вырастить. Или они хотят рассказать о многолетнем растении, (например, ягоды: клубника, малина, смородина, крыжовник;
Июнь.
- Экскурсия в цветущий сад (в это время цветут ягодные, фруктовые культуры);
-Создание дидактической игры «Что необходимо растению для роста»; «В огороде и в саду»;
-Беседы о ягодных культурах нашего края, показ иллюстраций;
-Дидактическая игра «Назови ягоду по описанию»;
- Сбор и составление загадок, стихотворений, пословиц, поговорок; оформление содержания сборника «В огороде и в саду – все полезное растет»;
-Составление описательных рассказов о выбранной культуре;
-Сбор информации у родителей о том растении, которое выбрал ребенок.
Июль.
- Составление. Альбома рецептов блюд из растений с огорода, составленный с помощью родителей.
- Беседа о фруктах с опорой на стихи Н. Григорьевой. «Что такое фрукты».
- Наблюдения за ростом и развитием растений.
- Выставка рисунков на тему (например) «Мой подсолнух».
- Наблюдение за трудом взрослых (прополка растений от сорняков).
- Беседа: «Солнечный цветок».
- Элементы психогимнастика «Я подсолнух».
Август.
- Высказывания детей о своем растении, составление описательных рассказов.
- Разучивание стихотворения Н. Григорьевой: «Я люблю суп».
- Викторина: «Что мы знаем о картофеле?»
- Подбор фотографий на тему «Здоровый рацион с грядки»
- Беседы о профессиях: садовник, лесник, агроном, эколог.
- Прогулка – путешествие в огород, наблюдение за состоянием объектов природы на участке
- Организация фотовыставки: «Здоровый рацион с грядеки»
Сентябрь.
- Показ спектакля «Почему помидор красный».
- Выставка детских рисунков и фотографий на тему «В огороде и в саду- все вкусное растет».
- Экскурсия в огород «Урожай собирай и на зиму запасай».
- Выставка поделок из овощей «Что нам осень принесла».
- Итоговое мероприятие «Хотим быть здоровыми».
Заключительный этап.
Наш проект – продукт сотрудничества детей, воспитателя и родителей. С энтузиазмом откликнулись родители принять участие в проекте. Они делали снимки детей с разными культурными растениями, собирали информацию о них. В течение лета дети приходили в группу и каждый участник проекта рассказывал о важности, полезности того или иного растения, овоща, фрукта.
У детей повысился интерес к своему здоровью посредством организации здорового питания; интерес к природным объектам, культурным растениям.
Сформировались познавательные умения: дети активно вступают в обсуждение проблемы, аргументируют свою точку зрения; дети научились сравнивать, анализировать, делать выводы, классифицировать, творчески перерабатывать полученную в ходе исследования информацию и самовыражаться в разных видах деятельности.
Воспитанники научились открывать для себя как можно больше прекрасного и удивительного для здорового образа жизни познакомились со здоровым рационом.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Итоговое мероприятие
Тема: «Хотим быть здоровыми»
Цели:
• Обобщить знания об овощах и фруктах, о правильном питании;
• Закрепить знания о витаминах;
• Воспитывать у детей желание вести здоровый образ жизни.
Ход досуга:
Воспитатель: Сегодня наш праздник
Обещает быть неплох.
Мы расскажем обо всем,
Поиграем и споем.
А девиз у нас таков:
«Крепким будь и будь здоров!»
Ребята, сегодня мы с вами поговорим о здоровье! Кто хочет быть здоровым?
Дети: Все!
Воспитатель: Какого человека можно назвать здоровым?
Дети: Веселого, подвижного, не болеющего.
Стук в дверь. В гости приходит Ваня Заболейкин.
Воспитатель: Здравствуй, мальчик? Ты кто?
Даня: Заболейкин Ваня я,
Только болен я, друзья.
У меня унылый вид,
Очень голова болит.
Ломит спину, колет бок,
Нужен врач, он мне б помог.
Воспитатель:
Хватит охать и реветь,
Стыдно мальчику болеть.
Приходи к нам в детский сад,
Здесь узнаешь от ребят:
Как здоровым, сильным быть,
Как без грусти день прожить.
Правда, дети, мы ведь сможем?
Заболейкину поможем!
Дети: Да!
Воспитатель: Какая у тебя странная фамилия, Заболейкин!
Ваня: А мне нравится моя фамилия, она мне как раз подходит, потому что я постоянно болею. Я сегодня к вам в детский сад пришел, а завтра я заболею и буду сидеть дома.
Воспитатель: Что-то непонятное с тобой творится? Неужели тебе нравится все время болеть, ходить по больницам, пить таблетки. А вы, ребята, любите болеть?
Дети: Нет!
Воспитатель: Почему?
Дети: Скучно сидеть дома, лежать в постели.
Воспитатель: А что ты любишь кушать, Ваня?
Ваня: Конфеты, печенье, торт, кока-колу, лимонад, жвачки, чипсы.
Воспитатель: Это все вкусно, дети?
Дети: Да!
Воспитатель: А полезно ли это?
Дети: Нет!
Воспитатель: А какие полезные продукты вы знаете?
Дети: Это овощи, фрукты и ягоды!
Воспитатель:
А теперь посмотрим инсценировку стихотворения Ю. Тувима “ Овощи ”
Воспитатель: Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку, капусту,
Морковку, горох,
Петрушку и свёклу.
Ох. Вот овощи спор завели.
Перец: Кто из нас, из овощей,
И вкуснее, и нужней?
Кто при всех болезнях
Будет всех полезней?
Горох: Я такой хорошенький
Зелёненький мальчишка,
Если только захочу
Всех горошком угощу.
Свё кла: Дай сказать хоть слово мне,
Выслушай сначала
Свёклу надо для борща
И для винегрета.
Кушай сам и угощай –
Лучше свёклы нету!
Капуста: Ты уж, свёкла помолчи!
Из капусты варят щи
А какие вкусные пироги капустные!
Редиска: Я – румяная редиска,
Поклонюсь вам низко-низко.
А хвалить себя зачем?
Я и так известна всем!
Огурец: Очень будете довольны,
Съев огурчик малосольный,
А уж свежий огуречик
Всем понравится, конечно!
Морковь: Про меня рассказ недлинный.
Кто не знает витамины?
Пей всегда морковный сок
И грызи морковку –
Будешь ты тогда, дружок,
Крепким, сильным, ловким.
Помидор: Не болтай, морковка, вздор,
Помолчи немножко.
Самый вкусный и приятный
Уж, конечно, сок томатный.
Лук: Я приправа в каждом блюде.
И всегда полезен людям.
Угадали? Я - ваш друг,
Я простой зелёный лук!
Картошка: Я, картошка, так скромна-
Слова не сказала…
Но картошка так нужна
И большим и малым.
Баклажан: Баклажанная икра,
Так полезна, так вкусна.
Воспитатель:
Спор давно кончать пора!
Спорить бесполезно. (Раздаётся стук в дверь.)
Кто-то кажется стучит…
Входит доктор Айболит.
Все: Это доктор Айболит.
Айболит: Ну, конечно, это я!
О чём спорите друзья?
Репа: Кто из нас из овощей,
Всех важней и всех вкусней?
Кто при всех болезнях
Будет всех полезней?
Айболит: Чтоб здоровым, сильным быть,
Надо овощи любить,
Все без исключенья, в этом нет сомненья!
Воспитатель: Действительно, все овощи полезны. В них содержатся вещества, которые необходимы для роста и развития.
Айболит: Да. Эти вещества, помогут стать здоровыми, румяными и бодрыми.
Воспитатель: Ребята, о каких волшебных веществах говорит Айболит?
Дети: О витаминах!
Воспитатель: Ребята, давайте расскажем Ване Заболейкину, как полезны для здоровья витамины.
Небольшая сценка в стихах про витамины:
Света: Витамины - ценные вещества,
Без них мы никуда.
Чтоб здоровым, сильным, крепким быть,
Нужно с витаминами дружить.
Витаминов много - всех не перечесть,
Но самые главные среди них есть.
Без них не может организм существовать,
Учиться, работать, отдыхать.
Витамин А
Помни истину простую -
Лучше видит только тот,
Кто жует морковь сырую
Или пьёт морковный сок.
Воспитатель: Витамин А – очень важен для зрения и роста, а есть он в моркови, сливочном масле, помидорах, яйцах, петрушке.
Выставляю рисунки продуктов
Витамин В
Очень важно спозаранку
Есть за завтраком овсянку.
Черный хлеб полезен нам-
И не только по утрам.
Воспитатель: Витамин В - помогает работать нашему сердцу. Его можно найти в молоке, мясе, хлебе.
Выставляю рисунки продуктов
Витамин С
От простуды и ангины
Помогают апельсины.
Ну, а лучше есть лимон,
Хоть и очень кислый он.
Воспитатель: Витамин С – укрепляет весь организм, защищает от простуды. Он есть в апельсинах, лимонах, ягодах, капусте, луке.
Выставляю рисунки продуктов.
Витамин Д
Рыбий жир всего полезней. Хоть противный - надо пить.
Он спасает от болезней.
Без болезней - лучше жить!
Воспитатель: Витамин Д - делает наши руки и ноги крепкими. Его много в молоке, сыре, яйцах.
Выставляю рисунки продуктов.
Никогда не унываю
И улыбка на лице,
Потому что принимаю
Витамины А, В, С.
Воспитатель: И какой же здесь напрашивается вывод?
Дети: Все витамины важны для здоровья.
Воспитатель: А теперь поиграем.
Игра «Витаминные семейки».
(Дети - Витамины собирают свои семейки, т. е. овощи и фрукты, в которых они находятся.)
Заболейкин Ваня: Я понял,
Чтоб здоровым, сильным быть
Надо фрукты, овощи любить.
Все без исключенья –
В этом нет сомненья!
В каждом польза есть и вкус,
И решить я не берусь,
Кто из них вкуснее,
Кто из них нужнее.
Доктор Айболит: Ну конечно, Ваня,
Чтобы быть здоровому,
Дары бери садовые!
Витаминная родня –
Дети солнечного дня!
Тот, кто ест морковку,
Станет сильным, крепким, ловким.
А кто любит, дети, лук –
Вырастает быстро вдруг.
Кто капусту очень любит,
Тот всегда здоровым будет.
Воспитатель: - Скажите, что еще нужно делать, чтобы оставаться здоровым? (ответ детей).
Воспитатель: - Мы с вами знаем много правил, как оставаться здоровыми, и ребята сейчас про это расскажут. (Дети рассказывают стихи)
1. Знает вся моя семья
Должен быть режим у дня.
Следует, ребята, знать
Нужно всем подольше спать.
Ну а утром не лениться–
На зарядку становиться!
Воспитатель: Ребята, а давайте сейчас сделаем не большую, но полезную зарядку.
2. Чистить зубы, умываться,
И почаще улыбаться,
Закаляться, и тогда
Не страшна тебе беда.
3. У здоровья есть враги,
С ними дружбы не води!
Среди них тихоня лень,
С ней борись ты каждый день.
4. Кушать овощи и фрукты,
Рыбу, молокопродукты -
Вот полезная еда,
Витаминами полна!
5. На прогулку выходи,
Свежим воздухом дыши.
Только помни при уходе:
Одеваться по погоде
6. Ну, а если уж случилось:
Разболеться получилось,
Знай, к врачу тебе пора.
Он поможет нам всегда!
Воспитатель: Подведём итог, я вам буду называть правила, если вы со мной соглашаетесь, то хлопайте в ладоши. Если не согласны, то топайте ногами.
- Перед едой надо всегда мыть руки с мылом.
- Надо меньше двигаться.
- Надо есть продукты, которые полезны для здоровья.
- Когда кушаешь можно разговаривать, глотать не пережёванную пищу.
- Есть надо медленно.
- Закаляться вредно.
- Зубы чистить два раза в день.
- Очень вредно полоскать рот после еды.
- Полезно пить газировку, есть чипсы и жирную пищу.
- Соблюдать режим.
- Плохо дышать свежим воздухом.
- Хорошо ходить с плохим настроением, грустить, плакать.
Вот те добрые советы,
В них и спрятаны секреты,
Как здоровье сохранить.
Научись его ценить!
Эти правила важны,
Вы запомнить их должны!
Воспитатель: Ребята, наше развлечение подошло к концу. Мы научили Ваню, как вести здоровый образ жизни. Теперь он болеть не будет. И вы не болейте, занимайтесь спортом, делайте зарядку, много гуляйте и правильно питайтесь. Будьте здоровы!
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Мониторинг реализации проекта
«Здоровый рацион»
Критерии:
- знать строения растений;
- имеет представление о здоровом образе жизни, о здоровом рационе питания;
- различать многолетние растения от однолетнего;
- замечает красоту и гармонию в окружающем мире.
Результат на начало и на конец проекта.
Продукт проекта : организация фотовыставки: «Здоровый рацион»;- выставка поделок из овощей «Что нам осень принесла»; итоговое мероприятие: «Хотим быть здоровыми».
Выводы и рекомендации: входе реализации проекта у детей повысился интерес к своему здоровью посредством организации здорового питания – здорового рациона; интерес к природным объектам, культурным растениям.
Сформировались познавательные умения: дети активно вступают в обсуждение проблемы, аргументируют свою точку зрения; дети научились сравнивать, анализировать, делать выводы, классифицировать, творчески перерабатывать полученную в ходе исследования информацию и самовыражаться в разных видах деятельности.
Воспитанники научились открывать для себя как можно больше прекрасного и удивительного.
Рекомендуем продолжать закреплять полученные знания дома с родителями.