Анна Сонина
Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд
Одна из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного воспитания – охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Выделяется несколько компонентов здоровья : соматическое, физическое и психическое.
Публикация «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2024
К сожалению, в ДОУ с каждым годом растет количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Такие дети имеют нарушения центральной нервной системы различной степени, отклонения в психоэмоциональной сфере, нарушения в опорно-двигательной и дыхательной системе, различные хронические и соматические заболевания. Это затрудняет восприятие, ослабляет познавательную деятельность, снижает работоспособность, ориентацию в практической деятельности.
Следовательно, одной из основных задач в работе с детьми с ОВЗ является такая организация и методика проведения всех оздоровительных и воспитательно-образовательных мероприятий, при которой не только сохраняется хороший уровень умственной работоспособности, происходит дальнейшее развитие, но и укрепление здоровья ребенка. Мероприятия выстраиваются в последовательную цепочку и проходят через все виды деятельности.
2 слайд
Здоровьесберегающие технологии – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
А теперь подробнее рассмотрим некоторые из здоровьесберегающих технологий, обратите внимание на экран:
3 слайд
1. Дыхательная гимнастика - это система упражнений на развитие речевого дыхания.
4 слайд
Дыхательная гимнастика направлена на решение следующих задач:
- насыщение организма кислородом и улучшение обменных процессов;
- повышение сопротивляемости и устойчивости к заболеваниям дыхательной системы;
- нормализация и улучшение психоэмоционального состояния организма;
- развитие силы, плавности и длительности выдоха.
В работе с детьми использую дыхательные упражнения с удлиненным, усиленным выдохом и вдохом через нос. Оборудование для развития дыхания, является частью предметно-развивающей среды (вертушки, мыльные пузыри, игрушки-тренажеры).
5 слайд
2. Артикуляционная гимнастика.
6 слад
Целью артикуляционной гимнастики является выработка полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков. Артикуляционную гимнастику целесообразно проводить с детьми начиная с трехлетнего возраста. Желательно отводить на упражнения от 3-5 минут ежедневно в младшем дошкольном возрасте, до 10-12 минут ежедневно для детей старшего дошкольного возраста. Каждый комплекс должен включать от четырех до восьми упражнений (соответственно возрасту детей).
7 слайд
3. Самомассаж.
8 слайд, 9 слайд.
Это дозированное механическое раздражение тела человека, выполняемое с помощью специального оборудования: массажные мячики, деревянные массажеры. Самомассаж стимулирует обменные процессы в мышечной ткани, усиливает кровообращение в мышцах, улучшает питание тканей, снабжая их кислородом. Самомассаж способствует приобретению знаний о строении собственного тела, стимулирует развитие речи и увеличивает словарный запас. Рекомендуется детям с гипертонусом мышц.
10 слайд
4. Развитие мелкой моторики.
11, 12 слайд
Пальчиковая гимнастика
Известному педагогу Василию Александровичу Сухомлинскому принадлежит одно из самых точных на мой взгляд высказываний: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
Пальчиковые игры и упражнения – являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия.
13, 14, 15, 16 слайд
Игры на развитие мелкой моторики
Существует огромное колличество игр для развития тонкой моторики рук: конструкторы, шнуровки, мозайки, пазлы, игры со счетными палочками, прищепками, крупами и многое другое.
Осуществление грамотно построенной коррекционной работы по развитию мелкой моторики обязательно принесё т положительные результаты:
- кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает или приближается к норме скованность движений;
- становятся более чёткими движения пальцев рук;
- движения в руке становятся более согласованными и координированными;
- повышается уровень развития речи;
- развивается память, мышление, внимание;
- наблюдается проявление согласованности зрительного и двигательного анализаторов.
17 слайд
5. Логоритмика.
18 слайд, 19 слайд
Это форма активной терапии, в которой преодоление речевых нарушений идет путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой. Логоритмика оказывает влияние на общий тонус, моторику, настроение, способствует тренировки подвижности нервных центров ЦНС и активизации коры головного мозга, развивает внимание, его концентрацию, объем, устойчивость, память зрительную, слуховую и моторную. Ритм благоприятно влияет на различные отклонения в психофизической сфере детей с нарушениями речи.
20 слайд
Использование вышеперечисленных здоровьесберегающих технологий при проведении коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ способствует :
-повышению работоспособности, выносливости детей;
-развитию психических процессов;
-формированию, развитию двигательных умений и навыков;
-развитию общей и мелкой моторики;
-и в итоге способствует социальной адаптации детей с ОВЗ.