Михайлова Дарья
Здоровьесберегающие технологии во время непосредственно образовательной деятельности в плавательном бассейне
▼ Скачать
Михайлова Дарья Дмитриевна,
МБДОУ «ДС №71 «Антошка»,
Инструктор по физической культуре
Здоровый ребенок, как правило, жизнерадостный, активный, любознательный, выносливый, с достаточно высоким уровнем физического и умственного развития
Публикация «Здоровьесберегающие технологии во время непосредственно образовательной деятельности в плавательном бассейне» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Плавание, бассейн в детском саду
- Плавание. Конспекты занятий по плаванию в бассейне
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2020
На сегодняшний день встаёт вопрос о работе по формированию осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. Одним из средств решения этой проблемы являются здоровье сберегающие технологии, внедрение которых подразумевает и обучение детей плаванию.
Плавание как возможность передвижения человек использует с давних времен. Благоприятное воздействие плавания на организм человека было замечено и стало использоваться в оздоровительных целях, так как плавание является одним из богатейших источников здоровья. Чем раньше приучить ребенка к воде и научить его плавать, тем положительнее будет воздействие на развитие всего детского организма.
Основная цель занятий в бассейне – обучение плаванию; закаливание и укрепление детского организма; формирование у каждого ребенка осознанного отношения к занятиям физическими упражнениями; создание основы для разностороннего физического развития (развитие и укрепление опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем.)
В соответствии с данной целью решаются следующие задачи:
— обучить навыку плавания;
— формировать бережное отношение к своему здоровью и навыки личной гигиены;
— формировать навык безопасного поведения на воде.
— развивать физические качества.
Технологии стимулирования и сохранения и укрепления здоровья
Игры у воды, на воде и даже под водой. Понимая значимость игры в развитии ребёнка и руководствуясь ФГОС ДО, в работе с детьми всё шире использую игровые подходы, которые обеспечивают проживание ребёнком игровых ситуаций, что способствует его полноценному всестороннему развитию. Детей всегда увлекают движения, связанные с каким-либо образом или сюжетом. Особенно действенно использование персонажа. У нас в бассейне это веселые рыбки которая внимательно наблюдают за детьми, На первом этапе когда дети только начинают ходить в бассейн рыбки поддерживает малышей, учат их не бояться заходить в воду, опускать лицо в воду, нырять. На следующем этапе рыбки поощряют ребят за правильное выполнение упражнения небольшим призом. Так же рыбки с нами играют.
Очень большую роль в обучении плаванию занимают разнообразные игры в воде. Они используются с первых занятий.
Игры в воде воспитывают решительность. Скорость, ловкость, силу.
При обучении дошкольников плаванию использую самые разнообразные игры формы - игровые упражнения, сюжетные и бессюжетны игры, эстафеты
Выбирая методические приемы и игры, учитываю возраст, и степень подготовленности воспитанников.
Неотъемлемой частью обучения плаванию я являются праздники на воде. Они создают основу для творческого проявления умений в веселых играх, соревнованиях, для укрепления дружеских взаимоотношений в коллективе.
Участие детей в праздниках объединяют радостные переживания, приносит большое эмоциональное удовольствие. Ребята начинают глубже понимать систематическое посещение бассейна, пробуждение интереса.
Традицией в бассейне стали призы. Это могут быть ракушки, различные фигурки вырезанные из бумаги. Награждаются дети, победившие в игре, эстафете, а так же показавшие лучшие результаты на занятиях.
Важным в моей работе является взаимодействие с родителями.
На родительских собраниях проводим мини-консультации, во время которых обсуждаются вопросы, вызывающие сомнения. Родители с радостью приходят на открытые занятия в бассейне, где фотографируют и снимают на камеру во время занятий, праздников, досугов.
Дыхательная гимнастика.
В дыхательной гимнастике существует успокаивающее и мобилизующее дыхание. На занятиях плаванием я чаще использую успокаивающее дыхание, т. к. оно гасит избыточное возбуждение и нервное напряжение, снимает волнение. На занятиях я придерживаюсь ступенчатой методики; так, в младших группах я использую такие упражнения, например:
Пузыри"
Дети стоят на дне, уровень воды по пояс.
По команде наклониться, руки упираются о колени, губы сложить трубочкой, опустить их в воду и сильно выдохнуть в воду, так, чтобы было вокруг много пузырьков.
Для дальнейшего усложнения игры надо опускать в воду лицо целиком, при этом можно выдыхать по-разному:
- сложить губы трубочкой и выдыхать очень тоненькой струйкой быстро или медленно
Со старшими дошкольниками я использую упражнения такие как:
"Общее дыхание"
Игроки располагаются двумя шеренгами около борта (две команды).
По команде, начиная с первых номеров, игроки в обеих командах, поочередно погружаются в воду, делают продолжительный выдох и возвращаются в исходное положение. Каждый последующий игрок погружается в воду сразу же после выхода из неё своего соседа по шеренге. Игроки стараются делать выдох как можно медленнее.
Правила: на поверхности должен появляться непрерывный ряд пузырьков (т. е. сидеть под водой на задержанном вдохе нельзя). Победившей считается команда, которая позже закончила игру.
Релаксация
Эмоциональное благополучие ребёнка – залог здоровья и успешности, как в настоящем, так и в будущем. Очевидно, что заботиться о психологическом здоровье человека нужно с детства, а для этого необходимо знать факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на его развитие; учебные перегрузки, несоответствие между внешними требованиями и психофизическими возможностями приводят к тревожности, замкнутости, возбудимости, агрессивности и служат постоянным источником стресса. Важный момент при организации занятия – организация благоприятной атмосферы, положительной установки. Созданию атмосферы тепла, доброты, внимания, т. е. обеспечению психологического комфорта способствуют упражнения:
«Мыльные пузыри»
Представьте себе, что все вы — разноцветные, мыльные пузыри. Вас надувают, вы становитесь все легче и легче. Ручки стали легкие- легкие, и ножки тоже стали легкие. Все ваше тело становится будто невесомым. Подул теплый, ласковый ветерок, и подхватил мыльные пузыри, унося их высоко-высоко в небо. Вам радостно, легко и свободно. Вы летите туда, куда дует теплый ласковый ветерок. Но вот пришла пора возвращаться домой. Ветерок утих, вы снова в бассейне. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Улыбнитесь друг другу.
"Пара” (попеременное движение с напряжением и расслаблением рук).
Стоя друг против друга и, касаясь, выставленных вперед ладоней партнера, с напряжением выпрямить свою правую руку, тем самым, сгибая в локте левую руку партнера. Левая рука при этом сгибается в локте, а у партнера выпрямляется.
Аквааэробика
В последнее время, как альтернатива плаванию, стала очень популярна
аэробика в воде, или как ее называют – аквааэробика.
Аквааэробика - это популярный вид физических упражнений для умеющих и
не умеющих плавать детей. Одной из её особенностей является выполнение
упражнений в горизонтальном и вертикальном (в отличии от плавания) положениях
что способствует гармоничному развитию мускулатуры и подвижности в основных суставах.
в своей работе элементы аэробики использую не так давно, Во время НОД я стала использовать ОРУ,
Упражнения можно выполнять как без предметов, так и с ними. Например, с мячами, гимнастическими палками, обручами или игрушками.
Закаливание.
Традиционные способы закаливания организма детей широко применяются родителями и воспитателями детских садов. Эти способы хорошо известны и изучены, их эффективность и польза для здоровья проверены временем.
Основные методы закаливания детей дошкольного возраста – это закаливание солнцем, воздухом и водой. Перечисленные методы считаются традиционными. Они проверены временем, поскольку применяются на протяжении нескольких десятков лет и считаются весьма эффективными.
Закаливание чаще всего проводится в домашних условиях, но и в детском саду существуют свои методики закаливания. Где бы не велась данная работа, она должна начинаться постепенно и проходить регулярно.
Закаливание-стресс для организма. Нельзя начинать с резкого охлаждения, для начала нужно ограничиться легкими охлаждающими процедурами.
Традиционные методы закаливания
- обливание
-обтирание
-принятие контрастного душа
- умывание
Обливание
Большую пользу детскому организму приносит обливание ног прохладной водой. Для этого необходима емкость 0.5 л.
Прохладную воду льют на теплые ноги, охватывая стопы и голени, затем выполняется обтирание сухим полотенцем.
Еще обливание можно проводить таким способом: наполнить ведро водой 35 градусов.
Обливание начинать с рук, ног, с переходом на грудь, голову.
С каждым разом снижать градус температуры воды. Продолжая обливать на каждом занятии. при завершении процедуры тело обтирают сухим полотенцем
Обтирание
В основные методы закаливания детей входит и обтирание, которое признано более эффективным, чем умывание. Для обтирания потребуется махровая варежка, мягкая салфетка или полотенце. Выбранный атрибут смачивается прохладной водой, после чего с его помощью обтирают конечности, массируя в направлении от кистей рук к плечу. Сначала обтирают руки, затем шею, грудь, живот, спину. На процедуру уходит 2 – 3 минуты. По ее завершении кожу вытирают сухим полотенцем, слегка массируя кожу до небольшого покраснения.
Принятие контрастного душа
В методы закаливания ребенка от 3 лет входит чередование прохладной и теплой воды. Данный метод помогает укрепить ослабленный иммунитет. Для процедуры потребуется два ведра с прохладной и теплой водой. Температура прохладной воды в первый раз должна составлять 35 градусов, теплой – 40 градусов. Обливание начинается с конечностей ребенка, затем поливают тело и голову. Процедуру начинают с прохладной воды, после чего сразу используют теплую. Так же можно использовать душевые кабины
Каким бы ни было закаливание водой, оно должно проводиться систематически, за исключением тех дней, когда ребенок болеет.
Современные методики закаливания детей в домашних условиях рекомендуют воздушные ванны, которые необходимы уже с первых дней жизни ребенка. Воздушная ванна – это и сон на открытом воздухе, и прогулка, и ходьба босиком на улице.
Нетрадиционные методы закаливания детей в детском саду направлены на укрепление здоровья, увеличение работоспособности, формирование двигательных умений и навыков, дисциплинированности, интереса к здоровому образу жизни, снижение заболеваемости в группах.
Одним и распространенных методов закаливания является хождение босиком.
Существует прямая зависимость рецепторов стоп с организмом. Замечено, если постоянно ходить в теплой обуви, ноги привыкают к этой температуре и при охлаждении стоп начинается заболевание. Если заниматься закаливанием стоп, можно уменьшить их чувствительность, а значит, восприимчивость к перепадам температур.
Закаливание стоп в детском саду подразумевает хождение по полу при его температуре 18 градусов. В течение 5 дней выполняется ходьба в носках, затем босиком, начиная с 3 – 4 минут в день. Постепенно время хождения босиком по прохладному полу увеличивается на 1 минуту, до тех пор, пока не достигнет 20 – 25 минут. Данная процедура показана детям всех возрастов.
В бассейне нашего детского сада имеются специальные дорожки для босо хождения
Методика закаливания имеет разные формы, но в каждой из них заложен свой смысл. Так, для профилактики заболеваний горла и носоглотки проводится полоскание горла прохладной водой с постепенным понижением температуры. Процедура подходит детям старшего дошкольного возраста, так как они уже умеют самостоятельно полоскать горло. В первые дни закаливания берут воду температурой 36 градусов, в последующие дни она снижается на 2 – 3 градуса и доводится в результате до 10 градусов.
Методы закаливания детей дошкольного возраста направлены на уменьшение простудных заболеваний, повышение сопротивляемости организма к инфекциям и выработке иммунитета.
Закаливающие процедуры должны стать частью жизни ребенка. Для каждой из них необходима систематичность, только тогда она принесет желаемый эффект. Перерыв даже на 2 недели приведет к ослаблению организма и снизит его устойчивость к инфекциям. Результаты закаливания во многом зависят от того, как ребёнок относится к этим процедурам. Важно, чтобы закаливающие процедуры вызывали положительные эмоции у детей.
Литература
1. Т. И. Осокина, Е. А Тимофеева, Т. Л. Богина. «Обучение плаванию в
детском саду»; 1991
2. Т. В. Празникова, В. П Празников «Закаливание детей дошкольного возраста»; 2007
3. Н. В. Бурцев «Правильное закаливание детей от рождения до школы»;
Издательство «Феникс» 2013
4. Л. ВГаврючина «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»